ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N48
Колонка редактора
В интернет-почте иногда
удивительным образом соседствуют два разных
сообщения. Вот, например, сегодня: одно письмо
сообщает об очередном семинаре по воспитанию.
Что и говорить, тема серьезная. С воспитанием
сейчас вообще ничего не понятно. Что такое хорошо
и что такое плохо в современных условиях?
Кто-нибудь из взрослых может внятно объяснить? А
продемонстрировать личным примером?
От этой растерянности воспитание, по крайней
мере в официальном образовании, как-то полиняло и
съежилось. А дети-то растут. Целое поколение уже
выучилось без идеологического надзора
государства.
Как раз от такого недовоспитанного молодого
человека пришло второе письмо. В своей школьной
жизни он счастливо избежал трудовых десантов,
законов пионерской организации (вместе с
октябрятской и комсомольской) и отрядных сборов
в поддержку Анжелы Девис. Письмо сообщает о том,
что автор узнал «об очень интересной затее –
книговороте. Это проект глобального обмена
книгами. Или как правильно терять книжки в
тщательно подобранном месте». Он даже успел
познакомиться с людьми, которые все это затевают
в России. И может быть, мне тоже будет интересно с
ними поговорить.
Я сгоряча ответила, что это какая-то сомнительная
затея. И стала скучно доказывать, что нормальный
гражданин найденную книгу: а) не возьмет, потому
что запуган терроризмом, b) все равно выбросит, c)
как-то глупо лишаться хорошей книги, даже не зная,
в чьи руки она попадет. И вообще с чего бы это я
стала заниматься такой безадресной
благотворительностью.
Но после этого все-таки зашла на сайт
книговорота. При ближайшем рассмотрении идея
поразила меня какой-то обезоруживающей
утопичностью, а инструкции по воплощению –
деловитостью и знанием человеческой (моей в
частности) натуры.
Суть замысла в том, чтобы превратить мир в
библиотеку. И все, кому этот образ симпатичнее,
чем мир – полигон, супермаркет или казарма, могут
уже сегодня «отпустить книгу на волю». Хотя бы
одну.
Для того чтобы нашедший не пугался (пункт а), на
обложку наклеивается доброжелательная надпись,
а на форзац – правила книговорота, номер, который
присваивается каждой книге, и просьба сообщить
на сайт о ее судьбе (пункт c). Предусмотрено даже
простое человеческое стремление не выпускать из
рук то, что уже как бы твое и все равно никто не
увидит, как ты его прикарманиваешь:
«постарайтесь преодолеть это желание».
Для тех, кому страшно оставлять книгу в чужом
сомнительном месте, сообщается адрес книжного
магазина, где стоит специальная – уютная и
надежная – полка. Хотите – приносите, хотите –
берите.
Чем-то похоже на игру: бросаешь в мир наугад
что-то хорошее, а там уж как судьба распорядится
– такая рулетка наоборот. Чем-то – на сеть
Интернет, на его некоммерческую часть, конечно:
ты можешь свободно воспользоваться информацией,
которую выложили туда миллионы людей.
Не так давно я, кстати, спрашивала у того же
самого автора письма, что заставляет человека
набивать тексты, размещать картинки и
фотографии, рассказывать о своих впечатлениях,
оставлять отзывы.
– Зачем? Какая ему от этого польза? –
допытывалась я, воспитанная на коммунистических
идеалах всеобщего равенства, братства и
взаимопомощи.
– Да просто так. Кому-нибудь обязательно
пригодится. Каждый вносит сколько хочет, сколько
может, и эти возможности складываются. Еще я
думаю, потому, что никто не заставляет. Ты сам
понимаешь: столько там труда и мыслей других
людей, что хорошо бы присоединиться, а не только
пользоваться, – как-то по-детски объяснил тогда
мой собеседник.
– Это что же, информационный коммунизм какой-то
получается: даешь по способностям – получаешь по
потребностям…
Услышав про коммунизм, скривился, но, подумав,
пожал плечами: вроде того.
Все-таки с воспитанием теперь вообще ничего не
понятно.
И зачем он мне письмо прислал?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|