Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №45/2005

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

НАУЧНЫЙ ФАКТ
ЧЕЛОВЕК

Почему так трудно бросить курить?

Детские кубики и конструкторы изобрели не люди. Их изобрела природа. Она, что называется, обожает строить свои живые конструкции из небольшого набора простых деталей, комбинируя их в разнообразных сочетаниях. Вот простейший пример. Во всех живых клетках есть так называемые ионные каналы, или поры, через которые в клетку поступают или выводятся нужные или ненужные (ненужное зачеркнуть) ионы. Каналы эти специализированны. Каждый отдельный вид каналов приспособлен для прохождения определенного вида ионов. Например, в нервных клетках-нейронах есть канал, именуемый nAChR. Через него в клетку проходят ионы углерода. Когда они туда поступают, нейрон возбуждается. Так вот, этот канал состоит из пяти субъединиц (грубо говоря, из пяти белковых молекул) несколько разного типа. У человека, как открыли ученые, существует 11 разных типов таких субъединиц. И природа комбинирует из них – беря из одиннадцати по пять – множество различных каналов.
Вы, наверно, уже догадываетесь, что наш разговор о каналах затеян не зря. Разгадка нашей затеи – в маленькой латинской букве «n», с которой начинается название всех этих каналов. Это начальная буква слова «никотин», а полное название канала звучит так: никотинный АцетилХолиновый Рецептор. НАХР или nAChRа, как мы уже сказали. Рецептор – это белковая молекула или комбинация белковых молекул, которая предназначена для распознавания молекул тех или иных веществ. Как правило, она помещается на поверхности клетки и обращена наружу, где эти вещества и проплывают. Наш никотинный канал не только пропускает в клетку углеродные ионы, но еще действует и как рецептор. Стоит ему завидеть проплывающую мимо молекулу никотина, как он ее цепляет. Как всякий рецептор, он распознает «свою» молекулу по ее форме. У молекулы никотина очень специфическая форма. Наш рецептор почему-то приспособлен природой именно для ее распознавания. Он идеальный химик, так сказать «по природе», только его познания в химии этим и ограничиваются.
Никотин, как известно, враг. «Капля никотина убивает лошадь». Впрочем, лошади умнее людей – они не курят, потому что курение – вред. Отдельные люди не хотят этого понять, но человечество в целом вовсю борется с этой вредной привычкой.
Многие страны уже запретили курение в общественных местах. Недавно правительство королевства Бутан запретило курение вообще на всей территории Бутана. К счастью для курильщиков, Бутан – маленькая страна, так что курильщики могут выйти покурить снаружи. Но если без шуток, то было бы хорошо, конечно, если бы все курильщики отучились курить. И ведь главное – это так легко. Вспомните Марка Твена: «Бросить курить – плевое дело, я сам сотни раз бросал». Но, увы, они не отучаются. Даже сам Марк Твен. Потому что курение – это привычка. Влечение. Страсть. Что-то сродни тяге к алкоголю или привычке к наркотикам.
Ученые, которые, как известно, хотят человечеству только добра (хотя иногда у них получается водородная бомба), давно задались целью изучить природу таких вредных привычек. Как всегда у ученых, раз взявшись, они уже изучают все подряд, дотошно и детально. Пристрастие к наркотикам, к пиву, к кофе, к шоколаду. К женщинам и к мужчинам почему-то нет. Это у них проходит по другому ведомству. Но к никотину обязательно. И вот что установили ученые: как и всякое пристрастие, тяга к сигарете диктуется прежде всего «вознаграждением». В случае никотина механизм этого вознаграждения очень прост: стоит молекуле никотина сесть на никотинный рецептор, как тот начинает энергичнее пропускать ионы. Нейроны слегка возбуждаются, нервная система приходит в здоровое возбуждение, ей это нравится, она хочет еще. Она еще не знает, эта глупая нервная система, что «еще» означает пожизненную привычку, рабскую зависимость.
Ученые уже установили «ин витро», то есть в пробирке, что главными рецепторами никотина являются те, в которых присутствуют субъединицы типа альфа-4 и бета-2. Именно их комбинация создает основное число «никотинных посадочных мест» в мозгу. Более того – было установлено (опять же «ин витро»), что при хроническом выставлении этих посадочных мест под воздействие никотина их чувствительность к никотину снижается, то есть они хуже распознают его и реже цепляют. Сказано же, что никотин – враг! Но вот беда: в мозгу хронического курильщика появляется много больше таких посадочных мест, как будто природа компенсирует снижение их чувствительности увеличением их общего числа. Ну не хочется ей отказывать человеку в удовольствии! Не потому ли курильщикам так трудно бросить курить?
Недавно на этот вопрос – не потому ли? – взялась ответить группа исследователей под руководством А.Таппера. Собственно, именно их работа (опубликованная в журнале «Science») и послужила первоначальным толчком к данному рассказу. Группа Таппера взяла на себя функции природы и сконструировала такой никотинный рецептор, в котором субъединица альфа-4 имела большее химическое сродство к никотину, чем обычно. А потом ввела этот рецептор подопытной мыши. И оказалось, что мышь с такой мутацией гораздо подверженней привычке к никотину, чем нормальная подопытная мышь. И одновременно она обнаруживает высокую сенсибилизацию, то есть, чтобы проявились все последствия курения, включая возбуждение и вознаграждение, ей нужно много меньше никотина, чем обычной мыши. После этого Таппер стал искать такого рода мутации в генах, управляющих производством тех белковых субъединиц, из которых природа комбинирует никотинные рецепторы. И обнаружил целый ряд так называемых полиморфизмов (небольших химических отличий) в этих генах.
Что это означает? Правильно – наша зависимость от сигареты может быть во многом следствием генетического полиморфизма. Вполне может быть, что Марк Твен (как и все те, кто уже сотни раз бросал курить) был не просто слабовольным человеком, а самой настоящей несчастной жертвой такого скрытого генного подвоха.
Ученые, которые, как уже сказано, желают счастья всему человечеству, не могут допустить, чтобы человек попал в кабалу к какому-то полиморфизму. Теперь они ищут такие безвредные молекулы, которые могли бы сесть на никотинный рецептор и заглушить его, как бочку заглушкой. Они надеются, что таким путем им удастся освободить заядлых курильщиков от их вредной привычки.
Ну, пусть ищут. Это они хорошо придумали. Пусть ищут. А мы пока перекурим.

А.БУХБИНДЕР


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru