ШКОЛА, ОТКРЫТАЯ МИРУ
Право на выбор. Право на поиск
В Москве прошел XVII Конгресс
международной сети продуктивных школ (INEPS)
В его работе приняли участие более ста
педагогов и преподавателей вузов России и
представители продуктивных школ стран Европы, в
том числе Германии, Греции, Испании, Португалии,
Швеции, Финляндии, а также США.
По сложившейся традиции темы конгрессов не
повторяются. Они вытекают из особенностей
образования той страны, в которой конгресс
проводится. Например, тема португальского
конгресса 1991 года – «Как стать европейской
продуктивной школой». В Финляндии в 2003 году
работали под девизом «Обеспечение равных
возможностей для неуспешных детей». А наша,
российская тема звучала так: «Продуктивное
учение и демократизация школы». Не случайно:
отход от администрирования, открытый,
партнерский стиль управления на всех уровнях,
демократический уклад жизни – главные условия
успеха продуктивных школ и проектов.
Дело в том, что чисто продуктивных школ, то есть
школ, осуществляющих только идеи свободно
организованного, протекающего, варьируемого
образования, в России нет. Есть отдельные попытки
построения вариативных систем в структуре
традиционного образования. Такие попытки
предпринимают педагоги, которые видят в каждом
подростке индивидуальный ресурс, уважают
уникальность каждого, способны признать право
ученика на выбор и поиск. «Альтернативщиками»,
как правило, становятся учителя, которые слышат
зов жизни и чувствуют потребности подростков, –
совсем молодые люди или представители старшего
поколения, испробовавшие в традиционной
педагогике все и во всем разочаровавшиеся.
Ежегодные конгрессы сторонников продуктивного
образования, семинары, проводимые лидерами
движения, практикумы становятся для таких
педагогов неформальной системой повышения
квалификации.
И пусть российская школа пока плохо оборудована
для свободного образовательного поиска
учеников, для педагогики участия и взаимного
доверия, она быстро впитывает опыт международной
сети продуктивных школ. В частности, популярная
ныне идея портфолио напрямую связана с
продуктивным образованием. Только у них
портфолио не красивый довесок к оценкам и
документам, а единственный механизм отчета
ученика о работе. Ведь основное время школьники
заняты на рабочих местах в городе и в школьное
здание приходят один-два раза в неделю! Но не на
уроки, а для совместных обсуждений своего
продвижения в проекте, решения вопросов,
вызванных самостоятельным изучением учебного
материала, интегрированного в проект.
В продуктивном образовании уже воплотилась и
другая мысль, которая будоражит российских
педагогов, но никак не пробьет дорогу в школу, –
меж-
предметная интеграция. В школах США, Франции,
Германии, Финляндии, Швеции обязательными
являются лишь две предметные области: языки
(родной и иностранный) и математика. Остальные
предметы изучаются в связи с индивидуальными
темами учащихся, вытекают из содержания
практики, работы на реальном рабочем месте.
Тем не менее конгресс констатировал: «В то время
как многие альтернативные проекты образования
приносятся на жертвенный алтарь консерватизма,
когда ограничиваются права молодых людей на
социальное участие и на включение в
деятельность, можно уверенно сказать: в России
происходит становление сети продуктивных школ и
проектов».
Хорошо. Только бы не поддаться соблазну и не
начать говорить о любом сделанном педагогом и
учеником деле или о выполненном проекте как о
продуктивном образовании. Методика
продуктивного учения все-таки существует. И она
имеет свое лицо.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|