ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Школа. Первый класс?..
Чтобы родители делали осознанный выбор,
приводя детей к нам учиться, важно показать им не
образовательную программу, а философию и уклад
школы. Но сделать это можно, лишь усадив
родителей за парты
Июнь – месяц для школы особый.
Рубежный.
С одной стороны, пора экзаменов, подводящих черту
под прожитым годом.
А с другой – время, когда можно немного заглянуть
в будущее – понять, куда идет, в каком
направлении развивается та школа, в которую вы
привычно ходите отрабатывать свои учебные часы...
Июнь – особое время, когда школа перестает
существовать в формате наперед расписанного
обязательного образования, и поэтому возникает
уникальная возможность, чтобы открыть свои
творческие ресурсы и почувствовать себя “другой
школой”. Набраться смелости и пожить с детьми и
их родителями полнокровной жизнью настоящего,
“неучебниковского” образования. Того
образования, суть которого – в живых и свободных
встречах и диалогах с людьми, природой, книгами…
И в котором содержание не придумывается кем-то
как сумма знаний, которые требуется вложить в
ребенка, а оказывается содержанием самой
детско-взрослой деятельности.
Может, именно здесь, в летней “школе вне
расписания”, – зерна той подлинной школы, на
которую нам так не хватает окаянства в
расписанной едва ли не поминутно учебной жизни с
сентября по май? И может быть, когда-нибудь мы
наберемся смелости и сделаем уроки этой летней
школы моделью для наших школьных уроков как
таковых.
В конце концов, впереди время отпуска.
Самое время подумать, почему мы так отчаянно не
умеем быть свободными? И почему так часто бывает,
что время нашего образования не становится
временем нашей свободы. И наоборот: время нашей
свободы не становится временем нашего
образования…
И как сделать так, чтобы образование и свобода
перестали быть вещами несовместимыми в нашей
жизни.
«Мы им говорим, а они нас не слышат»
Год за годом в нашей школе возникала одна и та же
проблема. Все собрания для родителей, желающих
отдать детей у нас учиться, проходили почти
впустую.
Никак не удавалось объяснить папам и мамам, в чем
суть и специфика нашей школы.
Они только спустя месяцы начинали осознавать,
что происходящее в классе, где учится их ребенок,
оказывается, далеко не то, на что они сами
рассчитывали.
Что же получается? Мы изо всех сил готовимся к
первой встрече с родителями будущих
первоклассников, выверяем каждое слово, чтобы
объяснить идею и концепцию школы, а они,
оказывается, нас просто не слышат...
И однажды, набирая новый первый класс, мы
придумали, что родителей надо... погрузить в
реальную учебную деятельность. Чтобы они на
собственном опыте узнали, что будет происходить
с их ребенком, если они приведут его в нашу школу.
И решили провести для родителей
семинар-погружение.
Первый раз мы нахально размахнулись на два дня.
На субботу и воскресенье. Чуть ли не по восемь
часов занятий с перерывом на обед.
Начиналось все общим сбором в зале, а потом
предлагались уроки, причем их давали учителя не
только начальной, но и средней школы.
Продумали даже двух-
дневное расписание уроков, чтобы происходило
чередование разных типов деятельности (после
математики – физкультура, после музыки –
словесность...). И в конце семинара родители
сказали: «Как мы устали! Оказывается, так тяжело
учиться в этой вашей «веселой» школе. А ведь про
нее рассказывают легенды, что здесь не учатся, а
только праздники празднуют да играют... А вы
учите, да еще как учите! У вас трудно учиться, и
это нам подходит».
Вообще, чтобы родители сумели успешно «войти» в
школу, проникнуться ее содержанием и смыслами,
нужно перед ними ставить какие-то барьеры.
Сознание человека устроено так, что ему нужно
преодолевать какие-то препятствия – тогда и
отношение к достигнутому будет соответствующее.
Наверное, потому мы решили сделать наш семинар
платным. А участие в нем – обязательным.
Помню, как бурно обсуждалась эта идея платности
на совете школы. Некоторые учителя буквально
кричали авторам идеи: какие вы рвачи, как вам не
стыдно, это не в традициях нашей – такой
демократической! – школы. А мы почему-то упорно
стояли на своем: платность должна повысить
ответственность. А потом – учителя-то будут
работать в свои выходные дни, субботу и
воскресенье... Разве не следует им за эту работу
заплатить?
Впрочем, главным условием семинара была, конечно,
не плата. А то, что родители перестают быть
простыми слушателями, потребителями информации,
а вступают в какую-то реальную деятельность,
получают собственный опыт и анализируют его,
прикидывая, каково будет учиться в такой школе их
ребенку. И только на основе этого принимают
решение, подавать сюда заявление или нет.
И вот уже несколько лет мы чувствуем и видим, что
к нам в начальную школу приходят те родители, кто
разделяет с нами ценности и взгляды – по крайней
мере на образование.
Лужа как объект для исследования
За восемь лет семинар менялся восемь раз. Прежде
всего потому, что главными устроителями и
ведущими семинара являются сами учителя, которые
набирают первоклассников. А учителя у нас разные,
и у каждого свой взгляд на учебный процесс.
Иногда происходят изменения, которые нам самим
не нравятся. Например, в этом году меньше
оказались представлены уроки в средней и старшей
школе. Жаль. А то ведь среди родителей бытует
мнение, что «началка» в Школе самоопределения
хорошая, но вот потом следует отдать ребенка в
какой-нибудь лицей...
С другой стороны, понимаешь, что просто времени
на все не хватает. Тем более что семинар
сократился, стал однодневным. Впрочем,
увеличилась его насыщенность. Ведь за годы его
существования накопилось много идей и находок.
Скажем, как-то появилась идея отобрать из нашего
повседневного школьного опыта ситуации, которые
обычно вызывают бурную реакцию родителей: с их
ребенком в школе что-то произошло, нужно по этому
поводу объясняться с учителем. Заготовили 10
таких «картинок-ситуаций» и предложили
новеньким родителям написать свое мнение.
Например: «Вы идете забирать своего ребенка
домой и видите, что он стоит в луже, а учитель это
видит, но никак на это не реагирует. Ваша
возможная реакция?» Или: «Вы заглядываете в класс
во время урока и видите, что там довольно шумно,
царит беспорядок, на партах лежат внавалку
лоскутки ткани, цветная бумага, и вообще
непонятно, что происходит. Дети не сидят за
партами, не работают с учебником, а заняты совсем
другими делами. Ваша возможная реакция?» А затем
обсудили с родителями их ответы, попробовали
поразмышлять вместе...
Оказалось, что это хорошая форма
предварительного знакомства с особенностями
нашей школы. Мы предупреждаем: у нас возможны
такие-то и такие-то ситуации, будьте готовы! И
если вы чувствуете в себе отторжение всего этого,
не ведите к нам своего ребенка! Родители одного
нашего будущего ученика сказали: «Да нам даже в
голову не приходило, что ребенок может стоять в
луже как... исследователь, что ему может быть
интересно, что происходит с бумажкой, которую он
на середину лужи загнал! Мы думали, что это
ситуация, когда педагог однозначно должен
прикрикнуть на ребенка и выдернуть его из этой
лужи!»
«А еще ваши ученики курят!»
Или вот хорошая находка. Немножко
провокационная.
С чего начинается семинар?
Вот собрались родители. Причем людей гораздо
больше, чем мест в любом классе, и поэтому начало
семинара всегда проходит в зале. И первый вопрос,
который задаем залу: назовите все, что вы слышали
о нашей школе хорошего и плохого! И все
поступающие реплики записываем на доску,
разделенную пополам. С одной стороны – все
положительное, с другой – все отрицательное.
Начинают обычно робко-робко и только с
положительного. Но постепенно смелеют и начинают
выкладывать и всякую отрицательную информацию. И
интересно смотреть, как постепенно меняется их
мимика, пластика. Вначале все напряженные, никто
не улыбается – на всех давит со страшной силой
груз собственного школьного опыта. Но по мере
того как предъявляются всякого рода страхи
относительно нашей школы, лица расслабляются, в
зале возникает рабочая атмосфера.
Кто-то говорит: «Запишите в отрицательное, что
ученики вашей школы курят!»
Да, курят. Но для учителей в этот момент важно не
начать оправдываться, а просто показать залу, что
мы готовы слышать и обсуждать любые проблемы.
Понимая, что они действительно есть. И что решать
эти проблемы очень нелегко. У нас, конечно, есть
свои эмоции по этому поводу, но так важно на
первом этапе просто выслушать и записать
проблему – чтобы у родителей возникло чувство
доверия. А если начнешь сразу же оправдываться –
кто же будет дальше свои страхи проговаривать?
«А еще, – говорит другая мама, – я шла мимо
футбольного поля, а они там матом ругаются!»
Матом? Пишем на доску.
«А еще я слышала, что символ вашей школы – слон,
потому что целыми днями все просто слоняются по
школе и ничего не делают!»
Так и пишем на доске: «Слоняются по школе и ничего
не делают...»
И тут же, без всякого перехода, следующая реплика:
«У вас очень интеллигентные учителя!». «Это плюс
или минус?» – спрашиваем мы. Оказывается, плюс.
...Итак, два списка. И никаких оправданий, никаких
объяснений. С этим списком и расходимся на уроки,
на которых уже и возникает разбор конкретных
педагогических ситуаций.
Как увидеть самому?
Кстати, учителя долго учились проводить уроки не
с детьми, а с родителями. Потому что когда в
классе взрослые, все время хочется не урок вести,
а объясняться по поводу того, что и почему я как
учитель делаю на уроке. Нужно меньше объяснять –
больше делать. Умеющему смотреть видно, как и
чему учит ребят педагог. Но даже если умения нет,
что-то схватывается интуитивно.
Очень медленно приходило понимание, что такое
модельный урок. Теперь ясность есть. Важно
понять, что перед тобой сидят не дети, а взрослые
и они не играют маленьких Петю и Ваню. Им нужно
предложить задания, адекватные их опыту, а с
другой стороны, продемонстрировать твою
философию и технику работы с детьми, показать,
чему ты хочешь научить, какими способами
работаешь. Это не так просто, но и не так трудно,
как казалось вначале.
На семинаре родители все время задают вопросы
учителям – просят пояснить происходящее. Нет
привычки доверять собственному пониманию,
делать выводы, исходя из собственного
наблюдения. Что им скажешь, то и будет их
информацией. А ведь все выложено в классе: работы
детские, макеты на полках, партах. Абсолютно
свободно можно открыть, почитать, поизучать...
А почему мы не торопимся разъяснять свое
собственное понимание происходящего в классе? Да
потому, что учительское видение – это всего лишь
учительское видение. И оно так же необъективно,
как видение любого другого человека. Но зато
авторитетно для пришедшего в школу родителя! И
искренне страшно свое необъективное видение
навязывать другому человеку. Одна наша
учительница в этом году привела родителей в
класс, сказала: знакомьтесь! И... ушла. Распахнула,
раскрыла все классные поля, пространства и
оставила родителей одних. Попробуйте понять
сами! И родители начинают понемногу привыкать:
самое главное в нашей школе – искусство
собственного понимания.
...Но вот погружение в классы заканчивается.
Возвращаемся в зал. На доске по-прежнему
составленный в начале семинара список плюсов и
минусов нашей школы. И вопрос залу: ну как, что
теперь скажете? Может, что-то вычеркнем? Может,
что-то добавим?
Родители встают и говорят: «Вычеркните вот это!»
Например, мнение, что с уходом директора школа
рухнет. Мол, все держится на нем... Да нет,
посмотрели уроки, учителей – увидели их реальный
потенциал и поняли, что школа наша держится
отнюдь не только на энергии ее лидера... Ну и
добавить нашлось много чего. Особенно в графу
«плюс».
Обычно перед началом семинара мы возвращаем
родителям заявления о приеме их ребенка в первый
класс. Важно подчеркнуть: ваш выбор пока еще не
сделан, здесь есть над чем подумать. И в прежние
годы, как только семинар заканчивался, мы
говорили: все, а теперь – кто уже принял решение,
давайте складывайте заявления сюда в стопочку. И
тут же возникал ажиотаж: люди неслись к столу со
своими заявлениями, и этот ажиотаж захватывал
тех, кто на самом деле еще не определился. Но
потом мы поняли, что так нельзя. Человек должен
сам принимать решение, а не на волне всеобщего
энтузиазма. Поэтому в этом году мы не стали
принимать заявления сразу после семинара. Дали
неделю на размышления: идите подумайте,
проанализируйте, что вы здесь увидели,
посоветуйтесь с другими членами семьи, и только
после этого мы ждем вас.
Главное, что мы поняли за эти годы: родители – это
люди, которых не надо никуда тащить и ни за что
агитировать. Все они имеют право на собственный
опыт и на собственное понимание. А наша задача
состоит в том, чтобы организовать условия для
этого опыта и этого понимания. И пусть люди сами
думают про тот опыт, который они в этой
деятельности приобрели.
Елена ТУБЕЛЬСКАЯ,
Татьяна МЕНЬШОВА
Фото В.МИХАЙЛОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|