ТОПОГРАФИЯ ШКОЛЫ
Август уже томит ожиданием нового
учебного года. В школе не просто красят, клеят,
моют, но жаждут новизны.
Мы мало думаем о том, как ощущают себя дети в
школе. Под «хорошими условиями» обычно понимаем
внешний вид школы и техническую оснащенность.
Дорогой ремонт плюс компьютер и видео в каждом
кабинете – вот и все требования к школьному
пространству у взрослых.
Только дети чувствуют школу иначе, чем взрослые.
Пребывают в том же здании, но совершенно в другом
измерении. Каждому месту соответствует
определенный тип событий, состав участников.
Есть «свои» места, они обустраиваются,
обживаются. Есть «чужие». Опасные, но
притягательные, а еще – страшные, куда «ни за
что!»
А что, если попробовать увидеть школу глазами
детей. И не только увидеть, но и... построить!
Юлия ПАНЮКОВА,
психолог
Красноярск
«Меня здесь нет»
Тексты и рисунки учеников показывают,
что они воспринимают школу как чужеродную среду
Красноярские психологи решили изучить:
как дети воспринимают различные помещения
типовой школы? В нескольких городских школах
Красноярска было проведено исследование.
Психологи побеседовали с учениками, собрали их
тексты и рисунки на тему “Я в школе”.
Результаты исследования оказались неожиданно
плохими.
Укромное местечко
Независимо от возраста и пола
большинство учащихся предпочитают “свой
класс”. У всех детей начальных классов это самое
любимое место в школе. Тем не менее почти во всех
российских школах действует кабинетная система:
кочевки, переходы, пересадки. Задумаемся: если
дети любят “свой класс”, то есть помещение,
которое закреплено за ними, если многие старшие
подростки продолжают называть любимым местом
класс, в котором они учились в начальной школе, и
даже этаж, где он находится, значит, существующий
порядок неестествен.
В отсутствие своего класса, обнаружили
психологи, ребенок не имеет личного места, где бы
он чувствовал себя в полной безопасности и
которое он мог бы осваивать и изменять по своему
усмотрению. Особенно сильна ностальгия по
“своей” территории, “своим” местам в школе у
подростков старшего возраста. В это время
возникает колоссальная потребность в уединении,
обособлении, в обеспечении своей автономности.
Но никаких условий для этого нет: подростки
перемещаются от кабинета к кабинету в толчее и
шуме коридора, находя укромное местечко для
личных разговоров разве что в туалете. По данным
исследования, старшеклассники предпочитают
“маленькие кабинеты”, так как они предназначены
для 10–12 человек, и библиотеку, “где я могу в
тишине заняться тем, что мне нужно”.
Нелюбимые места: столовая и коридоры
И это несмотря на то, что сюда молодые
люди вырываются после несвободного напряжения
урока! К тому же здесь достаточно просторно,
чтобы передвигаться! Причина, выяснили психологи
из Красноярска, в том, что эти места всегда
наполнены людьми, каждый из которых испытывает
пространственную стесненность. Нет свободы
выбора, очевиден запрет на действия по своему
усмотрению – отсюда повышенная тревожность и
негативное отношение к месту.
К тому же здесь много “чужих”. Выбор “своих”
мест осуществляется в наибольшей удаленности от
других. Эти места временной собственности
маркируются физическими барьерами: рюкзаками,
стульями, скамейками – и являются
микропространствами, на которых собравшиеся
могут осуществлять контроль над территорией.
Однако и эти стихийные попытки отделиться
почему-то пресекаются педагогами.
Психологи утверждают: отсутствие в школе условий
для группового времяпрепровождения
неблагоприятно. Следует так организовывать
школьное пространство, чтобы старшие подростки
имели возможность уединиться и
персонализировать свою территорию.
Слово и образ расходятся
Рисунки “Я в школе”, с одной стороны,
дополняют картину, складывающуюся из бесед с
ребятами. Чаще всего рисуют классные комнаты.
Кроме кабинетов в рисунках представлены
рекреации и очень часто – вход в школу. В то же
время на рисунках чаще, чем в словесных текстах,
обнаруживается негативное отношение к школе.
Так, в 41% всех рисунков младших школьников
отсутствует “Я”. Это показатель отстраненного
отношения к месту: “Меня здесь нет”. У 18% младших
школьников в рисунках не представлено вообще
никакого места. В 75% рисунков обнаруживается
негативное отношение к учителю либо полное его
неприятие.
По обилию деталей, штриховок, метафорических
изображений рисунки средних подростков
чрезвычайно агрессивны. Преобладает изображение
отвергаемых мест – 51%. В 60% отсутствует
изображение “Я”, что говорит об отсутствии
идентификации человека с каким-либо местом в
школе.
Старшие подростки: 41% мальчиков изображают себя в
замкнутом, ограниченном по периметру, совершенно
пустом пространстве. Преобладают негативные
цвета. Это свидетельствует о “закрытости”
школьной среды для подростков. Кроме того, 78%
старших подростков (83% мальчиков и 75% девочек) не
идентифицируют себя ни с какими местами в
пространственной структуре школьной среды.
Типичная картинка: большой кабинет физики или
химии и очень маленькая фигурка, расположенная в
нижних углах листа. Психологи комментируют:
незащищенность, фрустрация основных жизненных
потребностей, неуверенность в себе, депрессия.
Чем не угодили большие кабинеты?
Отвергать гордость школы, единственно
оборудованные кабинеты физики и химии, – что за
прихоть? На взгляд психолога, способы
пространственной организации этих мест
полностью отторгают ребенка от среды.
Стационарное расположение мебели, организация
пространства с положением учителя “во главе”,
на подиуме, подконтрольность каждого сидящего в
классе – все это вызывает чувство подавленности.
Условий для создания личного пространства в
таких кабинетах еще меньше, чем везде в школе.
И почему-то почти никто не изображает спортзал!
Психологам ясно: отношение ребенка к среде,
отношение среды к ребенку – это мощнейшее
развитие, развитие через переживание. Поэтому,
принимаясь за организацию или реорганизацию
школьного пространства, учтите это.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|