Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №46/2005

Только в номере

НЕЗАДАННАЯ ТЕМА

“Давно нужно вам написать...”
Когда диалог с газетой становится внутренней потребностью

Газету читают по-разному. Заголовки просматривают, подзаголовки прочитывают. На авторов внимание обращают. Что-то выбирают. Некоторые читают газету с ножницами в руках: делают вырезки, по папкам раскладывают – потом пригодится. Многие испещряют полосу пометками, находят время для выписок – в общем, общаются. А вот включиться в реальный диалог с газетой решаются единицы.
…Мы даже и не помним, кому из нас Анатолий Фищенко, директор школы № 2 из города Льгова Курской области, прислал свое первое письмо. На что именно откликнулся? Знаем только, что весь последний год он переписывается с Еленой Куценко и Александром Лобком. Всей редакцией мы завидуем коллегам: электронная почта есть у каждого из нас, а «свой» незнакомый читатель, постоянная обратная связь – только у них.
На днях они покопалась в своих почтовиках и подготовили к публикации некоторые фрагменты писем Анатолия Николаевича.

Давно нужно написать вам, понимаю это, но – весна. На столе гора непрочитанного материала, на обрывках бумаги наспех записаны дела, мысли, отголоски каких-то событий. Огороды! Потребность и повинность наша. 60-летие Победы! Всем все нужно. Без школы ведь какой праздник?! Под соусом «приобщения детей» скрываются и неумение, и показуха, и действительно нужные дела. Уборка города, сельхозработы и прочее. За всем этим мы как-то снизили свою педагогическую активность. Живем по школьному минимуму. Вынужден огорчить вас: отчеты о марафонских днях наши учителя не читают. Газету из всего коллектива выписываю только я. Причина одна: где марафон, а где мы. Ну встречу там зацепку какой-то идеи – и что?

* * *
О последней «Школе для учителя»: вы абсолютно правы. Сегодня поступление в вуз не критерий для оценки деятельности школы. Родители делают все возможное и невозможное, стараясь дать ребенку высшее образование. Занимают деньги по родственникам, уезжают на заработки, берут ссуду – хотя это, как вы правильно пишете, призрачный шанс. Вот и развелось много вузов. Кто теперь волнуется о таких ненужных мелочах, как призвание, желание ребенка? Оценивается одно: кому, где и сколько нужно дать. Профориентационная работа – зачем она?!

* * *
Прочитал в газете интервью с Ольгой Арининой. Замечательно! Как же она права: система повышения квалификации должна заниматься именно изменением установок, которые учителю дали в учебном заведении. Мы часто говорим об этом. А материал о том, как подготовить и провести родительское собрание, уже размножен. Все пожелавшие классные руководители его получили. По материалу «Не стреляйте в пианиста» я готовлю небольшой разговор на планерке. Если кто-то захочет прочесть полностью, дам газету. Вы правильно пишете об ИПК, и вот почему. На базе нашей школы часто проходят выездные курсы повышения квалификации учителей. Совсем не потому, что мы выдающиеся, просто школа удобнее всего для подъезда учителей района. Я иногда интересуюсь, что там бывает. Преподаватели сообщают материал так, как будто перед ними малограмотные люди. Говорят что-то прочитанное, кое-как переосмысленное. Не смешно ли? Будто учителя сами не могут прочесть. Что за курсы, если ни показать, ни попробовать, ни помыслить, ни загореться. Это одна сторона. Вторая: любой урок, любой метод, рожденный в лабораторных условиях, обречен на вот такое пересказывание. Он не для реальной жизни. Педагогов-ученых много, а чего-либо талантливого ничтожно мало. Может быть, авторы не работали сами с реальными детьми, родителями? Поэтому все надежды – на материалы вашей газеты.

* * *
В материалах практиков, людей «от сохи» много правдивого. А вот советы, суждения ученых кажутся порой наивными. Да, они изучают реальные ситуации, но не видят их в развитии. Не видят детей, не знают о последствиях рекомендуемых действий. Легко писать об особенностях гиперактивных детей, о том, как и что с ними делать. Но вести урок, где есть такой ребенок, и следовать советам ученых очень сложно. Работай учитель с одним ребенком, тогда советы помогали бы, а вот когда перед тобой класс…

* * *
На выходных один наш выпускник привез диски вашей – нашей газеты: «Школьный психолог», «Библиотека в школе». Другой выпускник нашел для библиотеки недорогой компьютер! И все это по своей инициативе. Такие поступки бывших учеников воспринимаются мною как высшая оценка работы школы.

* * *
Как и газета «Первое сентября», я убежден, что идеальных учителей нет, есть лишь наше стремление к тому. Примеры есть и по моей школе. Ребята спокойно прощают учителям какие-то личностные вывихи, потому что интуитивно отличают искренность от фальши. Признают последовательную требовательность, строгость учителя, но и тянутся к душевным, теплым людям, пусть даже те от неумения обижают кого-то из них. Но не могут понять тех, кто самоутверждается за чужой счет. У меня есть такой педагог, человек неоднозначный, конфликтный. Мне ее часто жалко бывает, но от нее плачут, она делает больно многим. Как помочь ей взглянуть на свою деятельность по-иному? Как помочь понять, что лесть и уважение не одно и то же? Не знаю. Потому и пишу вам письма. Если можете и хотите, скажите об этом хоть пару слов. Так ли я действую?

* * *
Вся педагогическая пресса говорит лишь с нормальным учителем. С тем, кто старается работать профессионально, понимает ответственность. Благодаря такому учителю образование все еще держится на уровне. Но рядом с ними работает другая категория учителей: неудачники, обозленные, равнодушные, дурковатые и прочие. Их очень много. О них редко пишут, их редко вспоминают, но неприятностей ребятам, коллегам и родителям больше всего доставляют они. Может быть, я не прав, но вот захотелось сказать и сказал.

* * *
Сегодня получил 8-й номер «ПС». Скажите, если знаете: все, что делается в образовании, в том числе передача ПТУ на региональный уровень, делается по недомыслию? Или по злому умыслу? В последние годы все пытаюсь понять: знают ли там, наверху, школу?

* * *
Вы не подскажете, кто такой Анатолий Берштейн? Так легко и неожиданно философски пишущий о самых простых явлениях в нашей жизни?!

* * *
В субботу пришла очередная «Школа для учителя». Хорошо, что столько места уделяете благоприятному эмоциональному климату в школе. Лишь в последние годы эта тема и вообще настоящая психология у нас обозначались. Мы уже начали работу с родителями будущих первоклассников, потому советы Александры Сапожниковой пришли ко времени. С психотехникой Дмитрия Сорокова я только разбираюсь. А вот «Лекарство против ненависти» уже распечатал. Буду давать народу. Когда сидишь со своей проблемой и никак ее не обговариваешь, не ищешь пути разрешения, она вырастает в неразрешимую. Вы несколько изменили мой угол зрения на происходящее. Спасибо, что взяли на буксир.

* * *
Летние номера газеты – «Наука ученичества, или Обратная сторона дидактики» – очень важные. До многого из того, что там написано, ни я как директор, ни мои коллеги не доросли. Хочу, чтобы каждый учитель прочитал, чтобы потом мы поговорили. Не о материале, а о себе, о том, что каждый открыл для себя. И сам хочу хорошенько поработать с «Обратной стороной…». Посмотреть на обучение глазами ребят: именно с обратной стороны.
Понимаете, школы провинции живут совсем по-иному, чем столичные или школы крупных городов. Учитель 12-го разряда получает свои 1800 рублей и не больше, а если больше, то только за счет перегрузок. У большинства огороды, хозяйство. Подписка на периодику минимальная. Курсы повышения квалификации если и проводятся, то с выездом института к нам в район.
В прошлом году мне посчастливилось: институт «Открытое общество» проводил в Москве трехдневный семинар, я и двое моих учителей попали на него. Мы увидели новые формы работы с аудиторией, мы пообщались с интересными людьми, мы как-то оценили себя. Как жаль, что этого нет у учителя малых городов! В городах этих и в селах есть яркие учителя, я знаю, но как живется им?!

* * *
О вашем, Александр, письме рассказал учителям, более того, прочитал выдержки. Как и ожидал, в ответ молчание. Скорее всего это молчание обусловлено тоже несколькими причинами. Нежеланием ничего менять: поплакались, пожаловались друг другу на учеников и на государство – и дальше работать. Задавленностью бытовыми проблемами: накопилась усталость, до пенсии лет 8–10 – стоит ли что-то менять? А еще – страхом перед собственной несостоятельностью, которая может возникнуть в связи с переменами.

* * *
Получил вашу «Педагогическую лабораторию» («ПС» № 70). Задели меня вот какие слова: «Сама суть педагогики в том и состоит, что она не есть сумма методических схем, но вся состоит из каких-то отдельных случаев. Каждый случай уникален. Это значит, что его нельзя подвести под общую закономерность. Но это не значит, что его нельзя понять. И только тогда, когда мы начинаем думать об этих совершенно индивидуальных случаях, сквозь них начинают проступать контуры настоящей педагогики. Взрослые слишком часто не умеют описывать те конкретные случаи, из которых состоит их живое взаимодействие с детьми. Не очень это умеют делать учителя, потому что это требует сложной деятельности наблюдения и размышления. А как раз способность всматривания, наблюдения и понимания чаще всего не сформирована. Но пока мы не научимся описывать и понимать эти индивидуальные педагогические случаи, у нас так и не возникнет нормальной науки педагогики, а будет продолжать существовать наука педагогического начетничества».
Почему задели эти слова? По наитию когда-то пришел к выводу: если пытаешься при общении с ребятами посмотреть на все вокруг с позиций другого жизненного опыта и воспитания, если не давишь, а всего лишь делишься, то ты становишься одним из самых авторитетных для них людей.
Задели и потому, что вот только что пришла психолог советоваться: что делать, если учителя не могут объяснить, что они от нее хотят? На бегу она называет Миронова проблемным ребенком, а на конкретные вопросы не может ответить: описать, что происходит с ним, как это проявляется.
Задели еще и потому, что и сам я не могу это делать – свободно описывать конкретные «случаи» в моей школе!!!

* * *
Вы хвалите меня за соавторство!!! Крылья вырастут – что делать буду?! Знаете, у меня ведь уже появилась потребность рассказывать о событиях в школе, записывать. Иногда ругаю себя: зачем? А потом вспомню, что вы об этом просите, и успокаиваюсь. Пишу опять.
И опять вывешиваю для всеобщего чтения ваши материалы. Многое обсуждаем.

* * *
Вы делаете большое дело – заставляете думать и смотреть на многое иначе, под другим углом зрения. Многие материалы газеты «Первое сентября» идут у нас по кругу, передаются из рук в руки. Не стал бы я распыляться в благодарностях, не было бы моих писем, если бы не видел пользы труда многих из вас, авторов газеты.

Успехов вам! С уважением –
Анатолий ФИЩЕНКО


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru