Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №45/2005

Третья тетрадь. Детный мир

ИМЯ БЕДЫ – НАРКОТИКИ

Как вести себя с наркоманом, добровольно согласившимся встретиться с врачом? Сохранять выстроенную систему родительского контроля на всем протяжении лечения и еще как минимум год после его окончания.
Но хотя контроль и должен сохраняться, не стоит доводить его до абсолюта во время лечения. После того как прошло два-три месяца со дня прекращения приема наркотиков, подростку нужно предоставить некоторую степень свободы. Фактически это право на личное время. Разрешите ему находиться в течение хотя бы одного-двух часов вне вашего контроля.
Лечащего врача можно использовать как посредника при переговорах с вашим сыном или дочерью. А вот разговоры о наркотиках в семье с момента начала лечения должны быть полностью прекращены. Предоставьте все диалоги о наркотических веществах и зависимости вести лечащему врачу.
Если у вас возникли подозрения в том, что ребенок опять принимает наркотики, сначала доведите это до сведения лечащего врача, а потом уж ужесточайте контроль за подростком. Помните, что ваши постоянные подозрения, гневные монологи и истерики без повода могут привести только к прямо противоположному результату.
90% всех наркоманов, прошедших через дезинтоксикацию в любых лечебных центрах, возвращается к приему наркотиков. Почему так происходит?
Дело не в химических особенностях наркотика, а в устройстве психики самого наркомана. Обычно выделяют несколько основных причин срывов после лечения.
До сих пор и родители, и многие врачи считают, что время пребывания наркомана в больнице, период дезинтоксикации и есть лечение. Это не так.
Необходимо понимать: главное – не борьба с конкретным химическим веществом, а война с характером. Война не на жизнь, а на смерть с паразитическими тенденциями в характере подростка.
За время приема наркотика подросток привыкает к существованию в условиях повышенного напряжения. Ему кажется, что все дается легко, настроение во время приема героина остается хорошим, даже повышенным, перепады случаются редко и связаны, как правило, с попытками прекратить употребление наркотиков. Для подростка такой приподнятый уровень энергии и настроения с ощущением полного отсутствия забот и тревог бессознательно становится нормой.
Когда его состояние возвращается к общечеловеческой норме, “напряжение” приобретает нормальный уровень. Пациенту все время кажется, что он “вялый”, “отмороженный”, ему хочется вернуться к прежнему, ненормально высокому уровню энергии. Эти ощущения и являются главной сутью депрессии, наступающей после прекращения употребления сильнодействующих наркотиков.
Чувство потери энергии можно преодолеть с помощью лекарств и специальных энергетических упражнений и психотехник. Но на это нужно затратить время и труд. А энергии мало, делать что-либо лень, гораздо проще пойти и добыть наркотик.
Лень побеждается только усилием воли. Родители должны понять – любая деятельность лучше лежания на диване. Заставляйте ребенка двигаться. Делайте вместе зарядку. Хотя бы раз в день погуляйте вместе с ним пешком.

По материалам челябинского фонда “Береги себя”

Все равно я никому не нужен...
Когда подросток начинает так думать, до беды один шаг

Зарекаться и успокаивать себя, мол, с нашими детьми этого случиться не может – по меньшей мере глупо. Куда вернее заранее начать профилактическую работу с подростками, которые уже в силу своего возраста оказываются в зоне риска.

В новейшем пособии сотрудника лаборатории кафедры социальной психологи и педагогики СТИ МГУС (Социально-технический институт Московского государственного университета сервиса) Тамары Шиловой «Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе» обобщен теоретический и практический опыт, познакомиться с которым не помешает не только школьным психологам, но и педагогам, и родителям.
Шилова подчеркивает, что, как бы ни были разнообразны причины, подталкивающие подростка к употреблению психоактивных веществ, в основе все равно одно и то же – нарушается равновесие между ребенком и социальной средой, в итоге наступают затруднения вплоть до полной невозможности приспособиться к требованиям этой среды.
Казалось бы, ничего нового: во все времена равновесие между взрослеющим человеком и окружающей его средой достигалось нелегко. Те или иные сложности, искания, метания возникали всегда и у всех. Но одни подростки ощущают поддержку умных и внимательных родителей, заняты интересным делом, верят в свои силы и перспективы, осознают последствия своих поступков, умеют переключаться и не зацикливаться на неудачах. А у других мальчишек и девчонок трудности социальной адаптации вызывают расстройство образа «я», потерю способности видеть свои поступки в реальном свете, дисгармонию в отношениях с семьей и учителями, отчаяние, злость, гнев: «Чем хуже, тем лучше», «Все равно я никому не нужен». Тут до беды один шаг. И вот уже проблемы как бы запросто решаются за счет ухода от невыносимой реальности в одурманивание наркотиками.
Вовремя разглядеть таких ребят и предложить им помощь. Легко сказать, да как выполнить? И какой может быть эта помощь? Во-первых, индивидуальной, способствующей преодолению конкретного затруднения, возникшего у подростка. Во-вторых, групповой, когда все подчинено не одному только сглаживанию сиюминутной трудности, а и формированию у подростка умений самостоятельно решать собственные проблемы, не поддаваясь наркотическим соблазнам.
Оптимальной комплексной методикой Тамара Шилова считает социально-психологический тренинг под руководством педагога. Это групповая работа. Форма специально организованного общения, в ходе которого формируются навыки взаимодействия, преодоления негативных стереотипов, оказания психологической помощи друг другу, поддержки. У подростка появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим, он становится более компетентным в общении. Получить этот опыт ребятам помогают групповые правила, которые участники тренинга обсуждают, принимают и соблюдают, убеждаясь, что они не только разумны и полезны, но и удобны, потому что не требуют тяжкого самопреодоления.
Что же это за правила? Простейшие и очевиднейшие, но почему-то незаслуженно отброшенные в обычной жизни как давно не действующие. А что, если снова попробовать?
Правило первое: умейте слушать друг друга.
Это означает, что надо смотреть на говорящего и не перебивать его. Когда кто-то заканчивает говорить, следующий, прежде чем приступить к возражениям или дополнениям, может коротко уточнить, правильно ли он понял мысль собеседника.
Правило второе: говорите по существу.
Скольких недоразумений можно было бы избежать, сколько верных решений принять, если бы собеседники обсуждали именно проблему, а не сбивались на критику действительных и мнимых недостатков говорящего! Чтобы оставаться в рамках существа дела, нужно дать ведущему право на реплику, возвращающую участников к предмету обсуждения.
Правило третье: цените свое и чужое время.
Одно из самых трудных для подростков правил общения – пунктуальность.
Правило четвертое: проявляйте уважение.
Открытость в высказываниях появится лишь тогда, когда участники тренинга усвоят, что можно не соглашаться с чьим-то мнением, но оценивать собеседников и высказывать эти оценки лишь на основании ими же высказанных мыслей недопустимо. А еще запомнят, что глупых вопросов не бывает. Каждый вопрос важен и заслуживает ответа.
Правило пятое: делитесь мнениями и чувствами.
Когда каждый участник группового общения наконец понимает, что его переживания интересны всем остальным, а его мнения важны и ценны, ведущему честь и хвала.
Существует много способов выразить несогласие с прозвучавшим мнением, не обидев того, кто его высказал. Этому ребята тоже учатся на групповых занятиях.
Вот несколько интересных тренингов, предложенных Тамарой Шиловой.
Тренинг «Знакомство»
Цель упражнения – снять психологический барьер, тревожность и замкнутость в новой ситуации общения.
Участникам предлагается встать в круг и разделиться на три равные подгруппы. Первая подгруппа будет представлять европейцев, вторая – японцев, третья – полинезийцев и здороваться так, как в соответствующих культурах принято: европейцы – пожимать друг другу руки, японцы – кланяться, полинезийцы – тереться носами. Каждый из участников идет по кругу и приветствует всех своим способом.
Тренинг «Мозговой штурм: причины употребления наркотиков»
Цель: выявить возможные варианты проведения досуга без употребления наркотиков.
Участники стараются как можно свободнее высказываться по поводу причин, побуждающих подростков принимать наркотики. Робкие заминки естественны. Но вслед за первым смельчаком отзовутся другие и начнут предлагать свои варианты.
Ведущий – родитель или педагог – фиксирует мнения на листе ватмана. Примерные ответы давно известны: «Из любопытства. От скуки. Чтобы снять стресс. Забыть о неприятностях. Не быть белой вороной. Для храбрости. Чтобы почувствовать себя крутым. Чтобы расслабиться, повеселиться…»
Но, поощряя подростков к активности, ведущий специально подчеркивает, что неправильных ответов и ошибочных мнений тут быть не может. Каждое суждение ложится в общую копилку. Другое дело, что некоторые ответы могут по-разному формулировать одну и ту же мысль, тогда ведущий объединяет их в общей рубрике. В ходе обсуждения подростки выясняют для себя, какие реальные потребности люди пытаются удовлетворить ложным путем – укололся и забылся.
В конце концов сама логика дискуссии подведет ребят к обсуждению принципиального вопроса: как удовлетворить эти потребности, не прибегая к наркотикам? И первым же верным ответом окажется: интересное общение. Подобное тому, в котором они в данную минуту принимают участие.
Тренинг «Тяжелые воспоминания»
Неприятная правда заключается в том, что большинство подростков практически ежедневно сталкиваются с людьми, находящимися в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. И сверстники в их числе – не такая уж неожиданность. Поэтому так кстати это упражнение: осознать и высказать отрицательные эмоции, которые сопровождали подобную встречу.
Для этого нужно разбиться на пары и каждому участнику вспомнить ситуацию, когда приходилось общаться с другом «не в себе». Воспроизвести сначала этот момент в памяти и постараться оживить» чувства, которые тогда испытывал к кайфующему. Затем поочередно рассказать друг другу: что видели, что чувствовали при этом.
Теперь участники готовы вернуться в круг и все вместе под руководством ведущего описывать и записывать на лист ватмана типичные эмоции, возникающие при столкновении с одурманенным субъектом и при воспоминании об этом.
Тренинг «Умение сказать: нет!»
Цель: закрепление навыка отказа от употребления наркотиков.
Добровольцы принимают на себя роли двух друзей или подруг, которые встретились вечером на квартире, а родителей нет дома. Задача одного друга – настаивать на приеме дозы. У второго две задачи: задача-минимум – отказаться самому и максимум – отказаться и отговорить другого. По договоренности на упражнение выделяются 7–10 минут. И тут же зрители принимаются обсуждать доводы отказывающегося, а наиболее удачные записывают на лист ватмана.
Ведущий делает важное практическое наблюдение, которое ребята обычно фиксируют, но высказать не умеют: жестикуляция, мимика, поза, осанка, скорость и энергия речи отказывающегося от наркотиков должны соответствовать отказу.

Елена ИВАНИЦКАЯ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru