Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №47/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ТОПОГРАФИЯ ШКОЛЫ 
 

Август уже томит ожиданием нового учебного года. В школе не просто красят, клеят, моют, но жаждут новизны.
Мы мало думаем о том, как ощущают себя дети в школе. Под «хорошими условиями» обычно понимаем внешний вид школы и техническую оснащенность. Дорогой ремонт плюс компьютер и видео в каждом кабинете – вот и все требования к школьному пространству у взрослых.
Только дети чувствуют школу иначе, чем взрослые. Пребывают в том же здании, но совершенно в другом измерении. Каждому месту соответствует определенный тип событий, состав участников. Есть «свои» места, они обустраиваются, обживаются. Есть «чужие». Опасные, но притягательные, а еще – страшные, куда «ни за что!»
А что, если попробовать увидеть школу глазами детей. И не только увидеть, но и... построить!

 

 

 

Максим БАЛАГУРОВ,
архитектор
Москва

Класс, в котором нельзя поставить в угол

Как превратить обычную школу в уютное пространство

Унылость и похожесть наших школ удручает. Архитекторы идеальное школьное здание все видят по-разному. Кто-то проектирует для младших классов коттедж с отдельным входом, с маленьким огородиком-садиком, потому что думает, что учить здесь будут, как в семье: старшие опекают младших. У кого-то возникает идея построить школу для старшеклассников с классами в виде амфитеатра, то есть создать самую демократическую форму организации пространства, где все равны. Они думают: хорошо бы все предметы изучать через театр. Третьи проектируют школы, в которых центром мироздания является библиотека. Неплохо, конечно. Но когда это будет?
Обычную школу, между прочим, тоже можно превратить в радостное и комфортное пространство.
Есть вещи очевидные. Например, прямые углы. Они преследуют человека повсюду. Утомляют страшно. А на мягких углах глаз отдыхает. Они-то и желательны в школе.
Пойдем дальше. Большое скопление народа травмирует само по себе. Людские группы должны быть маленькие, 5–7 человек.
Поэтому фиксированная сетка помещений, нарезка на кабинеты – это крайне устаревшее пространственное решение. Желательно проектировать деформируемое, моделируемое пространство с непостоянными перегородками. Для детского учреждения хорошо то пространство, которое можно менять, исходя из текущих потребностей. Стационарные же, неизменные пространства никакого течения потребностей не допускают. Понятно, что, с одной стороны, школьное пространство формирует определенную философию образования, а с другой – педагогам надо что-то изменить в понимании школы, чтобы им захотелось другого, необычного пространства.
На дороговизну материалов обычно ссылаются те, кто не хочет ничего менять. Я ведь говорю только о принципах, а уж реализовывать их можно как очень просто, так и супердорого. Чтобы, например, перегородить большой кабинет, можно смонтировать картонную стенку на колесиках, а можно поставить на рельсы двухметровое цветное стекло. Разница в дизайне, а не в сути. Суть же в том, что школа – живой организм, группы складываются, развиваются, распадаются, самовозникают. И постоянно перемещаются! Этим надо заниматься, соотнося среду с ситуациями.
К тому же есть прекрасный журнал “Проект Россия”. Один из недавних номеров был целиком посвящен передовым школьным проектам.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru