Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №46/2005

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД

Все о Литейном проспекте

Вновь наступили летние каникулы, и вновь нам хочется куда-нибудь отправиться, что-нибудь посмотреть, чему-нибудь поудивляться. Естественно, что многие окажутся в Санкт-Петербурге – городе, который не наскучит никогда. Городе, где по большому счету все уже знакомо – Невский, набережная речки Мойки, достопримечательности строгого Васильевского острова.
И дальше что? Конечно же осваивать все новые и новые места этого города, громадного по территории и бесконечного по сути. Ну, к примеру, Литейный проспект.
Литейный принято считать вторым проспектом Петербурга. Первенство конечно же за Невским, он вообще вне конкуренции. Второй – Литейный. И уже затем идут другие – Лиговский, Вознесенский, два Больших (на Петроградской стороне и на Васильевском), Московский, Каменноостровский и т.д.
Литейный в общем-то ровесник города. Он появился еще при Петре, после того как рядом с берегом Невы отстроили так называемый Литейный двор, и поначалу был даже престижнее, чем современный фаворит. Невская першпективная дорога, скромная и не совсем опрятная, всего лишь связывала центр Петербурга и Александро-Невский монастырь. А на Литейном полным ходом заселялась питерская знать. Неудивительно – литейное и пушечное дело было государственным и соответственно район – престижным.
Со временем акцент переместился в пользу Невского, знать тяготела к Зимнему дворцу, Литейный же облюбовали литераторы. Салтыков-Щедрин, Некрасов, Добролюбов, Гаршин, Гончаров пришли на смену Брюсу и компании.
А в 1884 году известный букинист В.И.Клочков открыл на Невском свою лавочку.
Похоже, это обстоятельство сделалось судьбоносным. Литейный превратился в признанную книжную столицу Петербурга и России вообще. Сегодня здесь работают больше десятка книжных магазинов – ничего подобного нет, разумеется, ни на одной российской улице.
А “Букинистический” Клочкова всем на удивление торгует
по сей день и закрываться не намерен.

КНИГИ

Е.И.Жерихина. Литейная часть от Невы до Кирочной. 1711 – 1918
СПб: “Лики России”, 2004

“Литейной частью Санкт-Петербурга именовалась в XVIII – начале XX в. местность за Фонтанкой, границы которой неоднократно менялись. Книга рассказывает об истории и архитектуре северо-восточных кварталов Литейной части – от Невы вплоть до слободы Преображенского полка. Этот район, получивший еще в 1712 г. регулярную планировку, начертанную, по преданию, Доменико Трезини, и являлся районом Литейной части Санкт-Петербурга с 1738 года. Большое влияние на его развитие оказала деятельность Артиллерийского ведомства, Придворной гоф-интендантской конторы, Императорского Таврического дворца и позже – близость Окружного суда и Государственной думы”.
Серьезное и скрупулезное исследование, посвященное истории домов (каждого дома!), находящихся на обозначенной автором территории. Даты постройки, фамилии архитекторов, перечни владельцев. Никакой лирики и отсебятины.

Михаил Микишатьев. Прогулки по литейной части
СПб: Остров, 2004

“Буренин выступал на поприще изящной словесности, сочиняя рассказы, повести,
пьесы и оперные либретто. Любимыми его жанрами были басни и литературные пародии. Последние были столь же блистательны, сколь беспощадны, – они становились для его “жертв” чем-то вроде знака качества. В этом отношении его можно сравнить с нашим современником, недавно еще весьма популярным стихотворцем-пародистом А.Ивановым. Рассказывают, что Александр Блок любил декламировать буренинские пародии на свои стихи. Однако ходили в писательской среде и такие вирши:
Идет по улице собака.
За ней Буренин, прост и мил.
Городовой, смотри, однако,
Чтоб он ее не укусил.
Примерно совпадающее с предыдущей книгой по охваченной авторами территории, произведение М.Микешатьева является ее полнейшей противоположностью в плане подачи материала. Это весьма субъективный “прогулочник”, вышедший в популярной краеведческой серии “Петербургские этюды”. Автор не претендует на энциклопедичность, но зато радует нас милыми частностями, любопытными сравнениями и занятными цитатами.

МНЕНИЯ

“Восточнее Летнего дворца на сухой поднятой земле стоят большой цейхгауз и литейня для изготовления пушек, мортир и тому подобного, и красивый дом, построенный генерал-фельдцейхмейстером. Здесь живут также все чиновники артиллерийского ведомства. Все члены императорской фамилии из-за прекрасного местоположения и здорового воздуха живут здесь, так как этот участок не подвержен наводнениям, подобно другим частям города. Здесь же двор царевича и супруги, а также принцессы Натальи, двух императорских вдов царей Федора и Ивана, тут живут и некоторые дворянские семьи”.
П.Г.Брюс, дворянин, начало XVIII века

“Следующей торговой и деловой осью, пересекающей Невский, был Литейный, переходящий во Владимирский и Загородный проспекты. Мы помним, как по ним ходила конка. У Технологического института была конечная станция – деревянный павильон. На Литейном – от Невского до Бассейной – торговали букинисты. За Бассейной проспект приобретал более казенный характер. С правой стороны к Литейному примыкали улицы с особняками и дворцами, где жили богатые, родовитые люди, – Сергиевская, Кирочная, Захарьевская. Магазинов на них почти не было. Такой же характер имели набережная Невы – с левой стороны, от Литейной до Франко-русского завода, набережная Фонтанки от Невы до Невского, Большая и Малая Морские. На улицах мало пешеходов, у подъездов великолепные выезды, у парадных дверей величественные швейцары в ливреях”.
Д.А.Засосов и В.И.Пызин, мемуаристы, о рубеже XIX–XX веков

«Дойдя до этих мест, мы сворачиваем на Литейную, где узкий тротуар идет мимо редких, но красивых казенных каменных домов, перемежающихся с деревянными. На углу Бассейной и Литейной – двух-
этажный дом издателя “Отечественных записок” А.А.Краевского, опытного и деятельного литературного предпринимателя, у которого долго работал Белинский. В этом доме много лет жил Н.А.Некрасов после ряда тяжких годов житейских испытаний, когда ему приходилось голодать и холодать, ходить зимой в соломенной шляпе, расписываться за неграмотных в Казенной палате и предлагать на Сенной свои услуги желающим написать прошение, – когда он с полным основанием мог сказать, что “праздник жизни – молодости годы – я убил под тяжестью труда, и поэтом, баловнем свободы, другом лени, – не был никогда”. Этот труд, в связи с большим поэтическим даром, вдохновляемым “музой мести и печали”, создал ему видное положение, и уже в шестидесятых годах у крыльца его квартиры стоял собственный экипаж издателя и редактора влиятельного “Современника”, а в двери квартиры ходили такие люди, как Тургенев, Анненков и Добролюбов. У подъезда этой квартиры в 1877 году собралась огромная толпа поклонников поэта и во внушительном шествии проводила его многострадальный прах на кладбище. В этом же доме жил, до переселения на юг России, знаменитый хирург и педагог Николай Иванович Пирогов – один из тех людей, которые составляют настоящую славу России. Вероятно, отсюда хотел он навсегда уехать за границу, после того как, вернувшись с Кавказа, где в течение девяти месяцев на полях сражения по целым дням производил свои изумительные операции и применял для обезболивания эфир, был самым грубым образом принят военным министром, князем Чернышевым, и должен был выслушать, во враждебной ему конференции Медико-хирургической академии, строгий выговор за несоблюдение состоявшегося в его отсутствие приказа о каких-то выпушках или петличках на мундире».
А. Ф. Кони, юрист, начало XX века

ЛЕТОПИСЬ

1711

– основан Литейный двор (впоследствии прозванный Старым).

1712

– разработан план регулярной планировки окрестностей Старого Литейного двора.

1713

– рядом со служебным корпусом Старого Литейного двора выстроены палаты Я.В.Брюса с лабораторией и библиотекой.

1714

– недалеко от Литейного двора организован Пушечный двор (также впоследствии прозванный Старым).

1716

– рядом со Старым Литейным двором построена пристань для отправки изготовленного оружия по воде.

1717

– неподалеку от Старого Литейного двора размещаются берг- и мануфактур-коллегии.

1738

– Литейная першпектива переименована в Литейный проспект

1738

– образована Литейная часть.
1774 – снесены постройки Старого Пушечного двора.
1776 – на месте Старого Пушечного двора по проекту В.Баженова построен Арсенал (получивший со временем название Старого).

1800

– напротив Старого Арсенала выстроен Новый Арсенал.

1846

– в Литейной части начата прокладка первого в городе водопровода.

1847

– на Литейном проспекте начато движение омнибусов.

1851

– ликвидирован Литейный двор.

1875

– на Литейном проспекте начато конно-рельсовое движение.

1848

– вышел указ о запрещении строить в Литейной части деревянные дома.

1868

– на Литейном проспекте располагается Окружной суд.

1875

– заложен стационарный Литейный мост.

1879

– открыт стационарный Литейный мост.

1919

– Литейный проспект переименован в проспект Володарского.

1944

– Проспект Володарского переименован в Литейный проспект.

1967

– реконструирован Литейный мост.

ПРОГУЛКА

маршрут 1 – “От Невского проспекта до улицы Белинского”, маршрут 2 – “От улицы Белинского до улицы Пестеля” и маршрут 3 – “От улицы Пестеля до реки Невы”.

МУЗЕИ

Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой
в “Фонтанном доме”Фонтанка, 34

Самой известной квартиранткой знаменитого дворца гр. Шереметевых была Анна Андреевна Ахматова. Гораздо более известной, чем собственно владельцы этого дворца. Во всяком случае, именно в честь нее в “Фонтанном доме” открыт музей.
Приютил вечно бездомную Ахматову искусствовед и бывший муж Анны Андреевны Н.Пунин. Он занимал в “Фонтанном доме” коммунальную квартиру, и атмосфера в ней совсем не сочеталась с пресловутой аурой Серебряного века. Л.К.Чуковская писала, как пришла сюда в 1938 году: “На звонок мне открыла женщина, отирая пену с рук. Этой пены и ободранности передней, где обои висели клочьями, я как-то совсем не ждала – кухня: на веревках белье, шлепающее мокрым по лицу”.
Сама же Ахматова так вспоминала об этой квартире: “В квартире 113 сходили с ума – трое: бывшая домработница стариков Вэнав, которые уехали в Польшу к пасынкам и падчерицам и слали оттуда недобрые вести, генерал-лейтенант МГБ Самоваров, снятый с места за “гуманность”, и художник Федя, которого два года называли гением, а потом кто-то приехал откуда-то, и все переменилось. Тут Федя совсем запутался и рухнул. Остальные жильцы квартиры 113 пребывали в вожделенном здравии, дрались на кухне с вызовом милиции и без неотложной помощи, писали друг на друга доносы (коллективно и в одиночку), судились от семи до семидесяти раз в год из-за нетушения света в уборной и, наконец, к общей радости добились того, что уборная, а заодно и водопровод были навсегда заколочены.
Тогда голубь мира с оливковой веткой в клюве воспарил над квартирой 113, и она получила какой-то похвальный лист, который был повешен в прихожей рядом с рамой велосипеда и над детской ванной”.
За Анну Андреевну хлопотал сам Фадеев. Он писал Вышинскому: “Ахматова до сих пор не имеет ни одного метра собственной жилплощади. Она живет в комнате бывшего своего мужа, с которым она давно разошлась. Не надо доказывать, как это для нее унизительно”.
Но помощь от властей не приходила, приходил лишь страх. Л.К.Чуковская позднее вспоминала об Ахматовой: «У себя в Фонтанном Доме она не решалась даже на шепот; внезапно, посреди разговора она умолкала и, показав глазами на потолок и стены, брала клочок бумаги и карандаш; потом громко произносила что-нибудь светское: “Хотите чаю?”; или: “Вы очень загорели”, потом исписывала клочок быстрым почерком и протягивала мне. Я прочитывала стихи и, запомнив, молча возвращала ей. “Нынче такая ранняя осень,” – говорила Анна Андреевна и, чиркнув спичкой, сжигала бумагу над пепельницей».
Стихи же подчас посвящались собственному жилью:
Там, под кровлей Фонтанного Дома,
Где вечерняя бродит истома,
С фонарем и связкой ключей,
Я аукалась с дальним эхом,

Непривычным смущая смехом
Непробудную сонь вещей,
Где, свидетель всего на свете,
На закате и на рассвете

Смотрит в комнату старый клен,
И, предвидя нашу разлуку,
Мне иссохшую черную руку
Как за помощью тянет он.
В начале же пятидесятых, перед тем как окончательно покинуть бывший Шереметевский дворец, Ахматова писала:
Особенных претензий не имею
Я к этому сиятельному дому,
Но так случилось, что почти всю
жизнь
Я прожила под знаменитой кровлей
Фонтанного Дворца... Я нищей
В него вошла и нищей выхожу...
Естественно, героями ахматовских стихов становились былые обитатели этого дома:
Что бормочешь ты, полночь наша?
Все равно умерла Параша,
Молодая хозяйка дворца.
Не достроена Галерея –
Эта свадебная затея,
Где опять под подсказку Борея
Это все я для вас пишу.
Тянет ладаном из всех окон,
Срезан самый любимый локон,
И темнеет овал лица.
Это стихотворение возникло неспроста: Ахматовой как-то привиделся призрак Параши Шереметевой, бродящий по комнатам Фонтанного Дома.
Так что музей Ахматовой, открытый в 1989 году, – своего рода памятник и Николаю Шереметеву с супругой.

ИНТЕРНЕТ

http://www.saint-petersburg.org

«Литейный проспект возник в Петербурге в первые годы существования города. Изначально это была дорога, связывавшая центр столицы с Литейным двором на берегу Невы, на котором отливались медные пушки и другое оружие. Недалеко от Литейного двора находились особняки сестры императора Петра I Натальи Алексеевны Романовой и его сына царевича Алексея. Дорога, проложенная от этого места до Большой “першпективы” (сегодня это Невский проспект), стала называться Литейной першпективой. Вскоре ее продлили до Загородной дороги, как в то время назывался Загородный проспект, а на месте их пересечения образовалась Владимирская площадь. В начале 19 века эта часть Литейной першпективы, находящаяся между Невским проспектом и Владимирской площадью, была названа Владимирским проспектом, а сама першпектива переименована в Литейный проспект.
В 18 веке местность вокруг Литейного проспекта стала быстро заселяться рабочими, среди которых были не только мастера литейного дела, но также кузнецы, слесари, токари и представители других ремесел. Вдоль дороги открывались различные мастерские, а на углу с Большой першпективой возникло что-то вроде биржи труда, где собирались ремесленники и поденщики, ищущие работу. Вскоре весь этот район стал называться Литейной частью города.
Поначалу Литейная першпектива застраивалась в основном деревянными домами, несмотря на то, что Петр I, мечтавший о каменной столице, пытался этому пре-
пятствовать. То, что не удалось Петру, смог осуществить Николай I, издавший в середине 19 века указ, запрещающий деревянное строительство во всех центральных районах Санкт-Петербурга. После этого деревянные постройки на Литейном проспекте начали постепенно заменять каменными.
В середине 19 века Литейный проспект продлили в сторону Невы, соединив его с другим берегом реки наплавным Литейным мостом, который впоследствии был заменен металлическим. Вся Литейная часть Санкт-Петербурга в эти годы была признана самой чистой и благоустроенной, а также самой благополучной с точки зрения общественного спокойствия. Говорили, что по красоте своих каменных домов она уступает только Невскому проспекту.
Литейный был также известен своими книжными магазинами, которых здесь открывалось множество. Все книжные новинки впервые появлялись именно в лавках Литейного проспекта, на который съезжалась вся читающая публика города. Петербуржцы даже прозвали Литейный проспект “Улицей интеллигенции”. На нем и сегодня расположено много магазинов, торгующих книгами, в том числе антикварными.
В начале Литейного проспекта в 19 веке было построено здание Окружного суда, рядом с которым находилась небольшая Сергиевская церковь. После революции оба эти строения были снесены, а в начале 30-х годов 20 столетия на их месте по проекту архитекторов А.И.Гегелло, А.А.Оль и Н.А.Троцкого возвели печально знаменитый “Большой дом” – здание, в котором разместилось управление НКВД.
Санкт-Петербург.org – один из подробнейших и аккуратнейших сайтов, посвященных нашей северной столице. Естественно, одна из его главок посвящена Литейному проспекту.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru