ТОПОГРАФИЯ ШКОЛЫ
Август уже томит ожиданием нового
учебного года. В школе не просто красят, клеят,
моют, но жаждут новизны.
Мы мало думаем о том, как ощущают себя дети в
школе. Под «хорошими условиями» обычно понимаем
внешний вид школы и техническую оснащенность.
Дорогой ремонт плюс компьютер и видео в каждом
кабинете – вот и все требования к школьному
пространству у взрослых.
Только дети чувствуют школу иначе, чем взрослые.
Пребывают в том же здании, но совершенно в другом
измерении. Каждому месту соответствует
определенный тип событий, состав участников.
Есть «свои» места, они обустраиваются,
обживаются. Есть «чужие». Опасные, но
притягательные, а еще – страшные, куда «ни за
что!»
А что, если попробовать увидеть школу глазами
детей. И не только увидеть, но и... построить!
Максим БАЛАГУРОВ,
архитектор
Москва
Класс, в котором нельзя поставить в
угол
Как превратить обычную школу в уютное
пространство
Унылость и похожесть наших школ
удручает. Архитекторы идеальное школьное здание
все видят по-разному. Кто-то проектирует для
младших классов коттедж с отдельным входом, с
маленьким огородиком-садиком, потому что думает,
что учить здесь будут, как в семье: старшие
опекают младших. У кого-то возникает идея
построить школу для старшеклассников с классами
в виде амфитеатра, то есть создать самую
демократическую форму организации пространства,
где все равны. Они думают: хорошо бы все предметы
изучать через театр. Третьи проектируют школы, в
которых центром мироздания является библиотека.
Неплохо, конечно. Но когда это будет?
Обычную школу, между прочим, тоже можно
превратить в радостное и комфортное
пространство.
Есть вещи очевидные. Например, прямые углы. Они
преследуют человека повсюду. Утомляют страшно. А
на мягких углах глаз отдыхает. Они-то и
желательны в школе.
Пойдем дальше. Большое скопление народа
травмирует само по себе. Людские группы должны
быть маленькие, 5–7 человек.
Поэтому фиксированная сетка помещений, нарезка
на кабинеты – это крайне устаревшее
пространственное решение. Желательно
проектировать деформируемое, моделируемое
пространство с непостоянными перегородками. Для
детского учреждения хорошо то пространство,
которое можно менять, исходя из текущих
потребностей. Стационарные же, неизменные
пространства никакого течения потребностей не
допускают. Понятно, что, с одной стороны, школьное
пространство формирует определенную философию
образования, а с другой – педагогам надо что-то
изменить в понимании школы, чтобы им захотелось
другого, необычного пространства.
На дороговизну материалов обычно ссылаются те,
кто не хочет ничего менять. Я ведь говорю только о
принципах, а уж реализовывать их можно как очень
просто, так и супердорого. Чтобы, например,
перегородить большой кабинет, можно
смонтировать картонную стенку на колесиках, а
можно поставить на рельсы двухметровое цветное
стекло. Разница в дизайне, а не в сути. Суть же в
том, что школа – живой организм, группы
складываются, развиваются, распадаются,
самовозникают. И постоянно перемещаются! Этим
надо заниматься, соотнося среду с ситуациями.
К тому же есть прекрасный журнал “Проект
Россия”. Один из недавних номеров был целиком
посвящен передовым школьным проектам.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|