Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №43/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ 
 

Ольга ДАШКОВСКАЯ

В Европу на рыбном обозе?

Ректоры готовы принять Болонскую декларацию, чтобы вынудить правительство увеличить финансирование высшего образования

На минувшей неделе в Госдуме собралось необычное общество: ректоры вузов, дипломаты, депутаты из бывших и нынешних профессоров, высокопоставленные чиновники Министерства образования и науки и Федеральной службы по надзору. Все они съехались на круглый стол “Проблемы интеграции российской и европейской систем образования”. Как выяснилось, принципиальных противников Болонского процесса можно пересчитать по пальцам одной руки, но конкретные условия интеграции не устраивают очень многих.

– Все наши движения в рамках Болонского процесса должны быть постепенными, – начал выступление заместитель директора Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Федор Дудырев. – Но при этом важно, чтобы наша позиция была активной и наступательной, поскольку мы действительно больше потеряем, если начнем подстраиваться под те схемы, которые нам предлагают.
Что же это за схемы?
Первым новшеством станет переход от традиционной для России зачетной единицы – академического часа – к системе зачетных единиц по типу ECTS (единой трансферной кредитной системы, или кредитов). Студенты будут сами выбирать, какие предметы изучать. Определившись, они начнут набирать интересующие их кредиты (зачетные единицы) и модули (части образовательных программ). По завершении каждого такого курса студент получит сертификат, подтверждающий, что курс прослушан, а на основании накопленных кредитов можно будет судить о том, какую часть годовой программы он составляет. Пока через эксперимент с образовательными кредитами прошли около 30 вузов, но к 2008 году Министерство образования и науки планирует ввести новую систему зачетных единиц повсеместно.
Изменится и система контроля качества высшего образования. Сейчас вузы должны проходить и лицензирование, и аттестацию, и аккредитацию. “В этой системе путаются даже профессионалы”, – говорит заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Елена Геворкян.
Во избежание путаницы предлагается объединить аттестацию и государственную аккредитацию. Останется лицензирование – разрешение вести образовательную деятельность, а аккредитация – подтверждение качества образования со стороны государства. Такая схема соответствует практике большинства европейских стран.
– Дополнительной гарантией качества образования, – сказала Елена Геворкян, – должно стать привлечение к оценке образовательных программ студентов и работодателей.
– Получается, если будущему инженеру не хочется изучать курс математики, он его заменит на историю античной скульптуры, благо количество академических часов то же самое. Кредит получил, накопил – привет! Это инженер? – спросил член Комитета Государственной думы по международным делам профессор Николай Бенедиктов.
– Привлечь работодателей к контролю качества образования можно только тогда, когда они будут участвовать в финансировании подготовки специалистов и трудоустраивать их после завершения учебы, – заявила зампред Комитета ГД по образованию и науке Валентина Иванова.
В своем выступлении она уделила особое внимание проблеме двухуровневой системы образования и привела конкретные цифры. Лицензию на подготовку бакалавров получили 50% вузов. В 2003 году выпуск бакалавров составил 51,6 тыс. человек, магистров – 9,6 тыс. человек. Сегодня вузы готовят бакалавров и магистров по 110 направлениям и еще по 500 специальностям продолжают выпускать традиционных дипломированных специалистов непрерывного 5–6-летнего цикла обучения. После принятия законопроекта о многоуровневой системе образования сосуществование обеих моделей сохранится. Однако перечень направлений для подготовки специалистов сократится и будет включать в основном медицинские, инженерные и творческие вузы.
– Россия перестанет быть университетской державой и превратится в кузницу бакалавров с незаконченным высшим образованием, – заявил ответственный секретарь Высшего инженерного совета, вице-президент Международной инженерной академии Владимир Петров. – На предприятиях считают бакалавров полуфабрикатами и не хотят их брать на мало-мальски квалифицированную работу.
Однако некоторые представители инженерных вузов придерживаются более гибкой позиции. Два последних года группа ведущих технических вузов под руководством МГТУ им. Н.Э.Баумана работала над стандартами двухступенчатого инженерного образования, которые предусматривают мощную фундаментальную естественно-научную, общеинженерную, гуманитарную подготовку бакалавров.
– Такой бакалавр будет востребован работодателями, которые проводили экспертизу этих стандартов, – заверил проректор по учебно-методической работе МГТУ им. Н.Э.Баумана Сергей Коршунов. – Да, инженеры высокого класса нужны, но не в таком количестве, в котором мы их выпускаем.
– Можно полностью перейти на двухуровневую систему, если не будет никаких ограничений на бесплатный прием в магистратуру, – подчеркнул профессор химического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Владимир Шевельков. И таким образом сформулировал общее опасение противников Болонского процесса о том, что основная, хотя и негласная цель интеграции России в европейское образовательное пространство состоит в том, чтобы сэкономить на образовании.
О том, что самое уязвимое место Болонского процесса – это несоизмеримость финансовых средств, которые вкладывают в образование Россия и европейские страны, говорили даже самые убежденные сторонники интеграции: ректор МГИМО Анатолий Торкунов, ректор Ростовского-на-Дону государственного университета Александр Белоконь и другие.
В их выступлениях на все лады звучала неумолимая статистика: ежегодно в США государственные расходы на одного студента достигают около 30 тыс. долл., в Финляндии – 15 тыс. долл., в Казахстане – 10 тыс. долл., у нас – 750 у.е.
Как отмечали ректоры, на ремонт и строительство зданий, находящихся в федеральной собственности, вузы вынуждены тратить собственные внебюджетные средства, а потом еще отчитываться за эту “провинность” перед казначейскими и налоговыми органами.
С нынешнего года еще введен налог на земли, принадлежащие вузам (чем больше территории, тем непосильнее налог). Аналогичная ситуация с покупкой оборудования: чем оно дороже, тем больше вычитают из прибыли. Трижды на разных встречах с ректорами президент обещал решить этот вопрос, а воз и ныне там.
Отсюда и слабая материальная база российских вузов, стремление на всем “сделать деньги” – на коммерческих образовательных услугах, на создании филиалов, плодящих откровенную халтуру. Отсутствие средств не позволит России присоединиться и к новому проекту “Электронная Болонья”, цель которого – создание технологической системы обмена знаниями между университетами, на что Европа ежегодно тратит до 9 млн евро. Из-за недофинансирования не удастся осуществить и главный принцип Болонского процесса – обеспечение академической мобильности студентов, преподавателей, аспирантов.
– В этом вопросе мы не просто на нуле, мы в минусе, – заявил Александр Сидорович, проректор МГУ по научной работе. – Любые расходы на эти цели воспринимаются финансовыми и налоговыми органами как злостные нарушения. Мы должны отдавать себе отчет в том, что принцип мобильности не работает даже в пределах России и СНГ.
– Я раньше тоже резко выступал против Болонского процесса, но теперь начинаю мыслить по-другому, – заявил ректор Московского экономико-статистического университета Владимир Тихомиров.– Последние десятилетия мы с вами активно обсуждаем реформы, а ведь за этот период никаких кардинальных изменений не произошло. Что мы имеем в результате? Наше положение в 20 раз хуже, чем в Финляндии, в 50 раз хуже, чем в США, в 10 раз хуже, чем в Казахстане. И мы боремся за то, чтобы все это сохранить?
– Глупо было бы не использовать шанс для модернизации образования, – заявил руководитель Комитета по международным делам Константин Косачев. – Именно в этом смысл Болонского процесса, ради которого благополучная Европа пошла на радикальные перемены, а вовсе не для того, чтобы коварно разрушить российское образование.

