КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ВЫСОКАЯ ПЕЧАТЬ
Школа мужества на «легком фронте»
Сборник повестей Анатолия Генатулина
– суровый рассказ о войне
Автор сборника повестей “Вот
кончится война…” Анатолий Генатулин был
призван в армию в 1943 году, когда, казалось бы,
самые страшные испытания были уже позади, да и
попадал он не в самое пекло вроде
Орловско-Курской битвы, а на сравнительно
второстепенные участки. На Карельском фронте,
где он принял боевое крещение, так долго стояло
затишье, что местные остряки говаривали, что в
мире не воюют только три армии: турецкая,
шведская и 23-я советская, державшая этот северный
фронт.
Но фронт всегда остается фронтом, где люди гибнут
и в глухой обороне, и в долгожданном наступлении.
Прибавим к этому, что Карельский фронт
пользовался дурной славой в финскую кампанию
1939/40 года, когда наша армия воевала здесь еще
крайне неумело.
Необстрелянный боец, каким попал сюда Генатулин,
вскоре полной мерой ощутил всю трудность здешней
войны “среди валунов” (так и называется
открывающая книгу повесть), где в “пугающей
зеленой пучине леса” тебя подстерегает стойкий
противник, орудуют меткие снайперы – “кукушки”,
где то, что в масштабе огромной войны выглядит
всего лишь маленькой местной неудачей, для самих
участников таких эпизодов знаменует смертельное
напряжение. Томительные часы под обстрелом,
надрывающий душу визг летящей, кажется, именно в
тебя мины, чей-то детский крик: “Товарищ сержант,
мне ногу оторвало!”, вот-вот готовая вспыхнуть
паника, гибель командиров, за которыми мечталось
идти в победное наступление, и только что
обретенного друга, собственное ранение (“Удар по
каске будто пудовой кувалдой… плечо мое залито
кровью”).
На плечи башкирского юноши, восхищавшегося, как и
множество его ровесников, чапаевской
Анкой-пулеметчицей, ложится то ошеломительная
тяжесть станка этого некогда столь вожделенного
“максима”, то иные нагрузки, от которых бойцы
порой кажутся отощалыми клячами.
И даже когда герой оказывается – и в переносном,
и в самом буквальном смысле – на коне: в армии,
победоносно наступающей уже по вражеской земле,
да еще в кавалерийском корпусе, его ждут
неожиданные испытания. “Германия белых флагов,
беженцев… подобострастных лиц цивильных” то и
дело сменяется обезумевшей лавой фашистских
войск, пытающихся вырваться из “котлов” и,
кажется, готовых все сокрушить на своем пути.
“Темная людская масса – тысячи и тысячи немцев
– выхлестнулась на открытое поле… Это была
огромная толпа, прущая на нас с отчаянием
обреченных”.
Чудовищно и место недавней танковой битвы, где
возле машин лежат черные, как головешки, люди, а
из глуби подбитой “тридцатьчетверки” слышится
молящее: “Браток, вытащи меня… отсюда! Хочу
подохнуть на земле!” – и тянется рука, вся в
крови.
Но на всем этом черно-багровом фоне
повествования особенно выразительно выглядят
человеческое мужество, стойкость, благородство,
причем вовсе не обряжаемые автором в пышное
облачение.
“Наш комбат Романенков был озадачивающе
непригляден, неказист: костляв, с длинной спиной
и сутулыми узкими плечами. Поясной ремень на его
тощем животе, оттянутый пистолетом, держался
наперекос…”
И его отношения с санинструктором Ниной вроде бы
грубоваты (впрочем, как и она сама, к тому же в
своем деле еще новичок и неумеха), но вспомним,
что он подобрал ее “где-то под Смоленском,
оборванную, вшивую, голодную” и вот временами
довольно жестко приучает ее к новой трудной
профессии, а в грозные минуты, когда решается
исход боя, сердобольно пытается отослать ее в
тыл, да натыкается на яростный отказ и отступает,
в душе, вероятно, не только одобряя “ослушницу”,
но и гордясь своей ученицей.
Трагичен и прекрасен образ сержанта Баулина из
повести, давшей название всей книге. После долгих
лет разлуки с женой он находит ее среди угнанных
фашистами жителей, но… уже связавшую судьбу с
другим человеком. И в ближайшем же бою идет на
верную смерть, уберегая от этой участи своего
подчиненного – юношу-новичка. В пылу боя, как
сказано в давних знаменитых стихах, отряд не
заметил потери бойца, но в душу самого спасенного
этот поступок запал навсегда.
Как знать, вспоминал ли Генатулин, озаглавливая
эту повесть, строки поэта Сергея Наровчатова: “А
лишь окончится война, тогда – то, главное,
случится”. Но и в этих стихах, и в генатулинской
прозе никак не наступает долгожданного,
главного. Героя повести “Туннель” Клешнина
неотступно преследует ранящая память еще об
одной “маленькой местной неудаче”, “эпизоде в
буре огромной войны” – мученической гибели
вместе с вырезанным фашистами госпиталем своей
первой любви: Оля “лежала навзничь, раскинув
руки… выше сапог, выше округлых в сиреневой
гусиной коже коленей тело было оголено, юбка
грубо, насильственно задрана до нежного,
белого-белого девичьего живота”.
Мается, исходит болью “душа, измученная войной,
побитая горем, уставшая от долгой армейской
службы”, ищет забвения в вине, в грубых случайных
связях. Не проходит и ожесточенная ненависть к
вчерашним врагам, пленным, с которыми свела
судьба на строительстве.
Генатулин не тот писатель, чтобы все в жизни
героя быстро уладилось. Какое там! Нашлась было
прямо рядом, на работе, добрая, полюбившая
Клешнина девушка, но сорвался он, поссорился и с
ней, и с друзьями, загулял, попал в жестокую
переделку. И хотя на больничной койке вроде бы
вконец отпустила его уже и так постепенно
ослабевавшая неприязнь к немцам, да только Бог
весть, как сложится дальнейшая судьба этого
человека, который все еще никак “не вернется с
войны”.
Характерно, что одним из поддержавших эту
горючую, правдивую прозу был известный и тоже
сравнительно поздно пришедший в литературу о
войне писатель Вячеслав Кондратьев. И всеми
последующими своими работами Анатолий
Генатулин, недавно одолевший 80-летний рубеж,
оправдал кондратьевскую оценку.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|