ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
«Не только решить, даже
сформулировать не в состоянии...»
Образовательная общественность
сетует, что власть не прислушивается к ее мнению
Общественные слушания в Думском
комитете по образованию начались с обсуждения
визита Андрея Фурсенко. В среду министр
образования приезжал в Госдуму для участия в
парламентском часе. Там он говорил много, но по
сути не сказал ничего. Депутаты общением с
господином Фурсенко остались недовольны.
– Мы задали министру конкретные вопросы: о
зарплате учителей, о приватизации
образовательных учреждений и других актуальных
проблемах. А получили ответы, не поддающиеся
интерпретации! – возмутился Олег Смолин,
открывая слушания. – Но все же образовательному
сообществу удалось наконец-то чему-то научить
министра, – обнадежил создатель движения
«Образование для всех».
– Неправда! – перебил Смолина человек из зала. –
Они необучаемые! Кивают, улыбаются, со всем
соглашаются, а потом уходят в кабинет и
подписывают законы, разрушающие образование!
Все согласно загудели.
– Страна переживает период ломки, – откликнулся
на выпад зала профессор Яков Трубовской из
Института теории образования и педагогики РАО. –
И цемент пока еще не застыл. Сейчас создаются
нравственные обстоятельства, в которых придется
жить нашему народу в ближайшие сто лет! И незачем
говорить о приватизации, бакалавриате и прочем,
это все вторично. Сейчас речь идет о том, что мы
хотим оставить грядущим поколениям!
Разваливается не система образования, а
духовно-нравственное бытие народа! Нам внушают,
что главное – рынок, конкуренция, человек
человеку волк, и в системе образования мы тоже
начинаем с этим сталкиваться! Вот в чем беда!
Власть ведет себя так безответственно, ибо она
безлична, – резюмировал профессор Трубовской и
неожиданно выдвинул вполне конкретное
предложение: – Необходимо все законопроекты
выносить на публичное обсуждение и общественную
экспертизу.
– Я только что вернулся из поездки по стране, –
выступил вместо общества Иван Мельников, зампред
КПРФ. – И не встретил ни одного человека,
довольного реформами в области образования.
Дальше Иван Мельников спорой скороговоркой
перечислил актуальные проблемы: «ЕГЭ-ГАНО-ГИФО»
– и, как честный коммунист, призвал протестовать
не в кабинетах, а на улицах.
– Мы уже несколько лет обсуждаем, какие плохие
реформы, и все с этим согласны, а поддержать акции
протеста никто не хочет! – согласился с
Мельниковым Владимир Лившиц, секретарь ЦК
Профсоюза работников народного образования и
науки.
Вот во Франции попытались тронуть пенсионеров,
так на следующее утро десятки миллионов людей
вышли на улицу, а у нас… – Недовольный низкой
активностью сограждан секретарь ЦК махнул рукой,
и стал привычно ругать власть. – Государство
требует, чтобы мы платили налоги, а само не
выполняет обязательств, прописанных в
Конституции, где гарантировано, например, право
на бесплатное образование.
– Правительство полностью дискредитировало
себя, – будто эхом откликнулся Юрий Афанасьев,
президент Российского гуманитарного
университета. – Оно не только решить, оно даже
сформулировать проблему не в состоянии. На него
не то что надеяться, даже смотреть не стоит. В
Думе заседает «Единая Россия», здесь тоже ничего
не получится. Поэтому мне, как ни прискорбно,
придется поддержать предыдущего оратора. Кроме
этого вопля: «На улицу» – у нас на самом деле
ничего больше нет.
– Наша власть, мечтающая быть поближе к Европе,
как всегда, ничего толком не поняла, – заявил
вице-президент РАО Владимир Борисенков. Он на
улицы не звал, но так заразился общим
настроением, что несколько раз оговорился,
назвав «Болонский процесс» «Болонским
протестом».
– Они считают, что если насильно и в обязательном
порядке ввести в России систему бакалавриата, то
это и будет присоединение к Болонской
декларации, – продолжил Борисенков. – Но главное
в этом документе совсем другое! Образование
объявлено там общественным благом и достоянием!
А общественное благо должно быть доступно всем,
от него никого нельзя отлучить! Таким образом,
все последние действия Министерства образования
и науки, например введение платной магистратуры,
направлены, наоборот, на выход из Болонского
процесса.
Когда в зале все заметно утомились возмущаться и
стали в шутку звать друг друга «на улицу», слово
взял координатор общероссийского общественного
движения “Альтернатива” профессор Александр
Бузгалин. Он извинился за прагматику своего
выступления и тут же выдал несколько совершенно
четких предложений по защите системы
образования. Профессора, которые только что
недоуменно вопрошали «Что делать?» и готовы были
даже участвовать в демонстрациях и митингах,
слушали внимательно.
– Во-первых, коллеги, все мы имеем возможность, не
сходя со своего рабочего места, выступать перед
значительной аудиторией, – начал Бузгалин. –
Потратьте 10 минут лекции, расскажите студентам о
том, что происходит с нашей системой образования
и почему это опасно. Аргументированно докажите
им, что эти преобразования социально
несправедливы, недемократичны, не отвечают
интересам национальной безопасности. Расскажите
и о том, кому это выгодно: разработчикам, которые
получают на всех этих потемкинских проектах
модернизации миллионы долларов, и элите, которая
скоро будет иметь эксклюзивный доступ к
образованию. Как в дореволюционной России.
Вторым пунктом программы Александр Бузгалин
назвал активную работу со СМИ, но на третьем
сломался и тоже призвал участвовать в уличных
акциях протеста. Профессура погрустнела.
– Вы видите, сколько сил и времени тратят они на
развал системы образования! – распалялся
товарищ Бузгалин. – А сколько времени тратите вы
на общественную деятельность по ее спасению?
Меньше трех часов в неделю? Тогда не удивляйтесь,
что система разваливается!
Образовательная общественность испугалась и
принялась обсуждать будущее России, не стесняясь
в выражениях.
«Нас поставят на колени, и мы уже не сможем
подняться!» – восклицали одни. «Страна
скатывается в пропасть!» – отзывались другие.
«Наши дети будут рабами!» – перекрикивала всех
Клара Мансурова из организации «Родительская
забота».
– Страна переходит к системе сырьевого
образования, – холодно подытожил Эдуард Днепров,
бывший министр образования. – И школа, и вуз
теперь не более чем сырье для подготовки кадров.
В этом есть прямой тоталитарный смысл. Мы готовим
не людей, а взаимозаменяемые, бездушные винтики,
которые с равным успехом могут крутиться в любой
системе: от Силиконовой долины до Освенцима.
Образование – это больше не общественное благо,
а платная услуга, как парикмахерская. И
содержание у него соответствующее. О духовных и
национальных основах, о нравственности в такой
системе речи быть просто не может. И все это
возможно потому, что законы эти принимаются за
спиной народа. Надо требовать, чтобы их хотя бы
публиковали в газетах, тогда мы сможем предметно
разговаривать с разработчиками.
На этом слушания и закончились. Образовательная
общественность расходилась по домам. «Ну что,
плакаты будем рисовать?» – весело спросил один
респектабельный мужчина у другого. «Сухари
сушить!» – мрачно ответил тот.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|