Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №47/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ТОПОГРАФИЯ ШКОЛЫ 
 

Август уже томит ожиданием нового учебного года. В школе не просто красят, клеят, моют, но жаждут новизны.
Мы мало думаем о том, как ощущают себя дети в школе. Под «хорошими условиями» обычно понимаем внешний вид школы и техническую оснащенность. Дорогой ремонт плюс компьютер и видео в каждом кабинете – вот и все требования к школьному пространству у взрослых.
Только дети чувствуют школу иначе, чем взрослые. Пребывают в том же здании, но совершенно в другом измерении. Каждому месту соответствует определенный тип событий, состав участников. Есть «свои» места, они обустраиваются, обживаются. Есть «чужие». Опасные, но притягательные, а еще – страшные, куда «ни за что!»
А что, если попробовать увидеть школу глазами детей. И не только увидеть, но и... построить!

 

 

 

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

Дом с открытыми окнами

Мало, чтобы школьное здание было комфортным.
Ребенку важно чувствовать его своим. Тогда и учеба становится осмысленным делом

Красивое слово «архитектоника» в переводе с греческого означает строительное искусство, в более широком толковании – сочетание частей в одном стройном целом. Между архитектоникой здания и жизнью, которая протекает в нем, существует прямая связь.
Вот школьное здание. Своей типовой пространственной фактурой, внешним видом и внутренним оформлением оно задает определенный настрой: школа – официальное государственное учреждение.
Как ни стремятся педагоги и родители сделать школу поуютнее, повеселее, сквозь цветники и разрисованные художниками стены проступают изначальные контуры строгого мира. «Вторым домом» школу не назовешь. Ни картинку самовольно повесить на стенку, ни мебель переставить, ни даже пересесть с места на место. Причем этот запрет часто распространяется и на учителей – понятно, каких педагогических результатов добивается администрация с помощью школьных стен.
Другой подход к организации школьного пространства возникает, если руководство школы хочет видеть вокруг себя людей раскрепощенных, инициативных, творческих – как, например, в красноярской школе № 124. Там все интерьерные решения педагогически значимы.

Колонны, галереи, арки

Директор школы Ольга Гурина по первому образованию архитектор. Она рассказывает:
– Здание нам досталось в наследство от детского сада. С самого начала мы постарались преобразовать пространство так, чтобы оно соответствовало задачам нашей школы с углубленным изучением художественно-эстетических предметов. Задумались и о возрастных потребностях детей. В каком мире интересно жить ребятам 7–8 лет? Конечно же в сказочном, таинственном, волшебном.
После реконструкции возникло необыкновенное здание с круглыми стенами, причудливыми лестницами, таинственным лесом в коридорах – с колоннами, галереями, с мирами, куда нельзя попасть, например, миром аквариумов. Необычны и классы. С чем бы сравнить форму класса начальной школы? Представьте квадрат с отрезанным по кругу углом. При входе в класс он невидим, но вот ребенок проходит вдоль стены, и, откуда ни возьмись, перед ним появляется пятый угол.
Коридоры и почти все рекреации арочные. Казалось бы, арка и арка, что в ней такого? А вы никогда не задумывались, почему сказочные дворцы ассоциируются с арочными и никак не с прямоугольными переходами? И почему нам трудно вообразить, чтобы чудесные события происходили в здании, напоминающем госучреждение или казарму? Если там и поселится волшебник, то, пожалуй, только злой.

Парты в тайнике

Подготовка к учебе в 124-й школе состоит совсем не в том, чтобы научить дошкольника читать и считать. «Важно, – говорит Ольга Гурина, – чтобы школа не пугала детей, стала для них родной». Эту задачу решает летний лагерь, который собирает будущих первоклассников в июне. Первого сентября дети придут в школу, где им уже знаком каждый закоулок.
Вначале в классе ничего нет. На полу расстелен большой мягкий ковер, на нем игрушки. Обстановка напоминает полупустую игровую комнату. Но у ребят уже есть некоторое представление о том, как это – учиться. «Чего-то здесь не хватает, – размышляет вместе с детьми учитель, – чтобы начать учебу. И где мы можем добыть недостающие вещи?» Ребята выдвигают разные предположения. Многие замечают недостачу парт. «А где взять парты?» – «Может, в соседних комнатах есть лишние?» И первоклассники отправляются на поиск парт, заодно знакомятся с другими школьными помещениями.
Первый день в школе оборачивается днем сотворения нового мира. В этом главный образовательный принцип красноярских педагогов: познавать мир – значит преобразовывать его, творить.

Задачка для классной команды

Пятиугольный класс располагает к необычному. Парты здесь всякий раз расставляются особым образом. Если дети будут работать индивидуально – один вариант, а если предстоит групповая работа – другой. Чаще всего занимаются в микрогруппах. Составляются вместе несколько парт, за которые садятся по пять-шесть человек. Отношения командные, каждый отвечает за другого.
В такой обстановке учитель не может занимать позицию авторитарного лидера. Он задает тон группового сотрудничества, и возникает удивительная атмосфера эмпатии, где каждый слышит другого. Устанавливаются открытые доверительные отношения.
«Наши ребята, – рассказывает директор, – часто задают вопросы, которые неожиданны в устах ученика. Например, спрашивают, почему моль серая, а бабочка – цветная?»

Метка-плюс и метка-минус

Общешкольный праздник «Я – школьник» проводится в декабре. «К этому моменту, – рассказывает учительница начальных классов Юлия Белова, – появляется возможность увидеть, что ребенок открыл для себя в школе, как освоил тот или иной уголок в ее пространстве». Смысл праздника в общении первоклассников с учениками других классов – без прямого участия взрослых. «Встречи на улице» придумали шестиклассники: знакомства во время эстафет, конкурсов и игр. Четвертые классы общались с первоклассниками, проводя игры во время перемен в рекреациях и классе. А семиклассники вместе с малышами отправились выяснять, есть ли в школе места, в которых приятно проводить время, а где они чувствуют себя тревожно и некомфортно.
В это путешествие первоклассники взяли «цветочки» и «кляксы», чтобы пометить цветочком понравившееся место, а кляксой обозначить плохое. Больше всего положительных эмоций, то есть цветочков, досталось аквариуму и актовому залу. Актовый зал у нас всегда открыт. Он большой и красивый. В нем можно бегать и не бояться упасть, потому что пол не каменный.
А вот кляксы достались выходу из актового зала. Мы поняли: там шторы, и дети, выходя из зала, путаются в них, сталкиваются друг с другом, чувствуют опасность».

Самое страшно интересное место

На основании детских оценок взрослые сделали выводы о том, что они сделали хорошо и в чем недоработали. Директор продолжает рассказ: «Мы, педагоги и психологи, думаем: полузакрытое пространство детям должно нравиться, а проходит «Я – школьник», и там появляются кляксы. В чем же мы просчитались? Как можно поправить дело?
Видим: самое большое количество клякс было приклеено на спусках в подвалы. Спросили почему. Оказывается, «там страшно, сыро», «вдруг крысы», «подземелье». Но в слове «подземелье» мы услышали нечто волнующее детское воображение, что-то притягательное. А если поиграть в опасность? И педагоги провели необыкновенную театрализованную игру «Миры, в которые трудно попасть». Подземный мир, сталактиты, гномики – после путешествия по такому миру «страшное место» превратилось в интересное, наше».

Не ждали

Самым сильным чувством у всех ребят, возившихся в этот день с малышней, было удивление. Случившиеся встречи оказались совсем другими, чем изначально предполагалось. Впечатления у семиклассников были такие:
– Я понял, что я добрый, а первоклассники смешные.
– Когда я катала Дашу на спине, мне показалось, что она моя дочка.
– Оказывается, первоклассники – это люди, которые умеют писать и читать. У них можно научиться откровенности.
– Я поняла, что могу помочь им в трудную минуту, порадоваться за них в счастливую минуту.
– Они смешные, с ними интересно.
– Узнав, что первоклассники боятся забегать под лестницу, мы захотели повесить там лампу и положить игрушки.
– Путешествуя по школе, они приклеили цветочки там, где они любят играть. Им нравятся те же места в школе, что и нам.

Сказка про стулья

Защита детских проектов проходит в кабинете директора. Ольга Гурина считает, что это придает вес инициативе ребят. «Если я пообещала поддержать проект в своем кабинете, значит, обязана сдержать обещание. Как-то восьмиклассник Саша пришел ко мне и сказал: “Ольга Николаевна, а мне не нравится наш холл и цвет, каким раскрашена школа!” Саша предложил спроектировать новый холл. Группа ребят работала над проектом, и потом по их проекту была произведена реконструкция холла.
Но это не все! По эскизам второклассников ребята из Сашиной группы расписали стулья для первоклашек! Первоклассники приходят после первых каникул в класс и видят сказочные стулья!
Что тут началось! Сначала дети рассматривали, что нарисовано, затем спрашивали, кто это сделал, потом решили, что раз “наш класс такой красивый”, надо придумать сказку и показать ее ребятам, которые расписали стулья».

Вместо холодных серых ступенек

Школьная лестница разделена на две части: одна половина – обычная бетонная лестница, а на вторую, что у стены, настелено яркое половое покрытие. Всем в школе известно: у перил можно ходить или бегать, а на дорожке сидеть. Младшеклассники играют на лестнице, а старшеклассники проходят рядом. Старший не пинает младшего, не обижает, потому что сам вырос в этой культуре и ему когда-то нравилось играть на лестнице.

Домики открываются не сразу

Взрослые не оформляют стены школы, но внутреннее оформление постоянно обновляется. В первом классе есть стена, которую ребята самостоятельно оформляют в течение всего года. Каждый ребенок создает и помещает на стену свой домик: рисует, вырезает из картона. Домики такие разные! Суровые трехэтажные, с закрытыми ставнями, большими высокими заборами. Или одинокие маленькие дома, расположенные на пустом открытом поле. Был дом с громадными окнами, на одном из которых поместилась фотография любимой кошки.
Психологи и учителя считывают со стены информацию для размышлений о детях, меняют формы и методы занятий, подбирают необходимые тексты. «Мы видим, – говорит директор, – как закомплексованные, закрытые дети постепенно начинают раскрываться. И бывает очень приятно, когда ребенок приносит домик с открытыми ставнями, помещает в окне свою фотографию. К концу года у нас почти все дома открыты!»


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru