ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Марьяна БЕЗРУКИХ, директор
Института возрастной физиологии РАО:
«Мы намерены оценивать не научную
концепцию книги, а ее соответствие возрасту
школьников»
– Ученые РАН справедливо полагают, что
оценивать учебники для начальной школы не в их
компетенции. Выбраны несколько организаций,
которые будут проводить экспертизу книг для
младшеклассников. Однако конкуренция научных
школ на этом поле не менее напряженная, чем в
области истории России ХХ века. Что будет, если
учебник, написанный занковцами, попадет к
давыдовцам? Как избежать явно несправедливых
экспертных решений?
– Я не вижу в этом серьезной проблемы. У
педагогических концепций для начальной школы, за
исключением системы Давыдова, нет серьезных
различий. Конечно, на рассмотрение экспертов
поступят учебники самых разных авторов. Но мы
будем оценивать адекватность возрасту, а не
принадлежность определенной научной школе –
занковцев или давыдовцев. Я думаю, что если
методика соответствует особенностям ученика,
она хороша. И спор можно прекратить.
– Существуют ли, по-вашему, общие принципы
экспертной оценки учебников для начальной школы?
– Сегодня большая часть учебников для начальной
школы выстроена по принципу: прочти, запомни,
ответь. Мы будем следить за тем, насколько
деятельность, которую школьная книга предлагает
ученику, соотносится с его возрастом. По этому
принципу можно оценивать любой учебник
безотносительно к тому, какая педагогическая
идея положена в его основу. Еще по отношению к
учебникам для начальной школы следует особенно
тщательно учитывать санитарные требования: вес
книжки, цвет и качество бумаги, насыщенность
цвета картинок, размер и рисунок шрифта
(например, недопустимо применение
церковно-славянских шрифтов).
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|