Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №43/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА, ОТКРЫТАЯ МИРУ 
 

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

О тех, кто рожден познавать мир не только через книжки

Записки организатора конгресса

Мы так давно хотели провести Конгресс продуктивного образования в Москве, что, когда это стало реальностью, даже не верилось. Почему для нас это было так важно?
Нас привлекала возможность дать шанс новым людям, новым школам стать участниками этого всемирного движения в образовании. Показать, что учить детей можно более естественным, значит, и более эффективным способом. Да и сам термин «продуктивное образование» стал привычным для учителей нашей страны, и под ним часто подразумеваются довольно обычные методы обучения: метод проектов и творческие работы, внедрение «парковых» технологий, производственная и социальная практика.
Однако продуктивное образование подразумевает куда более серьезное нововведение: организацию принципиально иной образовательной структуры, в которой ученики могут получать образование в ходе реальной деятельности на рабочих местах.

Кого берут?

Для многих российских участников самым важным событием конгресса стал семинар для новичков. Где бы конгресс ни организовывался, основатели движения обязательно отвечают на все вопросы тех, кто только собирается включиться в общую работу. Как правило, это представители страны-организатора.
В каждой стране новички задают свои вопросы. Какие же стали главными, основными на этот раз?
Во-первых, людей интересовало, как можно стать участником продуктивного образования. Ответ простой: если вы разделяете наши идеи, готовы работать по мере своих возможностей в нашей идеологии – милости просим. Никаких критериев и норм, только разделение общих ценностей и подходов к образованию. Этот ответ удивлял и радовал. Наверное, мы так привыкли к различным ограничениям, что интуитивно отбрасываем даже возможность создания профессионального объединения, построенного на общих ценностях и идеях, а не на одинаковых результатах и общих проектах. Но так и только так могут создаваться педагогические сообщества.

Что значит «разделять идеи»?

Когда Брэт Шлезингер, один из организаторов американского проекта «Город как школа», рассказал о двух типах образовательных систем, было интересно наблюдать за реакцией зала. Часть гостей понимающе кивали: да, действительно есть две образовательные системы, которые не дополняют, а замещают друг друга.
Одна работает с ребенком как с туристом, попавшим в «мир знаний». Ученику-туристу говорят, куда идти, на что смотреть. Он слушается, что-то запоминает, но если останется без гида, вряд ли сумеет сориентироваться в чужом государстве. Даже если экскурсовод перестанет руководить и возьмет на себя роль помощника, отвечающего на вопросы туриста, основной смысл при этом не изменится: отвечать за итоги будет именно гид, а не путешественник. Вторая система позволяет ученику создавать свой собственный мир, частью которого является и мир знаний. И знания эти никто не собирается сравнивать с чужими, наработанными цивилизацией до него. Мир каждого человека именно тем и ценен, что он неповторим, индивидуален. Учитель в такой системе является просто более опытным человеком, который может помочь добиться намеченной цели, разобраться в проблемах, которые при этом возникли, посоветовать, как избежать подобных сложностей в дальнейшем. Ученик в этом мире живет рядом с учителем. Оба и строят мир, и путешествуют в нем. Оба учатся и у мира, и друг у друга.
Многие, слушая эти рассуждения, возмущенно переговаривались между собой: при чем тут путешественники? Нам нужно детей учить, а не в игрушки играть.
Именно это и объясняли новичкам: попробуйте разделить наши взгляды, добавить в общую копилку свои идеи. И если вы готовы работать с учениками-жителями, а не с учениками-туристами, вступайте в наши ряды.

Иностранцы растерялись

Как и во всем мире, у нас есть огромное количество учеников, которые не могут освоить школьную программу в объеме, предлагаемом госстандартом. Именно с такими ребятами и начинали работать и в американских, и в германских проектах. Общество в этих странах понимало, что если просто выгнать неуспешных учеников из школы, не дать возможности получить аттестат и хорошую профессию, то в дальнейшем придется вкладывать в этих людей гораздо больше денег: именно они образуют группу риска, предрасположенную к алкоголизму, наркомании, преступлениям.
Аналогичный ход для открытия настоящих школ продуктивного образования в России и предложили иностранные специалисты. Но, по мнению российских участников конгресса, этот путь у нас невозможен. Оказалось, у нас и программы сложнее, и обязательных предметов не пять-шесть, а шестнадцать. Или семнадцать – тут данные наших педагогов разделились: никто даже сосчитать точно не мог, сколько предметов являются обязательными – их количество зависит от региона, типа школы.
Иностранцы растерялись. Как же так, неужели можно вводить столько учебных предметов, обязательных для изучения? Какой в этом смысл? Те, кто приехал на конгресс, с сожалением согласились: смысла в этом нет, но такова действительность, в которой мы живем. И это – непреодолимый барьер не только для продуктивного, но и для любого другого альтернативного образования.

Чисто российская проблема

Мы, конечно, можем помечтать в отдельно взятом педагогическом коллективе или выступить со своими наработками на отдельно взятом педагогическом конгрессе. Мечтать, как говорится, не вредно. Иногда можем помечтать даже вместе со своими учениками, воплотив часть наших идей в жизнь. А потом придет время для ЕГЭ, для получения единого аттестата, и учителю придется натаскивать своих учеников на сдачу экзаменов, объясняя, что все «продуктивное» – просто игрушки по сравнению с репродуктивным, то есть по сравнению с российской массовой школой.
И все же после конгресса я получила письмо от коллеги из Самары с такими словами: «Редко, очень редко происходят события, которые полностью меняют твои взгляды. Именно это произошло со мной после семинара о взаимоотношениях учителя и ученика, который Вы проводили: я теперь по-новому смотрю на своих учеников. Спасибо!»
Немного неудобно. В том-то и дело, что участие в процессе продуктивного образования дает педагогу не меньше, чем его юным коллегам. Кто кого должен благодарить?

А было так

После обычного знакомства мы решили обыграть ситуацию входа учителя в класс – в традиционной образовательной системе и в продуктивном образовании. Мы уселись за парты, старательно изображая роли учеников, а игравшая роль учительницы коллега вышла из класса. Дверь открылась, она зашла решительным шагом и… замерла.
– А я должна играть роль хорошего учителя обычной школы или плохого?
Решили рассмотреть обе ситуации. В позиции «плохого учителя» она зашла в класс без улыбки, немного нахмурившись. Все «ученики» дружно подскочили с мест, чтобы поприветствовать «учителя». Раздалось гордое и уверенное: «Здравствуйте, дети. Садитесь. Сегодня мы будем проходить…» Мы сидели, слушали, думали о чем-то своем и немного побаивались.
Став «хорошим учителем» обычной классно-урочной школы, она зашла в класс с улыбкой. Мы снова встали. Поздоровавшись, учительница попросила одного из нас выйти к ней. Все заинтересовались, зачем это. Она стала что-то чертить пальцем на руке у вышедшей к доске ученицы: «Какую фигуру я изобразила? Правильно, окружность. Это хорошо, что вы внимательны, значит, готовы к уроку. Садитесь. Посмотрите, на доске записаны темы. Какая из них для вас наиболее интересна? С чего начнем?» Мы следили за ходом мысли учителя. Было любопытно, куда нас приведет этот урок.
Пришла очередь сыграть роль учителя продуктивного образования. И тут возник вопрос: кто должен сидеть в классе, а кто входить? Ученики ждут учителя или учитель – учеников? Раньше я об этом не задумывалась: бывает и так, и эдак. Решили, что войдет учитель.
Коллега в третий раз вошла в кабинет, сказала: «Привет!» – между прочим, совсем не таким тоном, как раньше свое «здравствуйте» и… снова встала в тупик: «А дальше что? Снова предлагать темы? Тогда это не будет продуктивным образованием! А если ничего не предлагать, то чем же заниматься?»

И пусть так будет всегда!

Попросили войти в образ учителя меня и долго, минут пятнадцать, выбирали для себя роли разных – умных и не очень, подвижных и спокойных, заинтересованных и безразличных – учеников. Я точно не помню, что происходило потом. Мы продолжали общаться, смеяться, как и в самом начале семинара. Шла та же работа, только обсуждали мы не педагогические проблемы, а взгляды каждого на биологию (я вела модельное занятие по этому предмету). И сидели так же, как раньше, – в кружке, потому что только так можно действительно вести беседу, а не делать вид, что ты беседуешь с людьми. Очень быстро каждый понял и выразил, чем ему было бы интересно заняться, что ему для этого необходимо… Я только номинально вела этот семинар. На самом деле его организовывали все участники. Каждый внес свои вопросы, сомнения, удивления; каждый поделился опытом.
И мы спорили. Как же мы спорили! Больше всего коллег возмутила моя фраза о том, что в продуктивной школе учитель – это организатор обслуживания. Сервис для учеников. И правильно возмутила! Такой примитивной аналогией невозможно выразить всю глубину новых взаимоотношений, появляющихся в свободной образовательной среде.
Мы так и не пришли к единому мнению по этому вопросу. Просто почувствовали, что в главном, в самом главном понимаем друг друга. Мы не учим, как сделать так, чтобы все знали всё. Работаем рядом друг с другом, ищем ответы на неизвестные для нас вопросы – участвуем в мыслях друг друга. И только этому у нас стоит учиться.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru