Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №43/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ШКОЛА, ОТКРЫТАЯ МИРУ 
 

Евгений РУДНЕВ
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Признаться в своем незнании

Чем поразили нас иностранные коллеги

Надо сказать, что, когда я отправлялся на Конгресс участников продуктивного обучения, у меня были определенные ожидания. Но, как это иногда случается, предвосхищаемое и состоявшееся не совпали.
Мне почему-то казалось, что наиболее продвинутыми в отношении продуктивного обучения являются сегодня США, в то время как страны Европы поддерживают в большей степени академическую систему образования. Оказалось, что наиболее заинтересованными в развитии продуктивного обучения являются немцы, основавшие в Берлине Институт продуктивного обучения.
Думаю, что осознание «вымывания» учеников из обычных школ и ответственность за создание модели немецкой классической гимназии, которая положена в основу и нашего среднего образования, заставляет учителей Германии искать пути возвращения детей в образование.
Ратуют не за возврат туда, где сидят за партами, а в свободное образовательное пространство, где ученик выбирает свою собственную траекторию развития. Они смогли посмотреть правде в глаза: классно-урочная система устарела! Немцы правы. В отказе от собственных дидактических традиций много мужества.
В очередной раз иностранные коллеги поразили нас своими способностями аккумулировать дух свободы. Кресла, расставленные по кругу, вопросы о компетенциях, непринужденная беседа. Можно соглашаться и не соглашаться, делиться опытом или иронизировать по поводу собственной педагогической практики. Это удивляет человека, взращенного по команде «встали-сели… урок окончен».
На одном из дискуссионных клубов рядом со мной сидели европейские коллеги. Они тоже работают в школе, но при этом ничуть не стыдятся несовершенства своего английского. Было очевидно: встреча в России используется ими как шанс развивать собственные средства коммуникации. Как трудно себе представить российского учителя, признающегося в незнании чего-то. Это ведь потеря лица!
Я обратил внимание и на то, с каким интересом рассказывали европейцы об индивидуальных планах своих учеников. Как уверенно они говорили о сочетании проектировочной деятельности, иностранного языка, компьютера, математических расчетов в процессе обучения! Но может ли выдрессированный ЗУНами учитель быть гением? А может ли не гений развивать ученика? Если ни в чем, кроме математики или географии, да и то в рамках школьной программы, он не разбирается?
Казалось бы, что может быть глупее изучения кастрюль? Оказывается, кастрюля может стать отправной точкой саморазвития ученика. Чтобы приготовить что-нибудь в кастрюле, надо сопоставить соотношение емкости с объемами продуктов. Не всякую кастрюлю можно поставить в электропечь. Электропечи не всегда изготавливаются на родине, а инструкции для пользования не всегда печатаются на родном языке. Так, «по кастрюле», учился один немецкий мальчик, которому математика, иностранный и физика не очень давались за партой.
Покидая конгресс, я не расставался с мыслями: не оттого ли в России все не так, что в нашем образовании не живет идея созидания? Каким образом учит российская школа понимать себя, свои достоинства, желания и способности, дарованные природой? Неужели если человек не рожден для книжного обучения, он потерян для общества?
Самоприятие и созидание – с такими впечатлениями о продуктивном обучении я покидал Конгресс международной сети школ продуктивного обучения.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru