Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №45/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Школа. Первый класс?..
Чтобы родители делали осознанный выбор, приводя детей к нам учиться, важно показать им не образовательную программу, а философию и уклад школы. Но сделать это можно, лишь усадив родителей за парты

Июнь – месяц для школы особый.
Рубежный.
С одной стороны, пора экзаменов, подводящих черту под прожитым годом.
А с другой – время, когда можно немного заглянуть в будущее – понять, куда идет, в каком направлении развивается та школа, в которую вы привычно ходите отрабатывать свои учебные часы...
Июнь – особое время, когда школа перестает существовать в формате наперед расписанного обязательного образования, и поэтому возникает уникальная возможность, чтобы открыть свои творческие ресурсы и почувствовать себя “другой школой”. Набраться смелости и пожить с детьми и их родителями полнокровной жизнью настоящего, “неучебниковского” образования. Того образования, суть которого – в живых и свободных встречах и диалогах с людьми, природой, книгами… И в котором содержание не придумывается кем-то как сумма знаний, которые требуется вложить в ребенка, а оказывается содержанием самой детско-взрослой деятельности.
Может, именно здесь, в летней “школе вне расписания”, – зерна той подлинной школы, на которую нам так не хватает окаянства в расписанной едва ли не поминутно учебной жизни с сентября по май? И может быть, когда-нибудь мы наберемся смелости и сделаем уроки этой летней школы моделью для наших школьных уроков как таковых.
В конце концов, впереди время отпуска.
Самое время подумать, почему мы так отчаянно не умеем быть свободными? И почему так часто бывает, что время нашего образования не становится временем нашей свободы. И наоборот: время нашей свободы не становится временем нашего образования…
И как сделать так, чтобы образование и свобода перестали быть вещами несовместимыми в нашей жизни.

«Мы им говорим, а они нас не слышат»

Год за годом в нашей школе возникала одна и та же проблема. Все собрания для родителей, желающих отдать детей у нас учиться, проходили почти впустую.
Никак не удавалось объяснить папам и мамам, в чем суть и специфика нашей школы.
Они только спустя месяцы начинали осознавать, что происходящее в классе, где учится их ребенок, оказывается, далеко не то, на что они сами рассчитывали.
Что же получается? Мы изо всех сил готовимся к первой встрече с родителями будущих первоклассников, выверяем каждое слово, чтобы объяснить идею и концепцию школы, а они, оказывается, нас просто не слышат...
И однажды, набирая новый первый класс, мы придумали, что родителей надо... погрузить в реальную учебную деятельность. Чтобы они на собственном опыте узнали, что будет происходить с их ребенком, если они приведут его в нашу школу. И решили провести для родителей семинар-погружение.
Первый раз мы нахально размахнулись на два дня. На субботу и воскресенье. Чуть ли не по восемь часов занятий с перерывом на обед.
Начиналось все общим сбором в зале, а потом предлагались уроки, причем их давали учителя не только начальной, но и средней школы.
Продумали даже двух-
дневное расписание уроков, чтобы происходило чередование разных типов деятельности (после математики – физкультура, после музыки – словесность...). И в конце семинара родители сказали: «Как мы устали! Оказывается, так тяжело учиться в этой вашей «веселой» школе. А ведь про нее рассказывают легенды, что здесь не учатся, а только праздники празднуют да играют... А вы учите, да еще как учите! У вас трудно учиться, и это нам подходит».
Вообще, чтобы родители сумели успешно «войти» в школу, проникнуться ее содержанием и смыслами, нужно перед ними ставить какие-то барьеры. Сознание человека устроено так, что ему нужно преодолевать какие-то препятствия – тогда и отношение к достигнутому будет соответствующее. Наверное, потому мы решили сделать наш семинар платным. А участие в нем – обязательным.
Помню, как бурно обсуждалась эта идея платности на совете школы. Некоторые учителя буквально кричали авторам идеи: какие вы рвачи, как вам не стыдно, это не в традициях нашей – такой демократической! – школы. А мы почему-то упорно стояли на своем: платность должна повысить ответственность. А потом – учителя-то будут работать в свои выходные дни, субботу и воскресенье... Разве не следует им за эту работу заплатить?
Впрочем, главным условием семинара была, конечно, не плата. А то, что родители перестают быть простыми слушателями, потребителями информации, а вступают в какую-то реальную деятельность, получают собственный опыт и анализируют его, прикидывая, каково будет учиться в такой школе их ребенку. И только на основе этого принимают решение, подавать сюда заявление или нет.
И вот уже несколько лет мы чувствуем и видим, что к нам в начальную школу приходят те родители, кто разделяет с нами ценности и взгляды – по крайней мере на образование.

Лужа как объект для исследования

За восемь лет семинар менялся восемь раз. Прежде всего потому, что главными устроителями и ведущими семинара являются сами учителя, которые набирают первоклассников. А учителя у нас разные, и у каждого свой взгляд на учебный процесс.
Иногда происходят изменения, которые нам самим не нравятся. Например, в этом году меньше оказались представлены уроки в средней и старшей школе. Жаль. А то ведь среди родителей бытует мнение, что «началка» в Школе самоопределения хорошая, но вот потом следует отдать ребенка в какой-нибудь лицей...
С другой стороны, понимаешь, что просто времени на все не хватает. Тем более что семинар сократился, стал однодневным. Впрочем, увеличилась его насыщенность. Ведь за годы его существования накопилось много идей и находок.
Скажем, как-то появилась идея отобрать из нашего повседневного школьного опыта ситуации, которые обычно вызывают бурную реакцию родителей: с их ребенком в школе что-то произошло, нужно по этому поводу объясняться с учителем. Заготовили 10 таких «картинок-ситуаций» и предложили новеньким родителям написать свое мнение. Например: «Вы идете забирать своего ребенка домой и видите, что он стоит в луже, а учитель это видит, но никак на это не реагирует. Ваша возможная реакция?» Или: «Вы заглядываете в класс во время урока и видите, что там довольно шумно, царит беспорядок, на партах лежат внавалку лоскутки ткани, цветная бумага, и вообще непонятно, что происходит. Дети не сидят за партами, не работают с учебником, а заняты совсем другими делами. Ваша возможная реакция?» А затем обсудили с родителями их ответы, попробовали поразмышлять вместе...
Оказалось, что это хорошая форма предварительного знакомства с особенностями нашей школы. Мы предупреждаем: у нас возможны такие-то и такие-то ситуации, будьте готовы! И если вы чувствуете в себе отторжение всего этого, не ведите к нам своего ребенка! Родители одного нашего будущего ученика сказали: «Да нам даже в голову не приходило, что ребенок может стоять в луже как... исследователь, что ему может быть интересно, что происходит с бумажкой, которую он на середину лужи загнал! Мы думали, что это ситуация, когда педагог однозначно должен прикрикнуть на ребенка и выдернуть его из этой лужи!»

«А еще ваши ученики курят!»

Или вот хорошая находка. Немножко провокационная.
С чего начинается семинар?
Вот собрались родители. Причем людей гораздо больше, чем мест в любом классе, и поэтому начало семинара всегда проходит в зале. И первый вопрос, который задаем залу: назовите все, что вы слышали о нашей школе хорошего и плохого! И все поступающие реплики записываем на доску, разделенную пополам. С одной стороны – все положительное, с другой – все отрицательное.
Начинают обычно робко-робко и только с положительного. Но постепенно смелеют и начинают выкладывать и всякую отрицательную информацию. И интересно смотреть, как постепенно меняется их мимика, пластика. Вначале все напряженные, никто не улыбается – на всех давит со страшной силой груз собственного школьного опыта. Но по мере того как предъявляются всякого рода страхи относительно нашей школы, лица расслабляются, в зале возникает рабочая атмосфера.
Кто-то говорит: «Запишите в отрицательное, что ученики вашей школы курят!»
Да, курят. Но для учителей в этот момент важно не начать оправдываться, а просто показать залу, что мы готовы слышать и обсуждать любые проблемы. Понимая, что они действительно есть. И что решать эти проблемы очень нелегко. У нас, конечно, есть свои эмоции по этому поводу, но так важно на первом этапе просто выслушать и записать проблему – чтобы у родителей возникло чувство доверия. А если начнешь сразу же оправдываться – кто же будет дальше свои страхи проговаривать?
«А еще, – говорит другая мама, – я шла мимо футбольного поля, а они там матом ругаются!» Матом? Пишем на доску.
«А еще я слышала, что символ вашей школы – слон, потому что целыми днями все просто слоняются по школе и ничего не делают!»
Так и пишем на доске: «Слоняются по школе и ничего не делают...»
И тут же, без всякого перехода, следующая реплика: «У вас очень интеллигентные учителя!». «Это плюс или минус?» – спрашиваем мы. Оказывается, плюс.
...Итак, два списка. И никаких оправданий, никаких объяснений. С этим списком и расходимся на уроки, на которых уже и возникает разбор конкретных педагогических ситуаций.

Как увидеть самому?

Кстати, учителя долго учились проводить уроки не с детьми, а с родителями. Потому что когда в классе взрослые, все время хочется не урок вести, а объясняться по поводу того, что и почему я как учитель делаю на уроке. Нужно меньше объяснять – больше делать. Умеющему смотреть видно, как и чему учит ребят педагог. Но даже если умения нет, что-то схватывается интуитивно.
Очень медленно приходило понимание, что такое модельный урок. Теперь ясность есть. Важно понять, что перед тобой сидят не дети, а взрослые и они не играют маленьких Петю и Ваню. Им нужно предложить задания, адекватные их опыту, а с другой стороны, продемонстрировать твою философию и технику работы с детьми, показать, чему ты хочешь научить, какими способами работаешь. Это не так просто, но и не так трудно, как казалось вначале.
На семинаре родители все время задают вопросы учителям – просят пояснить происходящее. Нет привычки доверять собственному пониманию, делать выводы, исходя из собственного наблюдения. Что им скажешь, то и будет их информацией. А ведь все выложено в классе: работы детские, макеты на полках, партах. Абсолютно свободно можно открыть, почитать, поизучать...
А почему мы не торопимся разъяснять свое собственное понимание происходящего в классе? Да потому, что учительское видение – это всего лишь учительское видение. И оно так же необъективно, как видение любого другого человека. Но зато авторитетно для пришедшего в школу родителя! И искренне страшно свое необъективное видение навязывать другому человеку. Одна наша учительница в этом году привела родителей в класс, сказала: знакомьтесь! И... ушла. Распахнула, раскрыла все классные поля, пространства и оставила родителей одних. Попробуйте понять сами! И родители начинают понемногу привыкать: самое главное в нашей школе – искусство собственного понимания.
...Но вот погружение в классы заканчивается. Возвращаемся в зал. На доске по-прежнему составленный в начале семинара список плюсов и минусов нашей школы. И вопрос залу: ну как, что теперь скажете? Может, что-то вычеркнем? Может, что-то добавим?
Родители встают и говорят: «Вычеркните вот это!» Например, мнение, что с уходом директора школа рухнет. Мол, все держится на нем... Да нет, посмотрели уроки, учителей – увидели их реальный потенциал и поняли, что школа наша держится отнюдь не только на энергии ее лидера... Ну и добавить нашлось много чего. Особенно в графу «плюс».
Обычно перед началом семинара мы возвращаем родителям заявления о приеме их ребенка в первый класс. Важно подчеркнуть: ваш выбор пока еще не сделан, здесь есть над чем подумать. И в прежние годы, как только семинар заканчивался, мы говорили: все, а теперь – кто уже принял решение, давайте складывайте заявления сюда в стопочку. И тут же возникал ажиотаж: люди неслись к столу со своими заявлениями, и этот ажиотаж захватывал тех, кто на самом деле еще не определился. Но потом мы поняли, что так нельзя. Человек должен сам принимать решение, а не на волне всеобщего энтузиазма. Поэтому в этом году мы не стали принимать заявления сразу после семинара. Дали неделю на размышления: идите подумайте, проанализируйте, что вы здесь увидели, посоветуйтесь с другими членами семьи, и только после этого мы ждем вас.
Главное, что мы поняли за эти годы: родители – это люди, которых не надо никуда тащить и ни за что агитировать. Все они имеют право на собственный опыт и на собственное понимание. А наша задача состоит в том, чтобы организовать условия для этого опыта и этого понимания. И пусть люди сами думают про тот опыт, который они в этой деятельности приобрели.

Елена ТУБЕЛЬСКАЯ,
Татьяна МЕНЬШОВА
Фото В.МИХАЙЛОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru