ПЕРВАЯ ПОЛОСА
НОВЫЕ ПРОЕКТЫ
Меловая эпоха уходит в прошлое?
Столичные вузы практикуют обучение в
режиме on-line.
Вопрос, подходит ли этот метод для всей системы
высшего образования
На днях в Московском государственном
университете экономики, статистики и
информатики (МЭСИ) состоялся круглый стол на тему
«Качество обучения. Европейские подходы». В
обсуждении приняли участие руководители
Европейской организации качества (EOQ).
Перед странами, вступившими в Болонский процесс,
поставлена задача разработать согласованные
стандарты, процедуры и методики обеспечения
качества образования.
В России работа в этом направлении пока еще
только начинается, хотя некоторые вузы уже
достигли определенных результатов. К числу
таковых относится МЭСИ – единственный
университет России, прошедший международную
сертификацию всех направлений деятельности на
соответствие международным стандартам.
Главный докладчик – ректор МЭСИ, председатель
экспертного совета по вопросам электронного
образования при Комитете ГД по образованию и
науке Владимир Тихомиров, поделился не только
секретами успеха, но и общим взглядом на проблему
качества образования.
Вот основные тезисы его выступления:
«Сила государства не в недрах, а в людях, которые
строят экономику, основанную на знаниях.
Во всем мире обмен знаниями превратился в товар,
в инструмент особой международной политики.
Информационное общество предъявляет новые
требования к человеку, меняется роль и статус
университетов. Знания уже не являются главной
целью. Важно научить людей извлекать необходимые
сведения из огромного информационного потока и
делать бизнес на новых знаниях. Экономика знаний
– это своеобразная отрасль, увязывающая воедино
образование, науку, производство. В этой ситуации
стандарты образования неизбежно
трансформируются в стандарты мирового рынка
товаров и услуг.
Старыми методами и приемами нельзя обеспечить
качество и доступность образования», – убежден
ректор престижного вуза.
МЭСИ – это один из тех университетов, которые
взяли на вооружение технологию e-learning
(электронное обучение с использованием
Интернета и Интранета).
О том, как это осуществить на практике,
рассказали проректор по организации и
управлению учебным процессом МЭСИ Ольга
Балашова и директор научно-учебного
компьютерного центра Алексей Новиков.
Все студенты и преподаватели имеют
регистрационные данные для доступа к системе
электронного обучения и личному электронному
почтовому ящику на сервере МЭСИ;
в системе электронного обучения студентам
доступны электронные учебные курсы по изучаемым
дисциплинам;
к каждой дисциплине разработан комплект
промежуточных (по каждой теме) и итоговых тестов;
на каждую неделю составляется график трансляций
лекций из аудиторий МЭСИ в Москве;
по каждой изучаемой дисциплине студент
дополнительно получает печатную копию учебного
пособия и методических рекомендаций по изучению
дисциплины.
Проще говоря, студент обращается к серверу и в
режиме реального времени может прослушать
лекцию, задать вопрос преподавателю, пройти
тестирование, побеседовать в чате с
сокурсниками, принять участие в российских и
зарубежных научно-исследовательских проектах.
E-learning в МЭСИ используется на всех формах
обучения: дневной, вечерней, заочной и даже в
магистратуре.
В МЭСИ нет ни одной меловой доски, все аудитории,
коридоры вуза и даже общежития
компьютеризированы.
Это требует инвестиций в
материально-техническое оснащение, освоение
огромного комплекса новых стандартов,
переподготовку преподавателей.
Основными преимуществами e-learning являются
гибкость, доступность обучения (в любом месте, в
любое время), возможность адаптировать программу
в соответствии с индивидуальными потребностями
и возможностями каждого студента.
При обучении студентов с использованием
технологии e-learning широко используются
традиционные методические подходы, такие как
написание практических и теоретических работ,
проведение лабораторных исследований, семинары
и прочее.
«Интернет-технологии позволяют развить
способности у всех и обеспечить высокое качество
образования», – считают специалисты МЭСИ.
«В конкуренции побеждает тот, кто обладает
лучшей технологией получения знаний, их
обработки, использования, передачи от поколения
к поколению. Поэтому главная задача сегодня
состоит в разработке технологических систем в
образовании» – таков главный вывод, к которому
пришли участники «круглого стола».
Впечатление от заседания сложилось
двойственное: с одной стороны, интерьеры МЭСИ и
уровень оснащенности вуза действительно
производят сильное впечатление. С другой –
рассуждения участников «круглого стола» о
преимуществах электронного образования порой
наводили на мысль о том, что люди в этой системе
рассматриваются как колесики и винтики. Еще
более сомнительным представляется сравнение
образования с рынком товаров и услуг.
Так что же все-таки лучше? Традиционные методики
face to face или e-learning? За кем истина – за компьютером
или за человеком? С этими вопросами мы обратились
к специалистам.
Ольга ДАШКОВСКАЯ
Яков Турбовской, профессор,
заведующий лабораторией Института теории и
истории педагогики РАО:
«У российских университетов есть свои традиции»
Сегодня ключевые слова – «рынок»,
«успех», «качество образования». Исчезают
понятия «культура», «методика», «цели». Спору
нет, умение пользоваться информацией очень важно
в наше время. Но нельзя забывать и о том, что у
российских университетов есть своя история. Для
России образование всегда неразрывно было
связано с личностью, и сводить все к
потребительской оценке деятельности было бы
неправильно.
Кроме того, университеты должны учить студентов
не только извлекать знания и пользоваться ими, но
и создавать новые. Нам нужны исследователи: ведь
наука развивается за счет внедрения новых идей.
Высоко оценивая опыт МЭСИ, важно понимать: можно
и нужно учиться иначе.
Валентин Полонский,
член-корреспондент РАО, заведующий Центром общей
и нормативной методологии:
«Информационные технологии – лишь один из
способов передачи знаний»
Раньше все говорили о внедрении
передового опыта и методиках, теперь – об
инновациях и технологиях. Появились новые
термины: «контент», «креативный», а суть
образования осталась прежней.
Электронное образование – это экономично,
современно, доступно.
На Западе электронные университеты успешно
конкурируют с традиционными.
Это новое веяние, но качество обучения зависит не
столько от информационных технологий, сколько от
личностных качеств человека, от его мотивации.
Используя старые методы и приемы, можно достичь
лучших результатов.
Информационные технологии – это лишь способ
передачи знаний, который имеет как
положительные, так и отрицательные стороны. О
минусах сегодня стараются не говорить: а это
серьезные изменения в психологии, сознании,
которые ведут к утрате навыков реального
общения.
Убежден: его ничто не заменит. А там, где такого
общения не хватает, давайте использовать
современные коммуникации.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|