ЛИНИЯ ЖИЗНИ
"Если превращать свою прошлую жизнь в
литературный материал, то получится ответ на
один из следующих вопросов (или на все три разом):
Что я видел?
Что я понял?
Как я жил?
…Если "Что я видел?" – получаются мемуары;
если "Как я жил?" – получается исповедь. А
меня больше интересует второе: "Что я
понял?". …Не понимал, в долгих размышлениях
понял, возникло понимание – вот, пожалуй, самое
точное слово для обозначения того, о чем речь. Не
открытие, не теория, не объяснение – а понимание.
Оно мое. Я понимаю нечто так-то или так-то.
Правильно ли оно? Истинно ли? Не мне судить; я лишь
знаю, что оспорить его не так-то легко и что оно,
это понимание, многое и хорошо объясняет".
Симон Соловейчик. “Последняя книга”
Биография внутреннего человека
Даниил ГРАНИН
петербургский прозаик, автор романов и книг
“Искатели”,
“Иду на грозу”, “Месяц вверх ногами”, “Зубр”,
“Вечера с Петром Великим” и других
То, что я понял в этой жизни, восходит к
таким проблемам, как смысл жизни: зачем мы живем?
чего мы хотим от жизни? То есть это вещи коренные
и, к счастью, безответные. Я думаю, что к счастью,
потому что если бы был установлен раз и навсегда
смысл человеческой жизни, то он мог бы стать
всеобщим правилом, всеобщим законом, и жить стало
бы неинтересно. А уж что касается искусства… Оно
бы навсегда осталось без работы.
Но, слава богу, смысл жизни каждый определяет сам.
Кем-то он выстрадан, кем-то понят, а большей
частью не понят. Потому что люди не отдают себе в
этом отчета, не хотят отдавать отчета и, может
быть, они в этом правы.
Что я понял в этой жизни? Подводить итог ужасно
трудно. Потому что это всегда есть признание не
полностью осуществившихся стремлений.
Было много вариантов жизненаполнения, которое
всякий раз казалось первоочередным и самым
важным. В какой-то момент я понял, что надо писать,
надо реализовать себя как писателя, надо сделать
что-то в литературе, что принесло бы успех.
Было другое. Я понял когда-то, что писать надо не
вообще и в общем о себе, о ситуациях и случаях
жизни, а надо писать о чем-то, ради чего-то. Надо
пробудить в людях стремление к творчеству. Это
делает человека более свободным. Творческий
человек – это наиболее красивый человек. Человек
создан для творчества. Только в творчестве он
себя и реализует.
В какой-то момент, когда я был на войне, я понял,
что главное – это выиграть войну, добиться
победы. Чтобы страна осталась свободной, чтобы не
было ужаса оккупации и так далее. Перед этой
задачей отступали все остальные. Но кончилась
война, и жизнь опять стала требовать какого-то
осмысленного продолжения.
Так что время от времени появлялись разные
осмысления жизни: что в ней главное? для чего она
существует?
Но вот сейчас, когда мне много лет, когда жизнь
подходит к завершению, оглядываясь назад, я понял
то, чего раньше не то что не понимал, но считал,
что это не главное. Я понял, что главное в жизни, в
моей жизни, для меня – это любовь. Можно
по-разному расширять это понятие: любовь к
женщине, любовь к детям, любовь к своим друзьям.
Это не значит, что все, что я понимал раньше, было
неправильным. Никогда не знаешь, когда ты был
прав: когда тебе было двадцать лет или когда тебе
было пятьдесят? У каждого возраста, наверное,
своя правота и своя истина есть. Но сейчас, когда
кажется, что ты можешь оценить всю прожитую
жизнь, когда кажется, что ты сейчас самый мудрый
из всех тех других сущностей, которые
проявлялись в твои двадцать, сорок, шестьдесят
лет, сейчас-то я точно знаю, что является
настоящей истиной. И я говорю: самое главное в
жизни – любовь.
Как написал поэт: «И море движется любовью». Все,
как мне нынче видится, все любовь, все движется
любовью. Ничего более осмысленного нет. Слава,
деньги, должности, написанные книги и всякие
другие реализации ничего не значат по сравнению
с этим.
Может быть… Может быть, любовь – это лучшее, что
способен дать человек другому человеку, людям.
Это гораздо больше, чем всякое другое творчество.
Ну хорошо, научное творчество, искусство. Одна
книга, десять, двадцать книг. Но и в искусстве
самые лучшие моменты связаны с любовью. У того же
Пушкина. Наиболее красиво и счастливо он
раскрывался в любви. То же относится ко всем
великим художникам. Я думаю, что то же самое
относится к любому виду деятельности, да и вообще
к любой жизни.
Когда подводишь итог, оказывается, что всё, даже
лучшие твои достижения, всё это временно, всё это
уносится рекой времен, и остается только то, что
ты пережил, когда ты был лучше всего, когда ты был
в наибольшей степени самим собой и в ответ
получал ту же наивысшую радость настоящего,
подлинного.
В жизни бывают люди, которые никогда не любили
по-настоящему и полноты этого чувства не знают.
Это ужасно. Это наибольшее несчастье, которое
может быть у человека. Я не имею права осуждать
этих людей, говорить, что это люди неполноценные.
Но для меня человек, который любил и осуществил
себя через любовь, – это перекрывает все. Можно
сказать, что он жил. Если он не любил, он не жил. Он
работал, чего-то достигал, но в каком-то большом
смысле это движение на месте и труд вхолостую.
Когда я потерял отца, я не сразу, постепенно начал
понимать прелесть отцовской жизни. Он был очень
добрым человеком. Я не замечал тогда, я считал,
что так положено – отношения отца с сыном: через
доброту, через всепрощение, через заботу.
Он был выслан. Какие письма он писал! Как он
скучал! Как он радовался, когда вернулся! Это был
человек, полный любви.
Что он там делал? Работал в леспромхозах.
Добросовестно, хорошо работал. Для меня это все
не существует. Да, это существовало, как служба
для других людей. Но для меня осталась его любовь.
Больше от него ничего не осталось. Никто не
помнит эти лесосеки, эти смолокурни, лежневые
дороги, пилорамы. Никто ничего не помнит. Это
смывается временем. Осталась его любовь. Люди,
которые соприкасались с ним, у них, я знаю, тоже
осталась в памяти его доброта, его любовь. У меня
она осталась полностью. Она осталась у моей
сестры. Она оставалась у матери, когда она была
жива. Это остается, ничто другое не остается.
То же я могу сказать и про мать, которая
бесконечно любила своего сына, свою дочь и
вложила всю свою жизнь в эту любовь.
Неблагодарные дети. Матери уже нет. Но
возвращается потом вот это чувство вины, чувство
того, что не отдал, не возместил. Это и есть
любовь, которая осталась.
Любовь – это то, что остается от человека.
Наиболее прочно. Хотя это совершенно непрочный
вроде бы материал.
А на войне любовь ничего не значит. На войне с
любовью плохо дело обстоит. Ну, влюбишься в
какую-то женщину или просто увлечешься ею… Но
это не обязательная принадлежность войны. Война
слишком грязное, жестокое, бесчеловечное дело.
Нельзя себе даже позволить принимать все к
сердцу. Это плохо кончается. Война учит
жестокости.
Вот был случай у нас. Застали спящих немцев.
Четверо их было или пятеро. Они устали, легли на
траве, на солнышке, развалились, уснули. А то еще
выпили, наверное. И командир взвода не велел
стрелять. Ушли.
Его потом судили за это. Что это такое? Увидишь
немца – убей! А он не мог спящих убивать. Молодые
ребята, разомлевшие, лежали, сопели, храпели,
спали.
Это что? Это было человеческое чувство какое-то,
да? Дрогнули сердца и других его однополчан. И не
застрелили их.
Я не имею права сейчас это оценивать. Судить
человека можно только по тем законам, которые
были в его время. А тогда мы воспринимали суд над
ним, в общем, как справедливость. Как
справедливое наказание. Хотя мы и сами в тот
момент все размягчились. Но нельзя было этого
себе позволять.
Много таких случаев было, много. Ну вот типичный
случай. Влюбился офицер в женщину-врача. Дивная у
них была любовь, прекрасная. Война кончается, и он
прощается с ней, потому что его ждет семья: жена и
двое детей. Я видел, что с ней творилось. Но я знал
также, что и он иначе не мог. Любовь к детям была,
жажда вернуться в семью после страшной войны –
это огромное чувство. Ну, что это?
Насколько я знаю, любовь эта осталась у него
навсегда. Как воспоминание о том лучшем, что было
на войне. Но иного решения у него не было.
Война – это масса искушений. Возможность
захватить какие-то трофеи, например. Многие наши
военачальники целые машины отправляли с
трофеями. А потом прошло несколько лет, и каждый
задумался: зачем все это было? для чего? Как итог
войны это воспринималось ужасно. Но война вся –
исключение.
Я и раньше читал Евангелие, но недавно я его
перечитал. И вдруг внезапно, неожиданно понял… А
что это такое? Каждое из четырех Евангелий – это
рассказ, довольно простой, рассказ-биография из
серии «Жизнь замечательных людей». Про
трагическую жизнь одного человека.
Почему, спрашивается, этот рассказ обладает
такой силой и такой художественной
неповторимостью? Вот Лев Николаевич Толстой
пробовал написать свое Евангелие. Не получилось
у него, я читал. Сухо, нравоучительно, неинтересно
по сравнению с рассказами этих плотников и
рыбаков. Что это такое? В чем тайна этого
сочинения?
Не знаю, наверное, есть какие-то
литературоведческие подходы к этому. Я их не
читал. Но удивительность этого повествования,
она, конечно, меня поражает.
Почему это так действует? Почему люди читают это
уже две тысячи лет почти? И по-прежнему это
действует, по-прежнему каждый что-то находит для
себя. В чем дело? В чем секрет этого? Если подойти
к этому как к чисто литературному явлению,
откидывая то, что это священная книга.
Вы скажете: нельзя это откинуть. А почему? Это
текст. Это всего лишь текст. Рассказ. Биография.
Вот такой человек появился на свет божий, такие у
него были злоключения, такие у него были ученики,
так он погиб.
Ан нет! Что-то еще сверх этого появляется. Как это?
Чем это объяснить? Даже у человека, который, как я,
воспитывался в атеизме, и то волей-неволей
возникает какое-то странное чувство, и не
понимаешь: как это достигнуто?
Говорят: сакральный смысл. Но ведь это просто
расположенные в каком-то порядке слова и фразы.
Почему же даже религиозный человек не может
создать ничего подобного? Почему священники,
блаженные, святые, написав массу текстов
(блаженный Августин, Фома и так далее) не смогли
подняться до этих вершин? Их можно читать, иногда
интересно, но это совсем не тот уровень. У меня
нет объяснений. Я не знаю, есть ли они у
кого-нибудь.
Да, можно заслониться словами «это священное
писание». Прибавить веру, божественное что-то. Но
все это не объясняет чисто художественной силы. И
не только Евангелия, но, например, поразительной
«Книги Иова». Что это такое? Связано ли это как-то
с чувством любви к людям или любовью к Богу, верой
и подобными ощущениями?
Когда говоришь о том, что ты понял, надо помнить
еще вот о чем: я понял то, что я не понял. Это
важная часть.
Я встречался в жизни с несколькими людьми,
которых я считаю гениальными. Что такое гений?
Гений для меня – это человек, которому дано
видеть окружающий мир немножко по-другому, чем
видят его обычные люди. Немного. Если много, это
уже сумасшедший. Эйнштейн немного увидел
по-другому, Достоевский немного увидел
по-другому. Какой-нибудь художник вроде Гойи или
Модильяни немного увидел по-другому. Эти
продолговатые овалы и вытянутые линии. Или Шагал.
Чуть-чуть увидеть по-другому, это вот свойство
гениального человека. У меня было несколько
людей, которые для меня были такими гениями.
Я расскажу про одного из них. Это
Тимофеев-Ресовский, герой моего романа «Зубр».
Это был человек, который многое открыл в
генетике, в науке о жизни. А он не только
генетикой занимался, он был широким человеком и
мыслителем и все видел по-иному. Очень был
увлеченный, плодотворный ученый с огромными
результатами. Обожал свою жену, Елену
Александровну.
И вот она умирает. И жизнь для него теряет
интерес. То есть он продолжает по инерции
работать, у него постоянно собираются ученики, он
им что-то рассказывает, отвечает на вопросы,
пишет книги. Но интерес к жизни погас. Без этого
человека он жить не мог. Вскоре он умер.
Никакая наука, никакие успехи, ни слава, которая
наконец-то догнала его, не могли возместить этой
потери. Я увидел, что значит в жизни великого
человека любовь к женщине. Она была
замечательная женщина, но она была обыкновенным
человеком.
Что это означает?
Каждый встреченный человек что-то вносит в твою
жизнь. Вот, например, Дмитрий Сергеевич Лихачев.
Тот период жизни, в котором жил Дмитрий Сергеевич
(я имею в виду жизнь не только нынешнего
поколения, но и предшествующего, моего и моих
родителей), это время уничтожения порядочных
людей. Остаться просто честным, порядочным
человеком было бесконечно трудно. В это время
нельзя было не преклоняться, не предавать, не
идти на компромиссы, не заискивать перед
властными людьми и прочее, и прочее. Время
искалеченной, погубленной нравственности. Время
страхов и время искажения человека.
Дмитрий Сергеевич был просто нормальным
человеком. Он не был святым, не был подвижником,
не был образцом, который можно было бы
предъявлять миру. Он умел в максимальной степени
сохранять свое душеустройство – вот и вся его
заслуга. Вы не найдете в его работах
политического или научного приспособленчества.
Казалось бы, у него и специальность такая была,
которая позволяла уклоняться: текстология,
древнерусская литература. Но и в этой науке тоже
были свои мерзости и интриги. Дмитрий Сергеевич
много лет работал корректором. И все равно
укрыться совсем было невозможно.
Как мы знаем, он был сослан. Однако и на опыте этой
жизни, на этом материале Лихачев написал
замечательную работу о воровском языке. Потому
что он был ученым по всему своему складу, а не
только по образованию. Такие люди, которые и в
ссылке оставались учеными, уникальны. В этом ряду
можно назвать еще Флоренского, Чижевского.
Дмитрий Сергеевич счастливо уцелел. В его
биографии после выхода из Соловков, которые
также попали на мерзостные годы, мы не найдем
того, что есть в биографиях большинства людей его
профессии и его социального калибра. Он не
выступал с требованием смертной казни оппозиции
на митингах, которые проходили в академических
учреждених. В библиографии Лихачева нет
верноподданических статей.
Люди моего поколения познакомились с Дмитрием
Сергеевичем по-настоящему, когда он стал
выступать по телевидению. Он использовал
телевидение не для саморекламы и не для рекламы
своих научных работ. Случалось, что и до него
писатели использовали эфир. Ираклий Андроников,
например. Однако в Андроникове говорила
потребность не только литературоведа, но и
артиста. На телевидении раскрылся его талант
рассказчика.
История выхода на экраны Дмитрия Сергеевича –
совсем другая. Заслуга его в том, что он
использовал телевидение для пропаганды
нравственных ценностей. Каких?
Он рассказывал о традициях своей семьи, своего
детства. Оказалось вдруг, что все наше общество
давно забыло, что такое русская интеллигентная
семья. Какие правила были там, какие
взаимоотношения со старшими? Как общались друг с
другом братья? Что такое отец? Что такое мать? Что
такое отношения родителей между собой? Что такое
дачная жизнь? Дмитрий Сергеевич обо всем этом
бесхитростно рассказывал. Перед нами вставали
все прелести этой ушедшей от нас жизни в их
нравственном наполнении. Никаких проповедей. Он
вспоминал с восторгом (но это была не проповедь) о
том, например, что нельзя было обманывать, о
гостях, которыми были люди, достойные восхищения.
Самые простые вещи.
В то же примерно время, что и Лихачев, появились
Сахаров, Солженицын. Но имя Солженицына всегда
было связано с острым политическим конфликтом,
это был вызов системе. Сахаров тоже был
политизированной фигурой. А Лихачев был прежде
всего фигурой нравственной. Это было приемлемо,
близко и понятно для большинства.
Он говорил о забытых понятиях. Что такое
учтивость? Я испытал это на себе, когда заговорил
о милосердии. Забытое слово, почти запретное.
Сколько писем ко мне тогда пришло!
Предки. Семейная честь. В квартире Лихачева
висели портреты дедушек и бабушек. Этого же нет у
нас. Мы боимся своих предков. А он ими гордился.
Очень много написано, наговорено, надумано по
поводу дуэли Пушкина и его смерти. Ну, дуэль как
вопрос чести, и все прочее. Обязательность этой
дуэли, несчастный случай… Но все же, все же он
любил Наталью Николаевну, и любил настолько,
чтобы не считаться с возможностью гибели. Вот эта
сторона, она как-то не додумана. Для него любовь
была важнее, чем его творчество, его стихи и
слава. Да, честь, конечно. Но была тут еще,
по-моему, очень большая составляющая трагедии –
это его любовь к ней. Конечно, были дуэли без
любви. У Лермонтова, например. Но меня интересует
вот эта сторона жизни гения: любовь, которая
превыше всего. Эти примеры можно продолжить.
Надежда Яковлевна Мандельштам. До Мандельштама и
даже при нем – обыкновенная женщина, казалось бы.
Жена преданная, любящая и так далее. Погибает он,
и вдруг эта любовь, смешанная с ненавистью к его
губителям, с желанием раскрыть, рассказать
делает ее очень талантливым человеком.
Замечательные у нее воспоминания. Откуда это
появилось?
В этом смысле любовь может творить удивительные
вещи.
Я думаю, что я так и не понял себя. Человек – это
больше, чем его жизнь. Иногда гораздо больше.
Человек состоит из упущений, неосуществленных
желаний и стремлений, возможностей. То, что
осуществлено, это жизнь. Но огромная часть
человека – это не осуществленное.
Толстой когда-то говорил, что есть числитель и
знаменатель у человека. Числитель – это то, чем
он является на самом деле, а знаменатель – это то,
что он о себе воображает. А я думаю, что да, это
дробь, но в числителе то, что ему удалось
осуществить, а в знаменателе то, что ему не
удалось осуществить. То есть то, чем он был. В
числителе то, чем он стал.
У каждого человека, вероятно, есть это
соотношение, когда он сам больше, чем его жизнь.
Поэтому сказать, понял он себя или нет,
невозможно. Я не могу.
Я мог стать и тем, и другим, и третьим. Я многое
потерял, не сумел, или не стал, или не захотел
тогда, а потом уже не смог. То есть я состою из
множества несбывшихся, неосуществленных людей. И
я не знаю, какой бы из них был мне важнее, дороже,
какой из них добился бы большего. Не знаю и не
могу даже это представить себе. Поэтому я не могу
ответить на вопрос: понял ли я себя? Могу только
сказать, что я себя во многом не понял.
Я теперь не понимаю, чего я боялся, допустим, в
пятидесятые годы. Чего я боялся? Страхи у нас
многое отняли. Я не понял, почему я так примитивно
и грубо и неполно любил? Теперь только я понял,
как много я не понимал себя.
В итоге жизни получается всегда величина
отрицательная, потому что, как я уже сказал,
человек всегда больше, чем жизнь. Возможно, есть
какие-то случаи более счастливых дробей.
Например, берут и назначают человека королем. Но
на самом-то деле он может быть ничтожеством. А на
него надевают корону. Но в любом случае эта
корона ничего не решает. Есть человек, вот этот,
который считается ничтожеством, и в нем скрыт
тот, кто гораздо интереснее и больше, чем эта
корона.
А гении? Может быть, у них значения числителя и
знаменателя максимально сближены? Трудно
сказать. Обычно считается и, наверное, не без
оснований, что гений успевает осуществить себя
полностью. Что ему предназначено, то он и
успевает сделать. Возможно, это и так. Но ведь
есть гении, которые пережили себя. Ну, допустим,
Артюр Рембо. Писал, писал, перестал писать, стал
купцом. Осуществил то, что у него было
запрограммировано, программу свою гениальную,
или гениевую, осуществил, а потом ушел и все. Есть
еще, наверное, такие примеры, я сейчас просто не
помню. Так что с гениями трудно.
Есть у гения пророческие черты, а есть провалы и
неудачи. Никто этого не понимает. Вот Пушкин.
Родился в пошлой семье. Я говорю грубо, но в
принципе так. Его не понимали. Дядя его –
банальный стихотворец. Почему вдруг в этой среде
появляется нечто невероятное? И исчезает
бесследно.
Что такое Моцарт? Тоже появилось нечто
божественное и исчезло. Откуда? Почему? Что,
сочетание генов? Это беспомощное объяснение.
Это очень странные вещи, но очень важные. Потому
что жизнь без гениев была бы неинтересной. Гений
– это не пример для жизни, ему нельзя следовать.
Таланту еще как-то можно следовать. А гению…
Во-первых, нет никакого соотношения между жизнью
гения и его созданиями. Это никак не соотносится.
Гений может быть шалопаем, бродягой, пьяницей,
распутником, хамом и так далее. А создает при этом
гениальные вещи. Но гений может быть и примерным
человеком, педантом. Гете, например. Тайный
советник, благопристойный немецкий быт.
Я не рискну ничего определенного сказать про
гения. Все, что сделал Моцарт, это так прекрасно и
так велико, что бессовестно считать, что он мог бы
еще многое написать. Может быть. Думается, что
если бы Пушкин еще прожил, он написал бы не одну
замечательную вещь. Или нет? Это вещи
таинственные, которых грех касаться.
записал Николай КРЫЩУК
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|