Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №47/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ТОПОГРАФИЯ ШКОЛЫ 
 

Август уже томит ожиданием нового учебного года. В школе не просто красят, клеят, моют, но жаждут новизны.
Мы мало думаем о том, как ощущают себя дети в школе. Под «хорошими условиями» обычно понимаем внешний вид школы и техническую оснащенность. Дорогой ремонт плюс компьютер и видео в каждом кабинете – вот и все требования к школьному пространству у взрослых.
Только дети чувствуют школу иначе, чем взрослые. Пребывают в том же здании, но совершенно в другом измерении. Каждому месту соответствует определенный тип событий, состав участников. Есть «свои» места, они обустраиваются, обживаются. Есть «чужие». Опасные, но притягательные, а еще – страшные, куда «ни за что!»
А что, если попробовать увидеть школу глазами детей. И не только увидеть, но и... построить!

 

 

 

Юлия ПАНЮКОВА,
психолог
Красноярск

«Меня здесь нет»

Тексты и рисунки учеников показывают, что они воспринимают школу как чужеродную среду

Красноярские психологи решили изучить: как дети воспринимают различные помещения типовой школы? В нескольких городских школах Красноярска было проведено исследование. Психологи побеседовали с учениками, собрали их тексты и рисунки на тему “Я в школе”.
Результаты исследования оказались неожиданно плохими.

Укромное местечко

Независимо от возраста и пола большинство учащихся предпочитают “свой класс”. У всех детей начальных классов это самое любимое место в школе. Тем не менее почти во всех российских школах действует кабинетная система: кочевки, переходы, пересадки. Задумаемся: если дети любят “свой класс”, то есть помещение, которое закреплено за ними, если многие старшие подростки продолжают называть любимым местом класс, в котором они учились в начальной школе, и даже этаж, где он находится, значит, существующий порядок неестествен.
В отсутствие своего класса, обнаружили психологи, ребенок не имеет личного места, где бы он чувствовал себя в полной безопасности и которое он мог бы осваивать и изменять по своему усмотрению. Особенно сильна ностальгия по “своей” территории, “своим” местам в школе у подростков старшего возраста. В это время возникает колоссальная потребность в уединении, обособлении, в обеспечении своей автономности. Но никаких условий для этого нет: подростки перемещаются от кабинета к кабинету в толчее и шуме коридора, находя укромное местечко для личных разговоров разве что в туалете. По данным исследования, старшеклассники предпочитают “маленькие кабинеты”, так как они предназначены для 10–12 человек, и библиотеку, “где я могу в тишине заняться тем, что мне нужно”.

Нелюбимые места: столовая и коридоры

И это несмотря на то, что сюда молодые люди вырываются после несвободного напряжения урока! К тому же здесь достаточно просторно, чтобы передвигаться! Причина, выяснили психологи из Красноярска, в том, что эти места всегда наполнены людьми, каждый из которых испытывает пространственную стесненность. Нет свободы выбора, очевиден запрет на действия по своему усмотрению – отсюда повышенная тревожность и негативное отношение к месту.
К тому же здесь много “чужих”. Выбор “своих” мест осуществляется в наибольшей удаленности от других. Эти места временной собственности маркируются физическими барьерами: рюкзаками, стульями, скамейками – и являются микропространствами, на которых собравшиеся могут осуществлять контроль над территорией. Однако и эти стихийные попытки отделиться почему-то пресекаются педагогами.
Психологи утверждают: отсутствие в школе условий для группового времяпрепровождения неблагоприятно. Следует так организовывать школьное пространство, чтобы старшие подростки имели возможность уединиться и персонализировать свою территорию.

Слово и образ расходятся

Рисунки “Я в школе”, с одной стороны, дополняют картину, складывающуюся из бесед с ребятами. Чаще всего рисуют классные комнаты. Кроме кабинетов в рисунках представлены рекреации и очень часто – вход в школу. В то же время на рисунках чаще, чем в словесных текстах, обнаруживается негативное отношение к школе. Так, в 41% всех рисунков младших школьников отсутствует “Я”. Это показатель отстраненного отношения к месту: “Меня здесь нет”. У 18% младших школьников в рисунках не представлено вообще никакого места. В 75% рисунков обнаруживается негативное отношение к учителю либо полное его неприятие.
По обилию деталей, штриховок, метафорических изображений рисунки средних подростков чрезвычайно агрессивны. Преобладает изображение отвергаемых мест – 51%. В 60% отсутствует изображение “Я”, что говорит об отсутствии идентификации человека с каким-либо местом в школе.
Старшие подростки: 41% мальчиков изображают себя в замкнутом, ограниченном по периметру, совершенно пустом пространстве. Преобладают негативные цвета. Это свидетельствует о “закрытости” школьной среды для подростков. Кроме того, 78% старших подростков (83% мальчиков и 75% девочек) не идентифицируют себя ни с какими местами в пространственной структуре школьной среды.
Типичная картинка: большой кабинет физики или химии и очень маленькая фигурка, расположенная в нижних углах листа. Психологи комментируют: незащищенность, фрустрация основных жизненных потребностей, неуверенность в себе, депрессия.

Чем не угодили большие кабинеты?

Отвергать гордость школы, единственно оборудованные кабинеты физики и химии, – что за прихоть? На взгляд психолога, способы пространственной организации этих мест полностью отторгают ребенка от среды. Стационарное расположение мебели, организация пространства с положением учителя “во главе”, на подиуме, подконтрольность каждого сидящего в классе – все это вызывает чувство подавленности. Условий для создания личного пространства в таких кабинетах еще меньше, чем везде в школе.
И почему-то почти никто не изображает спортзал!
Психологам ясно: отношение ребенка к среде, отношение среды к ребенку – это мощнейшее развитие, развитие через переживание. Поэтому, принимаясь за организацию или реорганизацию школьного пространства, учтите это.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru