НЕЗАДАННАЯ ТЕМА
Учебный год заканчивается и для нас.
Сотрудники уходят в отпуск, редакция затихает…
Но не затихает внутренний диалог с читателем.
С какой-то особой обостренностью думаешь: а то ли
мы делаем? Так ли? И понимаем ли, чувствуем ли мы
своего читателя – того, ради которого пишем?
Конечно, берясь за новую тему, всякий раз думаешь:
какую пользу твой материал принесет учителю?
Прежде всего хочется поддержать, укрепить.
Посодействовать. Искренность тут первейшее дело.
Интонация должна быть чистая. Вот и цепляешь
отовсюду обрывки разговоров, жесты, какие-то
истории. Звонишь-встречаешься с бывшими
коллегами-учителями, часами слушаешь и
сопереживаешь. А потом пытаешься написать.
Нравится не всегда. То не звучит, то не строится…
А вот что думает по этому поводу читатель? Об этом
мы узнаем не так часто, как нам хотелось бы. А если
все-таки узнаем, если получаем письма читателей с
размышлениями по поводу поднятых нами тем,
всегда этому искренне радуемся. Ведь это и есть
настоящее сотрудничество.
Вот мы и решили в конце нашего очередного года
опубликовать какую-то часть откликов на наши
материалы.
Ведь ваши размышления – это и есть то главное,
ради чего мы работаем.
“Спрашивать по-настоящему можно только
о том, чего ты на самом деле не знаешь...”
Почему открытый экзамен не порадовал
учителей
В «ПС» № 37 мы прочитали материал
Милослава Балабана «Все справочники на экзамене
должны быть разрешены». Нас не оставила
равнодушными мысль о том, что учителям нужны не
«головоломные семинары», а такие условия,
которые давали бы новый педагогический опыт.
Действительно, почему на уроках мы учим ребят
рассуждать, самостоятельно искать ответы на
разные вопросы, а на экзаменах проверяем только
«знания», а точнее – память и везение, без
которого, как известно, в этом деле не обойтись? И
мы решили действовать сразу. С разрешения
администрации изменили экзаменационную
процедуру, позволив ученикам во время экзамена
пользоваться любыми источниками информации, или,
как написано в газете, «справляться с реальными
задачами, лавировать в потоке нужной информации,
представлять ее объемы, возможности применения».
Но получилось все не так красиво, как
представлялось.
Был замысел
Девятиклассникам на экзамене по химии
предложили на выбор: сдавать по билетам, не
пользуясь при подготовке никакой литературой,
или рассказывать все, что они могут, об одном
химическом элементе и об одном веществе,
используя при подготовке любые книги и учебники.
Из тридцати двух ребят только десять рискнули на
второй вариант. Если честно, это нас сразу
удивило – ведь подготовиться при помощи книг
гораздо проще, почему же большинство детей не
воспользовались этой возможностью? Испугались.
Но чего бояться? Может, они так понимают экзамен:
приготовиться, вызубрить все и ярко
продемонстрировать свои знания? Непонятно.
Для десяти смельчаков на консультациях давали
алгоритм поиска ответов. Объясняли, что должно
обязательно прозвучать. Все очень просто,
казалось нам, так просто, что даже неинтересно:
непонятно, что именно мы проверяем. Умение
списывать с учебника?
И был экзамен
Первая «экспериментальная» девушка вышла
отвечать. Говорила толково, четко, рассказала
все, что положено, и о химическом элементе, и о
веществе, которое ей «досталось». Наступило
время дополнительных вопросов. По привычке,
выработанной за долгие годы, мы стали задавать
вопросы «на сообразительность» – что толку
спрашивать то, о чем девушка только что
прочитала? Вопрос задали очень сложный, и она не
смогла ответить сразу. Мы упирались: «А ты
подумай, сообрази!» – «А я неправильно думаю. И не
знаю», – отвечала ученица.
Тогда мы решили: если на экзамене можно
пользоваться любой литературой при подготовке к
ответу по билету, то почему нельзя сделать то же
самое, когда получаешь дополнительные вопросы?
«Иди готовься». Девушка ушла готовиться. Потом
вернулась. Наш диалог возобновился:
«Ну, так как ты думаешь, почему?» – «Я думаю
неправильно!» – «Мы же не спрашиваем, как надо
думать правильно! Мы спрашиваем, как ты думаешь!
Расскажи».
Она говорила очень сбивчиво. Ответ на вопрос так
и не был найден! Значит, она действительно
«думала неправильно»?! В сердце закралась тоска.
Учительское лукавство, а точнее, коварство – вот
что такое наш открытый экзамен. И девушка
распознала его сразу, еще ничего не ответив.
Нас действительно совершенно не интересовало,
как она думает, мы хотели узнать, может ли она с
помощью книг и учебников или без них думать
«правильно». Мы не вопросы задавали – мы обычным
образом тестировали, правда, несколько
закамуфлированно. Потому что когда человек
по-настоящему спрашивает, он хочет узнать ответ,
которого не знает.
Кто кого проверял?
Нашим разговором с девушкой заинтересовался ее
одноклассник: «А где ты искала ответ? Не-а, надо
было не там, в другом параграфе!» – и сразу
объяснил, что сделал бы на ее месте.
Мы согласно кивнули, и мне показалось, что
мальчик заслуживает высшей отметки. Но я была
ассистентом, а у учителя мнение было другое: «Он
халтурщик. Правда, очень умный. На химии он ничего
не делал, а вот в текстах умеет ориентироваться
быстро. Но ведь это умение никак к химии не
относится!»
Так что же мы проверяем на своем
экспериментальном экзамене? Неужели все-таки
только память и как дополнение к ней – умение
слушаться учителя в течение года? Я поставила
себя на место учителя и поняла, что ее слова могли
бы прозвучать и из моих уст. Если бы я работала с
этими учениками два года, а потом на экзамене тот,
кто выполнял все мои задания, ответил бы хуже, чем
тот, кто пропускал уроки, а когда приходил, ничего
не делал, я бы тоже возмутилась. Но… не наша ли
тут вина? Может, учили мы их совсем не тому или не
так?
Между собой мы, конечно, договорились: и девочке,
и мальчику поставили пятерки. Девочке – за
прошлые заслуги, мальчику – за экзамен.
Следующий ученик нас поразил еще больше
предыдущих. Он умудрился за сорок минут,
отведенных на подготовку, ни разу не заглянуть ни
в одну книжку: «А зачем? Я вспоминал, думал».
Ответил из ряда вон плохо. Он рассчитывал на
память, даже не попытался в литературе найти
поддержку. Не умеет? Мы этому не научили? Не видит
в этом смысла, так как понимает, что все равно
будем проверять память?
О чем мы долго спорили
После экзамена одни говорили, что такого рода
экзамен можно принимать только у тех, кто очень
хорошо знает предмет. Другие задумались о нашей
педагогической несвободе, от привычки проверять
соответствие знаний детей нашим собственным
знаниям. «Я думаю, что на такой экзамен нужно
выносить совсем другие вопросы. И готовить к нему
нужно не так, как мы это делали», – сказала
коллега. И мы снова обратились к статье, давшей
идею «открытого экзамена». И прочитали там то,
чего раньше не заметили: автор предположил, что
такой способ аттестации повлечет за собой
изменение содержания образования. Почему-то мы
пропустили это место. Теперь поняли: нельзя
давать вопросы, ответить на которые можно
«правильно» или «неправильно». Совсем другие
должны быть задания: такие, в которых может
проявиться индивидуальность ребят, их
творчество, особенности мысли. Такие задания
подобрать – сложнейшая задача. Будем думать,
искать.
Может, это должны быть темы творческих работ? И
подготовка к ответу должна длиться не
двадцать-сорок минут, а гораздо больше? Тогда тот,
кто быстрее подготовит собственный рассказ с
обоснованием своих идей, получит лучшую отметку?
А если он просто более серьезно отнесется к
поставленной задаче?
Это только кажется, что провести «открытый»
экзамен просто. Вопросов после него появилось
гораздо больше, чем ответов. Для себя я поняла: в
этом направлении идти необходимо, хоть и очень,
очень трудно.
Мы надеемся, что «Первое сентября» будет чаще
писать на эту тему.
Ольга НИКИТИНА
Нижний Новгород
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|