ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Светлана ТЕТЕРИНА, начальник
отдела федеральных
перечней учебной литературы Министерства
образования и науки РФ:
«При присуждении грифа будет
учитываться мнение учителей и родителей»
– Мы уже рассказали нашим читателям о
том, как ученые РАН, РАО проводят экспертизу
учебников. Но есть масса других дел: заключение
договоров, прием и обработка рецензий…
Организацию, которая возьмет на себя эти
обязанности, Министерство образования и науки
будет каждый год ут-
верждать. Означает ли это, что нас ждет конкурс по
принципу “кто проведет экспертизу быстрее и
лучше”?
– Согласно положению о Федеральном совете по
учебникам считаться базовой может только
организация, подведомственная Федеральному
агентству по образованию. Предусмотрено также
ежегодное ут-
верждение этой организации. В 2005 году эта
обязанность возложена на Республиканский центр
экспертизы, мультимедиа и телекоммуникаций в
образовании. В конце 2005 года будут подведены
итоги его деятельности. Но это еще не значит, что
в 2006 году его место займет кто-то другой…
– В прошлые годы Центр обслуживал деятельность
ФЭС: занимался проверкой документов, получением
денег за экспертизу...
– У него есть и другие, более серьезные функции.
Именно базовая организация проводит первичный
отбор для экспертизы: определяет, является ли
учебное издание учебником или учебным пособием,
проверяет сопровождающие документы.
– С этого года на экспертизу в ФСпУ будет
поступать значительно меньше книг. Получать гриф
“Допущено…” и “Рекомендовано…” необходимо
только учебникам. В связи с этим цены на услуги
экспертов повысились или понизились? Какие
сейчас тарифы?
– Данный вопрос не входит в компетенцию
Министерства образования и науки. Это предмет
договора между базовой организацией и
заказчиком экспертизы.
– Как вы относитесь к просьбе вице-президента
РАН Валерия Козлова предоставить академикам РАН
все учебники по той или иной дисциплине? Реально
это или нет?
– В соответствии с положением о порядке
проведения экспертизы заказчиком экспертизы
выступают заинтересованные юридические и
физические лица. Пусть они и решают, когда и
сколько учебников предоставлять на экспертизу.
– РАН отказалась взять на себя рассмотрение
учебников по ряду предметов. Чтобы восполнить
пробел, был составлен список экспертных
организаций ФСпУ. Чем Мин-
обрнауки руководствовалось, составляя эту
выборку?
– Известны ведущие научные организации по тому
или иному предмету. Список экспертных
организаций, рассмотренный и утвержденный на
президиуме ФСпУ, может быть дополнен в
заявительном порядке.
– Значит, если кто-то захочет выступать
экспертом по предметам: “музыка”, “ИЗО”,
“технология”, “черчение” и д.р., он может подать
заявку и она будет принята?
– Безусловно. Если заявка поступит от
организации, которая будет строго
соответствовать требованиям. Они у нас жестко
прописаны. Заявку может подавать юридическое
лицо, имеющее в штате специалистов
соответствующего профиля и квалификации, у
которых есть опыт проведения экспертизы учебных
и научных материалов. Департамент может внести
организацию в список и предложить на
рассмотрение президиуму ФСпУ. Если президиум
примет решение, ей будут направляться на
экспертизу учебники.
– Это может быть общественная организация?
– Конечно. Но у нас разрабатывается и другой
вариант учета мнения общественности. Президиум
ФСпУ 16 мая принял решение: общественные
организации в заявительном порядке будут
участвовать в работе комиссий. В комиссии решено
включать представителей Республиканского
центра экспертизы, мультимедиа и
телекоммуникаций в образовании, то есть базовой
организации, представителей средств массовой
информации и общественности. Кроме того, принято
следующее решение: если учебник подается
заказчиком на гриф “Рекомендовано…”, мы должны
учитывать мнение родителей и учителей.
– Учитывать мнение родителей – как вы себе это
представляете?
– Мы будем размещать на российском
общеобразовательном портале информацию об
учебниках, получающих гриф. Принято также
решение размещать ее в газетах. Таким образом, мы
сделаем достоянием общественности информацию,
какие учебники рассматриваются в ФСпУ.
– Но это и раньше делалось – на сайте ФЭС. Эта
страница Интернета очень неплохо посещалась…
– Но у нас сегодня другая задача – формализовать
процесс сбора и анализа информации с тем, чтобы
мнение конкретных учителей, родителей и
общественных организаций учитывалось при
присвоении грифа.
– Как к общественности сможет попасть текст
учебника, если он еще никому не известен и
является собственностью издателя?
– Мы будем говорить только об учебниках,
получающих гриф “Рекомендовано…” Это уже
известные учебники, знакомые учителям и
родителям. Свое мнение об этих учебниках они
смогут направить в СМИ.
– Значит, общественность не сможет высказать
свое мнение, если речь идет об учебнике,
получающем гриф “Допущено…”, то есть еще
практически неизвестном?
– Конечно. Издатели же не могут представить
общественности оригинал-макет учебника.
– Многие современные учебники имеют электронную
составляющую. Как будет проводиться экспертиза
электронного приложения к учебникам?
– Законом РФ “Об образовании” экспертиза
электронных составляющих учебников не
предусмотрена. Даже понятия “электронный
учебник”, закрепленного нормативными
документами, у нас на сегодняшний день нет. Когда
мы говорим об электронном учебнике, мы
руководствуемся издательским ГОСТом, в котором
зафиксированы нормы, касающиеся бумажных
учебников. В стране уже разработаны интересные
проекты инновационных учебно-методических
комплектов, в состав которых входит электронное
сопровождение. Производители этой продукции,
безусловно, могут обратиться в любую организацию
с просьбой провести экспертизу электронного
сопровождения. Но им понадобится определиться с
предметом экспертизы – насколько он
соответствует полиграфическому учебнику.
– В документах президиума ФСпУ говорится о
разработке инвариантной составляющей учебников.
Что это такое и как она будет формироваться?
– На президиуме ФСпУ было принято решение, что по
итогам 2005 года РАН, РАО и экспертные организации
обобщат свой опыт. Таким образом, мы сможем
формализовать требования к учебникам и сделать
их достоянием гласности. Тогда этими
требованиями смогут руководствоваться издатели
и авторы учебников.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|