ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Сдвиг по шкале
Ректоры не доверяют механизму
выставления оценок на ЕГЭ
“ЕГЭ закрыл моему ребенку дорогу в
вуз!” – заявила мать в одном из писем, которое
адресовано министру образования и науки.
Ее тревога обоснованна. Результаты ЕГЭ 2005 года
могут породить острые конфликты между
абитуриентами и приемными комиссиями.
Можно ли было этого избежать?
О сути конфликта “ПС” уже рассказывало
(№ 40 от 7 июня 2005 г.).
Эксперимент по ЕГЭ проводится в России несколько
лет. И с каждым годом оценку “пять” можно
получить за меньшую сумму баллов.
В 2001 году пятерку предлагалось выставлять за
80–100 тестовых баллов. Приемные комиссии вузов
формировали свои требования к абитуриентам,
исходя из этих принципов: 55–75 баллов – четверка,
ниже – тройка, выше – пятерка.
В 2005 году уровень пятерки по некоторым
дисциплинам упал до 59 баллов.
Эксперты пытаются найти научное объяснение
сдвига шкалы.
Согласно одному из мнений в 2005 году абитуриентам
был дан неожиданный шанс. Например, по подсчетам
экспертов, около 20% заданий в части А по русскому
языку взяты из заданий прошлого года. А экзамен
пришли сдавать школьники, которых учителя весь
год натаскивали на тесты ЕГЭ, в том числе и по
прошлогодним заданиям.
С вопросами средней сложности участники единого
госэкзамена справились. Зато перед заданиями,
требующими творческого подхода, 90% ребят
спасовали. По некоторым предметам оценки у
большинства участников ЕГЭ хорошие, но больше 50
баллов набрали немногие…
Если перевести в школьные отметки, то 59 баллов –
это какая оценка: тройка, четверка или пятерка?
К сожалению (или к счастью), в тестировании все
условно: все зависит от того, какие баллы набрали
другие участники ЕГЭ.
А на практике?
– Я, например, крайне осторожно отношусь к оценке
в 100 баллов. Даже 80 баллов вызывают у меня
сомнения, – говорит Надежда Ефремова, доктор
педагогических наук, завкафедрой педагогических
измерений Донского государственного
технического университета, руководитель РЦОИ
Ростовской области. – Зато 59–60 – это нормальная,
крепкая сумма баллов. По своему опыту знаю, что
это ребята, которые будут замечательно учиться.
Однако у многих руководителей высшей школы
совсем другое мнение.
Узнав о предварительных итогах ЕГЭ 2005 года,
ректоры ряда вузов заявили: их требования к
уровню поступающих в 2005 году не изменятся. Чтобы
быть зачисленным на некоторые специальности,
абитуриенту нужно предъявить свидетельство о
сдаче ЕГЭ минимум на 75 баллов…
Соискателей с прочими
“пятерками” просят не беспокоиться.
Правы ли ректоры?
Формально – да.
– Вуз вправе устанавливать свою шкалу,
устанавливать границу пятерки, – напоминает
Алексей Драгунов, руководитель Центра
информационных технологий Псковской области. –
Для этого руководители приемной комиссии должны
хорошо понимать, что такое средний балл и как он
формируется.
– В Ростовской области 23 вуза с разным опытом,
разными принципами и разным порогом приема, –
говорит Надежда Ефремова. – Есть такие вузы и
специальности, на которых приемная комиссия
требует от выпускника не меньше 85 баллов, а есть
такие, которые берут абитуриентов с тройками. Но
если порог будет завышаться, то вузы могут
пострадать – дети заберут документы. Ректоры
области – люди опытные. Я это знаю и надеюсь на их
дальновидность.
В приемных комиссиях мос-
ковских вузов пока уклоняются от комментариев,
будут ли они снижать требования к абитуриентам.
“Подождем подведения итогов ЕГЭ – тогда сообщим
о своем решении”, – говорят журналистам.
Можно ли было предотвратить неприятную ситуацию
2005 года?
Первое мнение – да. Если бы в Минобрнауки
последовательно разъясняли россиянам принципы
шкалирования (перевода первичных баллов в
тестовые и тестовых баллов в школьные оценки),
тогда руководители вузов яснее бы понимали, что
дети, получившие в 2005 году 59 баллов, знают предмет
не хуже, чем те, кто получил 75 баллов в 2003 году.
– В 2001–2003 годах мы направляли в субъекты РФ
десятки, тысячи брошюр, где давалось как
популярное, так и профессиональное описание
методики шкалирования. Мы объясняли людям, что
это такое и как происходит перевод баллов, –
говорит директор Федерального центра
тестирования Владимир Хлебников. – Это была наша
инициатива, министерство такой задачи не
ставило. Более того – встречало нашу инициативу
с полным равнодушием.
В 2003 году мы были убеждены, что региональные
руководители образования и ректоры вузов
разбираются в тестировании. Теперь выясняется,
что нашими материалами никто не пользовался.
Даже сотрудники некоторых региональных центров
обработки информации проявляют невежество в
вопросах шкалирования. Единственное из всех
министерство образования Башкортостана
попросило нас провести обучение сотни
специалистов, управленцев и сотрудников РЦОИ
методике шкалирования по результатам
централизованного тестирования и ЕГЭ.
...Но если ЕГЭ-просвещение не приносит плодов,
можно ли попытаться разрешить проблему другим
путем?
– Для ЕГЭ требуется, на мой взгляд, другая шкала
измерений, – уверен директор Федерального
института педагогических измерений Андрей
Ершов.
Еще одно мнение заключается в том, что не надо
заниматься разъяснительной работой, которая все
равно ни к чему не приводит.
Все гораздо проще: с ЕГЭ следует снять его
двойную функцию и сделать его экзаменом только
для абитуриентов. Тогда требования, выдвигаемые
на экзамене, станут требованиями не для
выпускников школы, а для поступающих в вуз.
И вузы больше не смогут уверять абитуриентов, что
их пятерки не имеют для них ни малейшего
значения…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|