ТОПОГРАФИЯ ШКОЛЫ
Август уже томит ожиданием нового
учебного года. В школе не просто красят, клеят,
моют, но жаждут новизны.
Мы мало думаем о том, как ощущают себя дети в
школе. Под «хорошими условиями» обычно понимаем
внешний вид школы и техническую оснащенность.
Дорогой ремонт плюс компьютер и видео в каждом
кабинете – вот и все требования к школьному
пространству у взрослых.
Только дети чувствуют школу иначе, чем взрослые.
Пребывают в том же здании, но совершенно в другом
измерении. Каждому месту соответствует
определенный тип событий, состав участников.
Есть «свои» места, они обустраиваются,
обживаются. Есть «чужие». Опасные, но
притягательные, а еще – страшные, куда «ни за
что!»
А что, если попробовать увидеть школу глазами
детей. И не только увидеть, но и... построить!
Дом с открытыми окнами
Мало, чтобы школьное здание было
комфортным.
Ребенку важно чувствовать его своим. Тогда и
учеба становится осмысленным делом
Красивое слово «архитектоника» в
переводе с греческого означает строительное
искусство, в более широком толковании –
сочетание частей в одном стройном целом. Между
архитектоникой здания и жизнью, которая
протекает в нем, существует прямая связь.
Вот школьное здание. Своей типовой
пространственной фактурой, внешним видом и
внутренним оформлением оно задает определенный
настрой: школа – официальное государственное
учреждение.
Как ни стремятся педагоги и родители сделать
школу поуютнее, повеселее, сквозь цветники и
разрисованные художниками стены проступают
изначальные контуры строгого мира. «Вторым
домом» школу не назовешь. Ни картинку самовольно
повесить на стенку, ни мебель переставить, ни
даже пересесть с места на место. Причем этот
запрет часто распространяется и на учителей –
понятно, каких педагогических результатов
добивается администрация с помощью школьных
стен.
Другой подход к организации школьного
пространства возникает, если руководство школы
хочет видеть вокруг себя людей раскрепощенных,
инициативных, творческих – как, например, в
красноярской школе № 124. Там все интерьерные
решения педагогически значимы.
Колонны, галереи, арки
Директор школы Ольга Гурина по первому
образованию архитектор. Она рассказывает:
– Здание нам досталось в наследство от детского
сада. С самого начала мы постарались
преобразовать пространство так, чтобы оно
соответствовало задачам нашей школы с
углубленным изучением
художественно-эстетических предметов.
Задумались и о возрастных потребностях детей. В
каком мире интересно жить ребятам 7–8 лет?
Конечно же в сказочном, таинственном, волшебном.
После реконструкции возникло необыкновенное
здание с круглыми стенами, причудливыми
лестницами, таинственным лесом в коридорах – с
колоннами, галереями, с мирами, куда нельзя
попасть, например, миром аквариумов. Необычны и
классы. С чем бы сравнить форму класса начальной
школы? Представьте квадрат с отрезанным по кругу
углом. При входе в класс он невидим, но вот
ребенок проходит вдоль стены, и, откуда ни
возьмись, перед ним появляется пятый угол.
Коридоры и почти все рекреации арочные. Казалось
бы, арка и арка, что в ней такого? А вы никогда не
задумывались, почему сказочные дворцы
ассоциируются с арочными и никак не с
прямоугольными переходами? И почему нам трудно
вообразить, чтобы чудесные события происходили в
здании, напоминающем госучреждение или казарму?
Если там и поселится волшебник, то, пожалуй,
только злой.
Парты в тайнике
Подготовка к учебе в 124-й школе состоит
совсем не в том, чтобы научить дошкольника читать
и считать. «Важно, – говорит Ольга Гурина, –
чтобы школа не пугала детей, стала для них
родной». Эту задачу решает летний лагерь, который
собирает будущих первоклассников в июне. Первого
сентября дети придут в школу, где им уже знаком
каждый закоулок.
Вначале в классе ничего нет. На полу расстелен
большой мягкий ковер, на нем игрушки. Обстановка
напоминает полупустую игровую комнату. Но у
ребят уже есть некоторое представление о том, как
это – учиться. «Чего-то здесь не хватает, –
размышляет вместе с детьми учитель, – чтобы
начать учебу. И где мы можем добыть недостающие
вещи?» Ребята выдвигают разные предположения.
Многие замечают недостачу парт. «А где взять
парты?» – «Может, в соседних комнатах есть
лишние?» И первоклассники отправляются на поиск
парт, заодно знакомятся с другими школьными
помещениями.
Первый день в школе оборачивается днем
сотворения нового мира. В этом главный
образовательный принцип красноярских педагогов:
познавать мир – значит преобразовывать его,
творить.
Задачка для классной команды
Пятиугольный класс располагает к
необычному. Парты здесь всякий раз расставляются
особым образом. Если дети будут работать
индивидуально – один вариант, а если предстоит
групповая работа – другой. Чаще всего занимаются
в микрогруппах. Составляются вместе несколько
парт, за которые садятся по пять-шесть человек.
Отношения командные, каждый отвечает за другого.
В такой обстановке учитель не может занимать
позицию авторитарного лидера. Он задает тон
группового сотрудничества, и возникает
удивительная атмосфера эмпатии, где каждый
слышит другого. Устанавливаются открытые
доверительные отношения.
«Наши ребята, – рассказывает директор, – часто
задают вопросы, которые неожиданны в устах
ученика. Например, спрашивают, почему моль серая,
а бабочка – цветная?»
Метка-плюс и метка-минус
Общешкольный праздник «Я – школьник»
проводится в декабре. «К этому моменту, –
рассказывает учительница начальных классов Юлия
Белова, – появляется возможность увидеть, что
ребенок открыл для себя в школе, как освоил тот
или иной уголок в ее пространстве». Смысл
праздника в общении первоклассников с учениками
других классов – без прямого участия взрослых.
«Встречи на улице» придумали шестиклассники:
знакомства во время эстафет, конкурсов и игр.
Четвертые классы общались с первоклассниками,
проводя игры во время перемен в рекреациях и
классе. А семиклассники вместе с малышами
отправились выяснять, есть ли в школе места, в
которых приятно проводить время, а где они
чувствуют себя тревожно и некомфортно.
В это путешествие первоклассники взяли
«цветочки» и «кляксы», чтобы пометить цветочком
понравившееся место, а кляксой обозначить
плохое. Больше всего положительных эмоций, то
есть цветочков, досталось аквариуму и актовому
залу. Актовый зал у нас всегда открыт. Он большой
и красивый. В нем можно бегать и не бояться
упасть, потому что пол не каменный.
А вот кляксы достались выходу из актового зала.
Мы поняли: там шторы, и дети, выходя из зала,
путаются в них, сталкиваются друг с другом,
чувствуют опасность».
Самое страшно интересное место
На основании детских оценок взрослые
сделали выводы о том, что они сделали хорошо и в
чем недоработали. Директор продолжает рассказ:
«Мы, педагоги и психологи, думаем: полузакрытое
пространство детям должно нравиться, а проходит
«Я – школьник», и там появляются кляксы. В чем же
мы просчитались? Как можно поправить дело?
Видим: самое большое количество клякс было
приклеено на спусках в подвалы. Спросили почему.
Оказывается, «там страшно, сыро», «вдруг крысы»,
«подземелье». Но в слове «подземелье» мы
услышали нечто волнующее детское воображение,
что-то притягательное. А если поиграть в
опасность? И педагоги провели необыкновенную
театрализованную игру «Миры, в которые трудно
попасть». Подземный мир, сталактиты, гномики –
после путешествия по такому миру «страшное
место» превратилось в интересное, наше».
Не ждали
Самым сильным чувством у всех ребят,
возившихся в этот день с малышней, было
удивление. Случившиеся встречи оказались совсем
другими, чем изначально предполагалось.
Впечатления у семиклассников были такие:
– Я понял, что я добрый, а первоклассники смешные.
– Когда я катала Дашу на спине, мне показалось,
что она моя дочка.
– Оказывается, первоклассники – это люди,
которые умеют писать и читать. У них можно
научиться откровенности.
– Я поняла, что могу помочь им в трудную минуту,
порадоваться за них в счастливую минуту.
– Они смешные, с ними интересно.
– Узнав, что первоклассники боятся забегать под
лестницу, мы захотели повесить там лампу и
положить игрушки.
– Путешествуя по школе, они приклеили цветочки
там, где они любят играть. Им нравятся те же места
в школе, что и нам.
Сказка про стулья
Защита детских проектов проходит в
кабинете директора. Ольга Гурина считает, что это
придает вес инициативе ребят. «Если я пообещала
поддержать проект в своем кабинете, значит,
обязана сдержать обещание. Как-то восьмиклассник
Саша пришел ко мне и сказал: “Ольга Николаевна, а
мне не нравится наш холл и цвет, каким раскрашена
школа!” Саша предложил спроектировать новый
холл. Группа ребят работала над проектом, и потом
по их проекту была произведена реконструкция
холла.
Но это не все! По эскизам второклассников ребята
из Сашиной группы расписали стулья для
первоклашек! Первоклассники приходят после
первых каникул в класс и видят сказочные стулья!
Что тут началось! Сначала дети рассматривали, что
нарисовано, затем спрашивали, кто это сделал,
потом решили, что раз “наш класс такой
красивый”, надо придумать сказку и показать ее
ребятам, которые расписали стулья».
Вместо холодных серых ступенек
Школьная лестница разделена на две
части: одна половина – обычная бетонная
лестница, а на вторую, что у стены, настелено
яркое половое покрытие. Всем в школе известно: у
перил можно ходить или бегать, а на дорожке
сидеть. Младшеклассники играют на лестнице, а
старшеклассники проходят рядом. Старший не
пинает младшего, не обижает, потому что сам вырос
в этой культуре и ему когда-то нравилось играть
на лестнице.
Домики открываются не сразу
Взрослые не оформляют стены школы, но
внутреннее оформление постоянно обновляется. В
первом классе есть стена, которую ребята
самостоятельно оформляют в течение всего года.
Каждый ребенок создает и помещает на стену свой
домик: рисует, вырезает из картона. Домики такие
разные! Суровые трехэтажные, с закрытыми
ставнями, большими высокими заборами. Или
одинокие маленькие дома, расположенные на пустом
открытом поле. Был дом с громадными окнами, на
одном из которых поместилась фотография любимой
кошки.
Психологи и учителя считывают со стены
информацию для размышлений о детях, меняют формы
и методы занятий, подбирают необходимые тексты.
«Мы видим, – говорит директор, – как
закомплексованные, закрытые дети постепенно
начинают раскрываться. И бывает очень приятно,
когда ребенок приносит домик с открытыми
ставнями, помещает в окне свою фотографию. К
концу года у нас почти все дома открыты!»
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|