…Обсуждение Болонского процесса и пакета связанных с ним законопроектов продолжится на съезде ректоров, который состоится ориентировочно осенью. Только после этого законопроекты будут внесены на рассмотрение в Госдуму.

БОЛОНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ:  ЦЕЛИ И УСЛОВИЯ

Россия подписала Болонскую декларацию в сентябре 2003 года, а в 2005 году к ней присоединились Азербайджан, Армения, Грузия, Молдова и Украина. В настоящее время в Болонском процессе участвует 45 государств.

Основные цели Болонского процесса:

– принятие системы сопоставимых степеней образования;
– принятие двухуровневой системы обучения;
– введение системы академических кредитов;
– содействие мобильности студентов и преподавателей;
– содействие обучению в течение всей жизни;
– содействие привлекательности европейской системы высшего образования.

В связи с подписанием Болонской декларации в правительство внесены:

  • Проект ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты РФ (в части предоставления права представителям объединений работодателей участвовать в государственном прогнозировании и мониторинге рынка труда, в формировании перечней направлений подготовки (специальностей), разработке государственных образовательных стандартов профессионального образования и процедурах контроля качества профессионального образования)”.

  • Проект ФЗ о внесении изменений и дополнений в законы РФ “Об образовании” и ФЗ “О высшем и послевузовском образовании” в части установления двух уровней высшего профессионального образования.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru