Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №44/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N48 
ПСИХОТЕХНИКА УЧИТЕЛЯ 

Дмитрий СОРОКОВ,
профессор кафедры индивидуальной
и групповой психотерапии
Московского городского психолого-педагогического университета

Улыбка вместо валидола

Поведение гораздо сильнее влияет на здоровье, чем профессия, утверждают исследователи

Наконец-то отпуск, время, когда можно спокойно заняться делами, семьей, домом. И, что особенно важно, собственным здоровьем, ведь занятие это мы легкомысленно откладывали почти целый год. Работа в школе предполагает немало профессиональных рисков.
И в первую очередь это психосоматические расстройства, в которых эмоциям принадлежит ведущая роль. Оказывается, стиль нашего поведения может отозваться аллергией или сердечным приступом.

Диагноз определяется характером?

Исследователей давно интересовала связь между конкретными заболеваниями и особенностями отношения к стрессовым событиям или особенностями их преодоления. Говорили, например, что люди, страдающие гипертонией, чувствуют, что жизнь полна угроз, и поэтому они все время должны быть настороже. Страдающие от колитов, как полагают, злятся, но не могут выразить свой гнев. Однако большинство результатов таких исследований не подтвердились.
Следовательно: гипотеза о том, что люди, одинаково реагирующие на стресс, подвержены одинаковым болезням, в общем не подтвердилась. Важные исключения — исследования ишемической болезни сердца, иммуннокомпетентности и поведения типа «А».

Зловредный стресс

Рассмотрим непосредственное влияние хронического стресса на способность организма к борьбе с заболеванием.
Во-первых, хроническое перевозбуждение школьного учителя, вызванное постоянным стрессом, может способствовать ишемической болезни сердца (ИБС). Она частично объясняется генетически. Часто бывает связана с повышенным кровяным давлением, высоким уровнем холестерина, диабетом, курением и избыточным весом.
Но именно школьные учителя подвергаются повышенному риску ИБС – в полтора раза выше, чем люди, занятые другой деятельностью. Особенно в том случае, когда работа предъявляет к ним повышенные требования (по аудиторной нагрузке, ответственности и ролевым конфликтам), но мало регулируема (учитель практически не может влиять на скорость, содержание и условия своей работы). В этом случае преподавательская деятельность начинает напоминать конвейер, от которого ждут высокого качества, а темп работы задает машина, а не работник.
Кроме того, большие семейные обязанности в сочетании со стрессогенной работой могут плохо сказаться на сердечно-сосудистом здоровье женщины. Вообще-то у работающих женщин риск ИБС не выше, чем у домохозяек. Однако у работающих матерей ИБС возникает чаще. С ростом количества детей вероятность заболевания у работающей женщины увеличивается, а у домохозяйки — нет.
Еще одной из социальных групп, постоянно подвергающейся стрессу и особенно часто страдающей гипертонией, являются люди с низким уровнем доходов. Их ресурсов часто не хватает для повседневных расходов, у них, как правило, возникают трудности с поиском более денежной работы, неспокойное соседство. Эти условия, как правило, провоцируют повышенное кровяное давление.
Во-вторых, стресс и другие психологические переменные влияют на иммунную систему, так называемую иммуннокомпетентность человека.
Следовательно: хронический стресс может вызвать язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, колиты; повреждение артерий, гипертонию, ишемическую болезнь сердца с соответствующими осложнениями. Кроме того, стресс непосредственно влияет и на способность иммунной системы бороться с простудными и инфекционными заболеваниями, на восприимчивость к аллергиям, онкологическим заболеваниям и аутоиммунным расстройствам.

Страдающий агрессор

Внимание исследователей привлек к себе тип поведения педагогов, или личностный стиль, названный типом «A». Многие годы врачи замечали, что жертвы сердечных приступов — нередко враждебные, агрессивные, нетерпеливые люди, слишком ушедшие в свою работу, слишком настроенные на конкуренцию и успех. Они ощущают нехватку времени, с трудом расслабляются, становятся нетерпеливыми и злятся, встречаясь с задержками во времени или с людьми, которых считают некомпетентными. На вид кажутся самоуверенными, но на самом деле их постоянно терзает чувство неуверенности в себе; они заставляют себя делать все больше за все меньшее время.
К стилю поведения типа «B» относятся люди, которые могут время от времени расслабляться без чувства вины и работать без ажиотажа; не злятся по пустякам; у них нет чувства нехватки времени и сопровождающего его нетерпения.
Исследователи, разделив испытуемых-педагогов на типы «A» и «B», наблюдали их в течение восьми с половиной лет. За этот период и у мужчин, и у женщин с поведением типа «A» было вдвое больше сердечных приступов или других видов ишемической болезни сердца, чем у людей с поведением типа «B». Эти результаты не менялись даже после принятия в расчет диеты, возраста, курения и других переменных.
В дальнейшем было показано, что ключевой переменной поведения типа «A», негативно влияющей на здоровье, является враждебность. Кроме того, выяснилось, что по показателям враждебности, выявленным еще при обучении в педагогическом институте, можно прогнозировать вероятность заболевания будущих учителей ишемической болезнью сердца. В этих исследованиях было учтено влияние и курения, и возраста, и повышенного давления. Кроме того, есть некоторые данные, что когда человек подавляет гнев, держит его в себе, это может иметь еще более разрушительные последствия для сердца, чем открыто выраженная злость.
Следовательно: враждебное поведение человека в стрессовой ситуации, равно как и склонность подавлять гнев, держать его в себе, резко увеличивает вероятность заболевания ишемической болезнью сердца.

Им трудно сидеть и ничего не делать

Перечислим некоторые признаки, помогающие распознать поведение типа «A» (враждебного, напористого, конкурентного). Люди, склонные к этому типу:

– делают два дела сразу или думают сразу о двух вещах;
– планируют все больше дел на все меньшее время;
– не замечают окружающего и не интересуются им;
– торопят других, когда те говорят;
– необоснованно раздражаются, когда приходится ждать у телефона или когда думают, что машина впереди едет слишком медленно;
– уверены, что если что-то надо сделать хорошо, то лучше это сделать самому;
– жестикулируют при разговоре;
– часто трясут ногой или постукивают пальцами;
– речь строят запальчиво и часто непристойно выражаются;
– имеют «пунктик»— всегда успевать вовремя;
– им трудно сидеть и ничего не делать;
– всегда играют ради выигрыша, даже когда играют с детьми;
– измеряют свой и чужой успех численно (оценками по пятибалльной шкале, количеством ударников и отличников, осмотренных пациентов, полученных поощрений и наград);
– при разговоре прищелкивают языком, кивают головой, стучат по столу или втягивают воздух;
– не могут смотреть, как другие делают дело, которое, как они считают, сами могут сделать лучше или быстрее;
– часто моргают или непроизвольно подергивают бровями.

Не пренебрегайте радостями жизни

Рассмотрим теперь взаимосвязь стресса и нездорового поведения.
Переживая стресс, мы часто недостаточно заботимся о себе. Студенты во время сдачи экзаменов не спят ночами, часто несколько ночей подряд. Педагоги могут питаться нерегулярно, перехватывая на ходу то, что попадется под руку. При стрессе люди прекращают обычные физические упражнения и ведут сидячий образ жизни. Все приведенные примеры нездорового образа жизни влияют на способность организма бороться с заболеваниями и на его работу в целом.
Следовательно: стресс косвенно может влиять на здоровье, сокращая долю положительных факторов в образе жизни и увеличивая долю отрицательных.

Кто контролирует ситуацию, тот побеждает

Еще одно направление исследований сосредоточилось на людях с наибольшей сопротивляемостью стрессу, у которых не возникает физических или эмоциональных нарушений даже перед лицом серьезных стрессовых событий.
Личностные характеристики выносливых к стрессу людей взаимосвязаны с факторами, которые влияют на воспринимаемую серьезность стрессоров. Например, ощущение контроля над событиями своей жизни. Принятие вызова со стороны новой задачи также связано с убеждением в том, что изменения – нормальная часть жизни, и они должны рассматриваться как возможность для роста, а не как угроза безопасности.
Следовательно: к личностным характеристикам стрессоустойчивых людей относятся: приверженность личным целям, контроль над ситуацией и способность противостоять вызову стресса.

От контрольной до прыжка с парашютом

До сих пор мы были сосредоточены на отрицательных сторонах физиологического возбуждения, вызванного стрессорами. Однако исследования показывают, что периодическое воздействие стрессоров может способствовать физиологической сопротивляемости. По сути, периодический стресс (воздействие его время от времени, с периодами восстановления) ведет к последующей стрессовой терпимости.
Полезные физиологические реакции включают возбуждение симпатической нервной системы и происходят, когда человек предпринимает активные усилия, чтобы справиться со стрессовой ситуацией. Возрастание уровня гормонов в это время положительно соотносится с успешностью выполнения различных задач (от написания контрольных до совершения тренировочных прыжков с парашютом). Вредные же физиологические реакции происходят, когда человек переживает расстройство, но не пытается активно справиться со стрессовой ситуацией.
Кроме того, психологические факторы, снижающие стресс, могут ослабить вредные иммунные изменения. Так, в одном иссследовании (Kiecolt-Glaser et al., 1985) пожилых людей обучали пользоваться методикой релаксации для снижения стресса. У этих взрослых по ряду показателей иммунной деятельности выявилось улучшение, тогда как у контрольной группы пожилых взрослых, которых релаксации не обучали, за тот же период улучшения иммунокомпетентности не наблюдалось.
Важным также является то, насколько человек может контролировать стресс. Вспомним, что контролируемость – одна из переменных, определяющих силу стресса. В ряде исследований было показано, что неконтролируемые стрессоры гораздо сильнее влияют на иммунную систему, чем контролируемые. Стресс подавляет иммунную реакцию только у тех людей, которые не могут его контролировать.
Ощущение возможности контроля также опосредует влияние стресса на иммунную систему человека. В одном исследовании влияния развода на иммунную деятельность выяснилось, что партнер, инициировавший расторжение (тот, кто больше контролирует ситуацию), был в меньшем расстройстве, у него (нее) было лучше здоровье и лучше работала иммунная система.
Наконец, поведенческий тип «A», к счастью, также поддается изменению посредством хорошо разработанных программ психотерапии, и у людей, способных смягчить свое поведение по типу «A», риск ишемической болезни сердца снижается.
Следовательно: вредные для здоровья физиологические реакции на стресс возникают, когда человек переживает расстройство, но не пытается активно справиться со стрессовой ситуацией. Владение же психофизическими техниками противостояния стрессу, равно как и ощущение контроля над ситуацией, повышает имуннокомпетентность человека, снижает риск заболевания ишемической болезнью сердца и положительно соотносится с успешностью выполнения различных задач.

Итак, педагог вполне может научиться сам и научить всех участников образовательного процесса навыкам эффективного противостояния негативным последствиям стресса, равно как и профилактическим навыкам перенаправления энергии стресса в мирное русло. Возможно, для этого вам понадобится еще раз перелистать материалы курса «Психотехника учителя», печатавшиеся в «Школе для учителя» на протяжении всего завершающегося учебного года.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru