ШКОЛА, ОТКРЫТАЯ МИРУ
Евгений РУДНЕВ
Академия повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников
образования
Признаться в своем незнании
Чем поразили нас иностранные коллеги
Надо сказать, что, когда я отправлялся на
Конгресс участников продуктивного обучения, у
меня были определенные ожидания. Но, как это
иногда случается, предвосхищаемое и
состоявшееся не совпали.
Мне почему-то казалось, что наиболее
продвинутыми в отношении продуктивного обучения
являются сегодня США, в то время как страны
Европы поддерживают в большей степени
академическую систему образования. Оказалось,
что наиболее заинтересованными в развитии
продуктивного обучения являются немцы,
основавшие в Берлине Институт продуктивного
обучения.
Думаю, что осознание «вымывания» учеников из
обычных школ и ответственность за создание
модели немецкой классической гимназии, которая
положена в основу и нашего среднего образования,
заставляет учителей Германии искать пути
возвращения детей в образование.
Ратуют не за возврат туда, где сидят за партами, а
в свободное образовательное пространство, где
ученик выбирает свою собственную траекторию
развития. Они смогли посмотреть правде в глаза:
классно-урочная система устарела! Немцы правы. В
отказе от собственных дидактических традиций
много мужества.
В очередной раз иностранные коллеги поразили нас
своими способностями аккумулировать дух
свободы. Кресла, расставленные по кругу, вопросы
о компетенциях, непринужденная беседа. Можно
соглашаться и не соглашаться, делиться опытом
или иронизировать по поводу собственной
педагогической практики. Это удивляет человека,
взращенного по команде «встали-сели… урок
окончен».
На одном из дискуссионных клубов рядом со мной
сидели европейские коллеги. Они тоже работают в
школе, но при этом ничуть не стыдятся
несовершенства своего английского. Было
очевидно: встреча в России используется ими как
шанс развивать собственные средства
коммуникации. Как трудно себе представить
российского учителя, признающегося в незнании
чего-то. Это ведь потеря лица!
Я обратил внимание и на то, с каким интересом
рассказывали европейцы об индивидуальных планах
своих учеников. Как уверенно они говорили о
сочетании проектировочной деятельности,
иностранного языка, компьютера, математических
расчетов в процессе обучения! Но может ли
выдрессированный ЗУНами учитель быть гением? А
может ли не гений развивать ученика? Если ни в
чем, кроме математики или географии, да и то в
рамках школьной программы, он не разбирается?
Казалось бы, что может быть глупее изучения
кастрюль? Оказывается, кастрюля может стать
отправной точкой саморазвития ученика. Чтобы
приготовить что-нибудь в кастрюле, надо
сопоставить соотношение емкости с объемами
продуктов. Не всякую кастрюлю можно поставить в
электропечь. Электропечи не всегда
изготавливаются на родине, а инструкции для
пользования не всегда печатаются на родном
языке. Так, «по кастрюле», учился один немецкий
мальчик, которому математика, иностранный и
физика не очень давались за партой.
Покидая конгресс, я не расставался с мыслями: не
оттого ли в России все не так, что в нашем
образовании не живет идея созидания? Каким
образом учит российская школа понимать себя,
свои достоинства, желания и способности,
дарованные природой? Неужели если человек не
рожден для книжного обучения, он потерян для
общества?
Самоприятие и созидание – с такими
впечатлениями о продуктивном обучении я покидал
Конгресс международной сети школ продуктивного
обучения.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|