ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
От учебы на АЭС до раскопок в Кремле
Нам кажется, что улица отвлекает детей от
школьных занятий.
Однако то, что мы считаем помехой образованию,
может стать его мотивом
Чем занять подростков в городе летом –
это наша забота, говорят педагоги
дополнительного образования. Действительно,
есть многое, спасающее от вынужденного безделья,
неумения построить свою жизнь в первый месяц
лета. Драмкружок, кружок по фото, экспозиция
музея, куда давно советовала сходить любимая
учительница. Но что получается: все есть, а мотива
себя попробовать в другом, непривычном – нет.
А что если так: школа объявляет набор желающих
участвовать в летних июньских сборах. И
предлагает каждому ученику средней школы
подумать и написать заявление с просьбой
включить его в состав экологического отряда,
археологической экспедиции или
физико-математической команды.
Так вот, в дмитровской многопрофильной гимназии
номер шесть уже несколько лет как отказались от
идеи отвлекать детей от улицы. Уж если бороться,
то не против, а за. За естественные человеческие
мотивы пойти, поехать, узнать, раздобыть,
раскопать интересное, что, может быть, станет
важной перспективой жизни подростка.
Одна чеховская героиня говорила: «Живешь в таком
климате, а тут еще вы с вашими разговорами».
Похоже на школу осенью-зимой: за окном холод,
дождь или снег, у доски учительница что-то вещает,
а существо засыпает на зиму, время от времени
предпринимая попытки проснуться, включиться в
процесс и получить заслуженную отметку.
Но это не про школьный июнь.
В этот месяц юные гимназисты собирают материал
для исследовательских работ, которые они будут
проводить в новом учебном году. Экологический
отряд выбирается на природу, где земля и вода,
деревья и птицы, все ждет внимания
исследователей. Замеры состава воды, определение
качества почвы войдут в исследования. А пишут
такие работы все ребята с шестого по девятый
класс.
Жизнь вокруг удивительна. Как, например, устроены
шлюзы, держащие огромные массы воды на разных
уровнях? А атомные электростанции – головная
боль конца двадцатого века? Ученые с мировыми
именами просчитывают степени риска в работе этих
объектов. Поэтому когда подростки физматкоманды
выбирают темами своих работ АЭС, шлюзы,
устройство подземных шлюзовых камер, то сбор
информации о них происходит не с помощью
поисковой системы в Интернете и библиотечных
книг – это будет потом, во время учебного года, –
а непосредственно на самих объектах
исследования.
Вообще это отдельный интересный вопрос – как,
какими путями удается школьной администрации,
учителям, работающим с ребятами в июньских
командах, экспедициях, отрядах, договариваться
со взрослыми серьезными, занятыми людьми, что в
их организацию (фирму, лабораторию, цех) придут
школьники. Не любит наш организованный взрослый
мир пускать к себе «полуросликов». Но то ли лето
так на серьезных людей действует, то ли
«начальники в отпуску», а удается дмитровским
учителям договариваться, подключая, как водится,
иногда и родственные связи.
Что еще в городе происходит интересного, кто
нуждается в нашей помощи?
Только стало известно в шестой школе, что в
Дмитровском кремле летом будут вестись
археологические раскопки, тут же учителя звонят,
договариваются, подписывают официальные бумаги,
что в составе взрослой экспедиции будет работать
детская часть. Шести-семиклассники работают хоть
медленно, но бережно, аккуратно: зафиксируют
каждый глиняный черепок, а кусочек глазурного
изразца не закопают в отвал.
Так июньские учебные сборы становятся учебой по
кооперации школы с различными городскими
проектами.
Открытая школа, открытое образование. Конечно,
хорошо, когда июньская школа, ее летний лагерь
открыт для кружка макраме, и приходит к
шестиклассникам бабушка из Дома творчества. Но
вряд ли в такой школьный лагерь (а именно под него
финансируется организация июньских учебных
сборов исследовательских групп) будут проситься
десятиклассники.
А вот когда есть реальные исследовательские
проекты – все по-другому. Старшеклассники
приходят, помогают младшим в наблюдениях, сборе
материала. Здесь рождаются, завязываются новые
отношения совместной деятельности. Это же не на
уроке сидеть, смотреть в затылок своему товарищу.
«Собственно говоря, мы уже и сами не понимаем, где
у нас кончается обязательное образование и
начинается дополнительное, – смеется Алла
Курбатова, директор дмитровской гимназии.–
Каждый из наших 470 учеников пишет
исследовательскую работу и защищает ее».
Эта защита называется «публичный проект», потому
что происходит не на уроке. На защиту приходят
все: родители, учителя, товарищи, одноклассники,
представители тех организаций, где в июне вели
«полевые исследования» ребята, – все слушают,
смотрят, задают вопросы.
Два июньских сбора одна из учениц школы собирала
материал по теме «Купеческие семьи города
Дмитрова». Или, к примеру, этнографы в июне ходят
беседуют с жителями, определяют особенности
современного городского языка, которым говорят
сейчас на улицах и дома представители разных
слоев населения. Пытаются проследить историю
развития языка.
Получается, что июньское лето и учебный год
переплелись в шестой школе накрепко. Здесь, до
ухода в отпуск, каждому из 97 школьных учителей
становится понятно, кто из ребят и какую работу
будет писать в следующем учебном году под его
чутким руководством или обращаться к нему за
консультацией. Работы не столь сложны, как
дипломные, но это серьезные ученические работы,
созданные по всем требованиям жанра.
Похоже, дмитровская гимназия придумала себе
такой удлиненный учебный год в хорошем смысле
этого слова. Это когда уходить из школы не
хочется. Здесь нет июньской сакральности
экзаменов, под дудки жрецов которых вдруг
начинает плясать вся школа. Акценты смещены –
непривычно для этого месяца – в сторону живого
летнего исследовательского творчества ребят.
И может быть, в этом смещении и есть вектор (и
верность) развития российской школы. А вовсе не в
ЕГЭ.
Евгения СОКОЛОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|