Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №45/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ФЕСТИВАЛЬНОЕ ВРЕМЯ

Тимур и его команда Ларса фон Триера
Кто такая “дорогая Венди”

Составители конкурсной программы, похоже, не встречались в процессе своей работы и не сговаривались между собой. Но время и его горячие болевые точки чувствуют одинаково. Иначе не объяснить включение в программу нескольких фильмов, трактующих сходные темы в общем-то сходным образом: этническая и религиозная рознь как результат утраченного единства человеческих чувств и устремлений.
«Украденные глаза» (режиссер Радослав Спасов, Болгария, Турция, 2004). Жили-были в одной стране болгары и турки, христиане и мусульмане, и правила ими «народная демократия» в лице товарища Тодора Живкова. Вероятно, ссорились, вероятно, дружили, женились-разводились, рожали детей и т.п. Но в социалистическом лагере наступила перестройка, открылись границы, и начался исход. В «Украденных глазах» на историческую родину перебрались турки. Не все. Оставшихся ждала чудовищная участь. Правительство задумало монолитную титульную нацию: всем туркам без исключения в принудительном порядке меняли имена и фамилии, имена родителей, возраст и место рождения – с болгарским названием. Запрещалось разговаривать на родном языке, петь и танцевать народные танцы, справлять обряды. Всё, вплоть до подавления восстаний танками. Под гусеницами гибли дети. Бывало ли такое на самом деле, исторические ли факты легли в основу экранной истории? Как бы там ни было, они потрясают. А что же автор? В подобном рассказе без выраженной позиции невозможно. Конечно, налицо яростное неприятие. Но сторона… Чью сторону держит режиссер с болгарскими именем и фамилией? Понятно, он обвиняет. Кого и что? Живкова с приспешниками? Строй? Систему? Так, но, кажется, не только. Приступая к акции и выбирая главного исполнителя, партийные руководители, заметив его сомнения, спрашивают, уж не верит ли он в Бога. Нет, ни Христа, ни Аллаха Иван не знает. Значит, годится. В том-то и дело. А приводит оно к душевной болезни в прямом, клиническом выражении. Остается только рисовать глаза погубленных мучеников.
«Дорогая Венди» (режиссер Томас Винтерберг. Дания, Германия, Франция, Великобритания, 2005). Сценарист картины – Ларс фон Триер. Упоминание обоих имен – режиссера и сценариста вызывает активную реакцию. Они действительно возмутители спокойствия. Идолы и кумиры. Если придавать этим словам разные значения, иначе говоря, видеть в них негативное и позитивное начало, то идолы для одних (скажем, приверженцев «понятного» кино) и кумиры для других (скажем, киноманов). Винтерберг – среди авторов манифеста «Догма-95». Значит, того и гляди ослепит калейдоскопом «картинок», снятых ручной камерой, оглушит неконтролируемым звуком, собьет с толку трудно улавливаемыми связями персонажей и событий. Но разве криминал – будить воображение, заставлять думать и чувствовать, вместо того чтобы развлекать и ублажать? Разве неясно – ничто бы никуда не двигалось без возмущения глади привычных узоров, которых, кстати, никто не отнимает у отдыхающих зрителей?
В «Дорогой Венди» есть дразнящий отсыл к «Догвилю», многим зрителям знакомому и памятному, – карта, на которой подростки намечают расстановку своих сил в деле обеспечения безопасности старой темнокожей женщины, отправляющейся пить кофе к подруге. Но это потом, ближе к развязке, а сначала в нас выпускают совсем уж просто никак не ожидавшуюся «пулю»: дорогая-то дорогая, в смысле любимая, но Венди-то вовсе не девушка, а женским именем названный пистолет. Как ни настраивайся на изыски «Догмы», все равно ждешь «чеховского ружья». «Догматики», выясняется, не фокусники и не невежды. «Ружье» выстрелит и, хотите вы того или не хотите, заставит откликнуться и пережить случившееся с героями.
В картине много смешного, что понятно: ироничность входит в программу. Но и трогательного, теплокровного, в чем архисовременному кино принято отказывать. И есть в ней нечто доступное, пожалуй, только нашему глазу и знанию, вряд ли заложенное автором, но легко прочитываемое нами. Эти дети-подростки не что иное, как Тимур и его команда. Все тут есть – и сам Тимур, и Женька, и Симка, не совсем такой, но все же, и Квашин… Даже колесо есть, напоминающее советский детский бестселлер. Что же касается ручной камеры и сбивчивой речи, первое – очевидно, но оправданно, второе – как на чей слух.
В общем, «Дорогую Венди» очень даже стоит смотреть.

Вера ИВАНОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru