Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №45/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

От учебы на АЭС до раскопок в Кремле
Нам кажется, что улица отвлекает детей от школьных занятий.
Однако то, что мы считаем помехой образованию, может стать его мотивом

Чем занять подростков в городе летом – это наша забота, говорят педагоги дополнительного образования. Действительно, есть многое, спасающее от вынужденного безделья, неумения построить свою жизнь в первый месяц лета. Драмкружок, кружок по фото, экспозиция музея, куда давно советовала сходить любимая учительница. Но что получается: все есть, а мотива себя попробовать в другом, непривычном – нет.
А что если так: школа объявляет набор желающих участвовать в летних июньских сборах. И предлагает каждому ученику средней школы подумать и написать заявление с просьбой включить его в состав экологического отряда, археологической экспедиции или физико-математической команды.
Так вот, в дмитровской многопрофильной гимназии номер шесть уже несколько лет как отказались от идеи отвлекать детей от улицы. Уж если бороться, то не против, а за. За естественные человеческие мотивы пойти, поехать, узнать, раздобыть, раскопать интересное, что, может быть, станет важной перспективой жизни подростка.
Одна чеховская героиня говорила: «Живешь в таком климате, а тут еще вы с вашими разговорами». Похоже на школу осенью-зимой: за окном холод, дождь или снег, у доски учительница что-то вещает, а существо засыпает на зиму, время от времени предпринимая попытки проснуться, включиться в процесс и получить заслуженную отметку.
Но это не про школьный июнь.
В этот месяц юные гимназисты собирают материал для исследовательских работ, которые они будут проводить в новом учебном году. Экологический отряд выбирается на природу, где земля и вода, деревья и птицы, все ждет внимания исследователей. Замеры состава воды, определение качества почвы войдут в исследования. А пишут такие работы все ребята с шестого по девятый класс.
Жизнь вокруг удивительна. Как, например, устроены шлюзы, держащие огромные массы воды на разных уровнях? А атомные электростанции – головная боль конца двадцатого века? Ученые с мировыми именами просчитывают степени риска в работе этих объектов. Поэтому когда подростки физматкоманды выбирают темами своих работ АЭС, шлюзы, устройство подземных шлюзовых камер, то сбор информации о них происходит не с помощью поисковой системы в Интернете и библиотечных книг – это будет потом, во время учебного года, – а непосредственно на самих объектах исследования.
Вообще это отдельный интересный вопрос – как, какими путями удается школьной администрации, учителям, работающим с ребятами в июньских командах, экспедициях, отрядах, договариваться со взрослыми серьезными, занятыми людьми, что в их организацию (фирму, лабораторию, цех) придут школьники. Не любит наш организованный взрослый мир пускать к себе «полуросликов». Но то ли лето так на серьезных людей действует, то ли «начальники в отпуску», а удается дмитровским учителям договариваться, подключая, как водится, иногда и родственные связи.
Что еще в городе происходит интересного, кто нуждается в нашей помощи?
Только стало известно в шестой школе, что в Дмитровском кремле летом будут вестись археологические раскопки, тут же учителя звонят, договариваются, подписывают официальные бумаги, что в составе взрослой экспедиции будет работать детская часть. Шести-семиклассники работают хоть медленно, но бережно, аккуратно: зафиксируют каждый глиняный черепок, а кусочек глазурного изразца не закопают в отвал.
Так июньские учебные сборы становятся учебой по кооперации школы с различными городскими проектами.
Открытая школа, открытое образование. Конечно, хорошо, когда июньская школа, ее летний лагерь открыт для кружка макраме, и приходит к шестиклассникам бабушка из Дома творчества. Но вряд ли в такой школьный лагерь (а именно под него финансируется организация июньских учебных сборов исследовательских групп) будут проситься десятиклассники.
А вот когда есть реальные исследовательские проекты – все по-другому. Старшеклассники приходят, помогают младшим в наблюдениях, сборе материала. Здесь рождаются, завязываются новые отношения совместной деятельности. Это же не на уроке сидеть, смотреть в затылок своему товарищу.
«Собственно говоря, мы уже и сами не понимаем, где у нас кончается обязательное образование и начинается дополнительное, – смеется Алла Курбатова, директор дмитровской гимназии.– Каждый из наших 470 учеников пишет исследовательскую работу и защищает ее».
Эта защита называется «публичный проект», потому что происходит не на уроке. На защиту приходят все: родители, учителя, товарищи, одноклассники, представители тех организаций, где в июне вели «полевые исследования» ребята, – все слушают, смотрят, задают вопросы.
Два июньских сбора одна из учениц школы собирала материал по теме «Купеческие семьи города Дмитрова». Или, к примеру, этнографы в июне ходят беседуют с жителями, определяют особенности современного городского языка, которым говорят сейчас на улицах и дома представители разных слоев населения. Пытаются проследить историю развития языка.
Получается, что июньское лето и учебный год переплелись в шестой школе накрепко. Здесь, до ухода в отпуск, каждому из 97 школьных учителей становится понятно, кто из ребят и какую работу будет писать в следующем учебном году под его чутким руководством или обращаться к нему за консультацией. Работы не столь сложны, как дипломные, но это серьезные ученические работы, созданные по всем требованиям жанра.
Похоже, дмитровская гимназия придумала себе такой удлиненный учебный год в хорошем смысле этого слова. Это когда уходить из школы не хочется. Здесь нет июньской сакральности экзаменов, под дудки жрецов которых вдруг начинает плясать вся школа. Акценты смещены – непривычно для этого месяца – в сторону живого летнего исследовательского творчества ребят.
И может быть, в этом смещении и есть вектор (и верность) развития российской школы. А вовсе не в ЕГЭ.

Евгения СОКОЛОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru