КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КОНТРАМАРКА В ПЕРВЫЙ РЯД
Губительное счастье стандарта
Новый спектакль Валерия Фокина
продолжает тему, начатую “Шинелью”
Поставив в начале этого сезона «Шинель»
в Москве, в «Современнике», Валерий Фокин полгода
спустя продолжил тему маленького человека в
Петербурге на сцене Александринского театра.
Г-на Башмачкина сменил г-н Голядкин, Гоголя –
Достоевский, его самая «гоголевская» по
интонации повесть. Собственно, «Двойник» и
задуман, и воспринимается второй частью этого
диптиха. Они – как две стороны одной медали:
отдавший богу душу Башмачкин и попавшийся в
чертовы сети Голядкин. Два одиноких голоса
человека. «Я не ветошка!» – отчаянный вопль
Голядкина можно считать концептуальным в этом
проекте Фокина. Внешне оба спектакля очень
стильные. Но этот формалистский хай-тек режиссер
не чурается уравновесить нравственной
содержательностью.
В.ГВОЗДИЦКИЙ В РОЛИ ГОЛЯДКИНА
В «Шинели» мир был представлен тенями и
голосами, солировал только Башмачкин в
исполнении Марины Нееловой. В «Двойнике» мир
воплощен въяве – эффектной петербургской
толпой, что так отторгает и ранит г-на Голядкина в
исполнении Виктора Гвоздицкого. Актеры
академического Александринского театра под
водительством режиссера по пластике Сергея
Грицая изящно, чисто и слаженно выстраивают и
ветвят в спектакле эту сложнейшую роль Хора и
Мира, противостоящего человеку. А художник
Александр Боровский возводит на сцене
причудливую двухэтажную конструкцию, в которой
зритель не сразу разгадывает набережную,
балюстраду, ступени, сбегающие к Неве… И вдруг
ощущает себя почти на дне реки зажатым меж сухих
гранитных берегов, ибо вода лишь ненадолго
отступила. В сложной системе дверей-зеркал,
словно подернутых инеем, пузырящихся по краям
расплавленной амальгамой, бликует свет, мелькают
очаровательный зал Александринки, зал-табакерка,
и публика, то есть мы. В спектакль с этой
прелюдией будто входят город и воздух, и начинает
пахнуть водой. По зеркальному полу, как по
гладкому льду, скользят в танце фигуры. Цилиндры,
капоры, муфты, бобровые воротники… Еще минута –
и чопорная петербургская толпа на катке
превращается в сон и морок Голядкина. Сбросив
шубы и оказавшись в экстравагантных купальных
костюмах и шапочках, герои этого чиновничьего
бала-маскарада, «заплывают» в воды Невы. Гудит
сплетня, взбухает интрига. И каждый участник
«командного заплыва» озабочен одним – не
сбиться с общего ритма, вставить словечко в общий
разговор, нырнуть и вынырнуть вместе со всеми. И
только один человек нарушает это торжественное
счастье стандарта. Расталкивая руками толпу, он
пытается привлечь к себе внимание, хочет, чтобы
его выслушали.
Фокинский Башмачкин выпрастывался на свет из
шинели. Голядкин вбегает в спектакль из зала,
уронив пальто в кресла первого ряда. Но сначала
во тьме раздается стон-бормотание, в зале
зажигается свет, и публика, щурясь и недоумевая,
разглядывает странного человека во фраке,
вскочившего с места, идущего по ногам и
вопиющего, обращаясь к ложам и ярусам, в защиту
своей самоценности. Этот старый театральный трюк
в новом спектакле Фокина работает прекрасно.
Каждый тут же и соображает, что на месте бедного
Голядкина мог оказаться сам, ибо пути Господни
неисповедимы. Человек, еще вчера нормальный, уже
назавтра может показаться (или почувствовать
себя) безумным. Еще сегодня человек просто раним
и остро реагирует на недружелюбие мира, а
назавтра – способен возвести «нормальное»
равнодушие мира к себе в ранг адской мести
таланту и гению. Этим же приемом, подчеркивая
заразительность такого безумия, Фокин и
завершает спектакль. Когда запеленутого в
смирительную рубашку Голядкина уводят со сцены,
свет в зале загорается снова, и некто (уже не во
фраке, а в свитере, уже не в партере, а в ложе, на
ярусе) обращается к залу с монологом Голядкина.
Сопротивляющегося «бунтаря» шумно выводит вон
возмущенная администрация, и в этот хеппенинг,
представьте себе, даже можно поверить. В этот миг
кажется, что вот-вот хлынет на сцену где-то долго
таившееся наводнение и смоет с подмостков
трагическую историю о человеке-ветошке, как это
было в финале «Шинели», когда на матовом
экране-заднике плескалась, все прибывая и
прибывая, вода.
Пожалуй, единственный просчет Фокина в
«Двойнике» в том, что он начинает спектакль сразу
с очень высокой ноты. Выбирает наблюдение за
безумием, но не анализ его. Кстати, у Достоевского
тоже примерно так. Но такое точное следование
букве литературы эмоционально обедняет
спектакль, не давая прорваться зрительскому
сопереживанию истории, которая началась как
фарс, а превратилась в трагедию.
Выбрав Виктора Гвоздицкого на роль Голядкина,
Фокин идеально угадал актера. Гвоздицкий как
никто чувствует слово и стиль Достоевского и
способен держать внимание зала. Он умеет как-то
причудливо выпевать, выдыхать, выплевывать эти
странные, болезненные исповеди писателя. Умеет
сохранить мысль и боль в монологе, который
захлебывается словами, задыхается от слов. Этот
актер может быть значительным даже в роли самого
жалкого героя. Может дать понять, что значит –
оскорбленное самолюбие и унижение, умеет вызвать
сочувствие и сострадание. Но в «Двойнике» Фокин
словно спеленал Гвоздицкого еще до финала,
предложив ему начать не с эмоционального нуля, а
почти с кульминации – от порога безумия, а не с
истоков болезни. Не успев узнать и, если хотите,
полюбить Голядкина («Ну экзальтирован, ну
немного обидчив и закомплексован, всё ему
кажется, что кто-то хочет его обидеть, над ним
посмеяться… Но это ведь ему только кажется», –
рассуждает зритель), мы не успеваем и ужаснуться
тому, как близок он, этот порог безумия, и как
быстро, подобно скорому поезду, безумие
надвигается на человека и может его раздавить.
Вместо этого с холодноватым любопытством
разглядываем Двойника в несколько эстрадном
исполнении Алексея Девотченко. Он конечно же
дьявол, хотя и в обличье мелкого беса. Конечно,
говорит по-немецки, как и следует Воланду, и в
ресторане, куда он заманивает Голядкина, их
обслуживает конечно же девица в белом переднике,
но абсолютно голая, как булгаковская Гела.
Сначала Двойник – еле уловимая тень, как филер с
поднятым воротником, скользнувшая по набережной.
Потом он кошмар Голядкина, таинственно
растворяющийся в зеркалах. Потом – жалкий
проситель, явившийся к Голядкину в дом (шаркает
ножкой, словно копытцем бьет). Потом – лучший
друг хозяина. (О, этот жалкий миг голядкинского
торжества, когда он, никчемное и никем не любимое
существо, вдруг ощущает себя Очень Важным Лицом,
способным стать еще чьим-то покровителем!) А
потом наступает момент, когда Двойник вдруг
проходит сквозь Голядкина, как сквозь туман. И
маленький человек снова осознает свою
ничтожность и с ужасом обнаруживает, что место
живого человека (его место!) занял «упырь,
вурдалак и мцырь».
Именно с этой минуты в спектакль возвращается
сильная эмоция. Ее испытываешь, наблюдая волны
растерянности на лице Голядкина–Гвоздицкого.
Герой безуспешно пытается проникнуть в разгадку:
почему его, Голядкина, не замечают тут и не хотят,
а его Двойника принимают и любят. Его –
презирают, а Двойника, укравшего его бумаги,
слова и мысли, уважают и хвалят, принимают в свой
Хор. «Все может случиться и ровно ничего не
означать».
Когда бедного Голядкина собираются свезти в
желтый дом, вдруг замечаешь сходство этого героя
и с пушкинским Германном, и с гоголевским
Поприщиным, и с кобылинским Тарелкиным… В глазах
его плещется уже не безумие, но полный покой,
просветление. Безумец выглядит абсолютно
нормальным. Через финал этой «петербургской
поэмы» Фокину все-таки удается закольцевать все
основные мотивы литературы ХIХ века, невероятно
внимательной к «жизни духа» маленького человека.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|