КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ФЕСТИВАЛЬНОЕ ВРЕМЯ
Тимур и его команда Ларса фон Триера
Кто такая “дорогая Венди”
Составители конкурсной программы,
похоже, не встречались в процессе своей работы и
не сговаривались между собой. Но время и его
горячие болевые точки чувствуют одинаково. Иначе
не объяснить включение в программу нескольких
фильмов, трактующих сходные темы в общем-то
сходным образом: этническая и религиозная рознь
как результат утраченного единства человеческих
чувств и устремлений.
«Украденные глаза» (режиссер Радослав Спасов,
Болгария, Турция, 2004). Жили-были в одной стране
болгары и турки, христиане и мусульмане, и
правила ими «народная демократия» в лице
товарища Тодора Живкова. Вероятно, ссорились,
вероятно, дружили, женились-разводились, рожали
детей и т.п. Но в социалистическом лагере
наступила перестройка, открылись границы, и
начался исход. В «Украденных глазах» на
историческую родину перебрались турки. Не все.
Оставшихся ждала чудовищная участь.
Правительство задумало монолитную титульную
нацию: всем туркам без исключения в
принудительном порядке меняли имена и фамилии,
имена родителей, возраст и место рождения – с
болгарским названием. Запрещалось разговаривать
на родном языке, петь и танцевать народные танцы,
справлять обряды. Всё, вплоть до подавления
восстаний танками. Под гусеницами гибли дети.
Бывало ли такое на самом деле, исторические ли
факты легли в основу экранной истории? Как бы там
ни было, они потрясают. А что же автор? В подобном
рассказе без выраженной позиции невозможно.
Конечно, налицо яростное неприятие. Но сторона…
Чью сторону держит режиссер с болгарскими именем
и фамилией? Понятно, он обвиняет. Кого и что?
Живкова с приспешниками? Строй? Систему? Так, но,
кажется, не только. Приступая к акции и выбирая
главного исполнителя, партийные руководители,
заметив его сомнения, спрашивают, уж не верит ли
он в Бога. Нет, ни Христа, ни Аллаха Иван не знает.
Значит, годится. В том-то и дело. А приводит оно к
душевной болезни в прямом, клиническом
выражении. Остается только рисовать глаза
погубленных мучеников.
«Дорогая Венди» (режиссер Томас Винтерберг.
Дания, Германия, Франция, Великобритания, 2005).
Сценарист картины – Ларс фон Триер. Упоминание
обоих имен – режиссера и сценариста вызывает
активную реакцию. Они действительно возмутители
спокойствия. Идолы и кумиры. Если придавать этим
словам разные значения, иначе говоря, видеть в
них негативное и позитивное начало, то идолы для
одних (скажем, приверженцев «понятного» кино) и
кумиры для других (скажем, киноманов). Винтерберг
– среди авторов манифеста «Догма-95». Значит, того
и гляди ослепит калейдоскопом «картинок», снятых
ручной камерой, оглушит неконтролируемым звуком,
собьет с толку трудно улавливаемыми связями
персонажей и событий. Но разве криминал – будить
воображение, заставлять думать и чувствовать,
вместо того чтобы развлекать и ублажать? Разве
неясно – ничто бы никуда не двигалось без
возмущения глади привычных узоров, которых,
кстати, никто не отнимает у отдыхающих зрителей?
В «Дорогой Венди» есть дразнящий отсыл к
«Догвилю», многим зрителям знакомому и
памятному, – карта, на которой подростки
намечают расстановку своих сил в деле
обеспечения безопасности старой темнокожей
женщины, отправляющейся пить кофе к подруге. Но
это потом, ближе к развязке, а сначала в нас
выпускают совсем уж просто никак не ожидавшуюся
«пулю»: дорогая-то дорогая, в смысле любимая, но
Венди-то вовсе не девушка, а женским именем
названный пистолет. Как ни настраивайся на
изыски «Догмы», все равно ждешь «чеховского
ружья». «Догматики», выясняется, не фокусники и
не невежды. «Ружье» выстрелит и, хотите вы того
или не хотите, заставит откликнуться и пережить
случившееся с героями.
В картине много смешного, что понятно:
ироничность входит в программу. Но и
трогательного, теплокровного, в чем
архисовременному кино принято отказывать. И есть
в ней нечто доступное, пожалуй, только нашему
глазу и знанию, вряд ли заложенное автором, но
легко прочитываемое нами. Эти дети-подростки не
что иное, как Тимур и его команда. Все тут есть – и
сам Тимур, и Женька, и Симка, не совсем такой, но
все же, и Квашин… Даже колесо есть, напоминающее
советский детский бестселлер. Что же касается
ручной камеры и сбивчивой речи, первое –
очевидно, но оправданно, второе – как на чей слух.
В общем, «Дорогую Венди» очень даже стоит
смотреть.
Вера ИВАНОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|