ДОКУМЕНТ № 116
Об исчислении пособий по временной
нетрудоспособности
в 2005 году
В соответствии со статьей 8 Федерального
закона от 29 декабря 2004 г. № 202-ФЗ «О бюджете Фонда
социального страхования Российской Федерации на
2005 год» с 1 января 2005 г. изменяется порядок оплаты
за первые два дня временной нетрудоспособности,
а также максимальный размер пособия по временной
нетрудоспособности, который за полный
календарный месяц не может превышать 12 480 рублей.
Установлено, что пособие по временной
нетрудоспособности вследствие заболевания или
травмы (за исключением несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний)
выплачивается застрахованному за первые два дня
временной нетрудоспособности за счет средств
работодателя, а с третьего дня временной
нетрудоспособности – за счет средств Фонда
социального страхования РФ (далее – Фонд).
Одновременно в соответствии со ст. 3 Федерального
закона от 29 декабря 2004 г. № 204-ФЗ «О внесении
изменений в часть вторую Налогового кодекса
Российской Федерации» п. 1 ст. 264 Налогового
кодекса РФ дополнен подп. 48.1, которым
установлено, что расходы работодателя по выплате
пособия по временной нетрудоспособности
вследствие заболевания или травмы за первые два
дня нетрудоспособности работника относятся к
прочим расходам, связанным с производством и
реализацией.
Поскольку указанные изменения Налогового
кодекса РФ относятся только к коммерческим
организациям, получающим прибыль от своей
деятельности, и не отражают особенностей
правового статуса учреждений бюджетной сферы, то
в Министерство финансов РФ и Фонд социального
страхования РФ направлен соответствующий
запрос.
До получения официального разъяснения о порядке
выплаты пособия за первые два дня временной
нетрудоспособности в учреждениях бюджетной
сферы можно исходить из следующих рекомендаций
специалистов Фонда: работодатель за счет
собственных средств осуществляет
застрахованным выплату за первые два дня
временной нетрудоспособности в виде пособия,
размер которого исчисляется в том же порядке, что
и пособие по временной нетрудоспособности
начиная с третьего дня, исчисляемое за счет
средств Фонда (порядок изложен в письме ЦК
профсоюза от 2 марта 2004 г. № 27);
– пособие за первые два дня временной
нетрудоспособности за счет средств работодателя
застрахованным осуществляется только
вследствие заболевания или травмы;
– выплата пособия по беременности и родам, по
уходу за ребенком, за членом семьи, вследствие
несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний и по другим
основаниям осуществляется с первого дня за счет
средств Фонда;
– в соответствии со ст. 238 Налогового кодекса РФ
пособие по временной нетрудоспособности не
подлежит налогообложению единым социальным
налогом. Не подлежит налогообложению этим
налогом и пособие, выплачиваемое за первые два
дня нетрудоспособности за счет средств
работодателя.
Одновременно сообщаем, что профсоюз, принимая во
внимание высокую степень заболеваемости среди
педагогических работников, высказывал свои
замечания и возражения на законопроект,
предусматривающий частичную оплату пособия по
временной нетрудоспособности за счет средств
работодателя, поскольку такой порядок может
привести к нарушению образовательного процесса
из-за отсутствия средств, необходимых для оплаты
труда работников, замещающих отсутствующих по
болезни учителей, воспитателей и других
педагогических работников.
Поэтому предлагалось для бюджетных учреждений
сохранить прежний порядок выплаты пособия по
временной нетрудоспособности за счет средств
Фонда либо бюджетным учреждениям на сумму
снижаемого единого социального налога
предусматривать дополнительные средства, чтобы
возложение на работодателя обязанности по
выплате пособия за часть дней
нетрудоспособности не привело к отсутствию
средств, необходимых для оплаты труда замещающих
работников.
Однако наши замечания и предложения при принятии
закона не были учтены, поэтому создается
реальная угроза того, что по бюджетным
учреждениям может быть принято решение об
отнесении расходов работодателя по выплате
работнику пособия за первые два дня
нетрудоспособности на статью по заработной
плате. Это, в свою очередь, может повлечь за собой
ограничение возможности образовательных
учреждений из-за недостаточности средств на
оплату труда производить в эти дни замену
отсутствующих работников.
В этой связи просим обратить внимание на
недопустимость нарушений прав работников на
оплату за дни замещения, а также на условия труда,
отвечающие требованиям СанПиН по наполняемости
классов, групп, при их объединении на это время и
других прав работников.
Направляем для руководства в работе Федеральный
закон от 29 декабря 2004 г. № 202-ФЗ «О бюджете Фонда
социального страхования Российской Федерации на
2005 год» в извлечении (не приводятся приложения 1,
2, 3).
Председатель профсоюза
Г.И. МЕРКУЛОВА
Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. №
202-ФЗ
«О бюджете Фонда социального страхования
Российской Федерации на 2005 год»
(извлечение)
Статья 1
1. Утвердить бюджет Фонда социального
страхования РФ (далее – Фонд) на 2005 год по доходам
в сумме 185 514 656,5 тыс. руб., из них на обязательное
социальное страхование 150 041 229,3 тыс. руб. и по
расходам в сумме 190 798 598,7 тыс. руб., из них на
обязательное социальное страхование 155 680 972,9 тыс.
руб.
2. Установить источники внутреннего
финансирования дефицита бюджета Фонда на 2005 год
согласно приложению 1 к настоящему Федеральному
закону.
3. Направить остатки средств Фонда на
обязательное социальное страхование в сумме 5 639
743,6 тыс. руб. на покрытие дефицита бюджета Фонда
по обязательному социальному страхованию.
Статья 2
Установить, что доходы бюджета Фонда на 2005
год формируются за счет налогов, страховых
взносов и иных поступлений согласно приложению 2
к настоящему Федеральному закону.
Статья 3
Установить, что в 2005 году финансирование
расходов, связанных с выплатой пособий по
обязательному социальному страхованию в
размерах сверх установленных законодательством
РФ об обязательном социальном страховании,
финансируемых за счет средств федерального
бюджета, гражданам в соответствии с Законом РФ «О
социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона РФ от 18
июня 1992 г. Мэ 3061-1) (далее – Закон РФ «О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС»), гражданам, подвергшимся воздействию
радиации вследствие аварии в 1957 году на
производственном объединении «Маяк» и сбросов
радиоактивных отходов в реку Теча, на которых
распространяется действие указанного Закона, и
гражданам в соответствии с Федеральным законом
от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях
гражданам, подвергшимся радиационному
воздействию вследствие ядерных испытаний на
Семипалатинском полигоне» (далее – Федеральный
закон «О социальных гарантиях гражданам,
подвергшимся радиационному воздействию
вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском
полигоне») осуществляется Фондом в пределах
средств, предусмотренных Федеральным законом «О
федеральном бюджете на 2005 год» и перечисленных в
Фонд.
Статья 4
1. Установить, что в 2005 году Фонд
осуществляет оплату стоимости путевок
продолжительностью пребывания не более 21 дня в
санаторно-курортные учреждения, расположенные
на территории РФ, стоимости проезда
междугородним транспортом к месту лечения и
обратно отдельным категориям граждан, имеющим
право на меры социальной поддержки,
финансирование расходов на предоставление
инвалидам реабилитационных мероприятий,
технических средств реабилитации и услуг в
пределах средств, предусмотренных Федеральным
законом «О федеральном бюджете на 2005 год» и
перечисленных в Фонд в сумме 14 223 448,9 тыс. руб.,
включая административные расходы в сумме 375 036,0
тыс. руб.
2. Порядок финансирования расходов,
предусмотренных частью 1 настоящей статьи,
устанавливается Правительством РФ.
Статья 5
1. Утвердить структуру расходов Фонда на 2005
год согласно приложению 3 к настоящему
Федеральному закону.
2. Установить, что Фонд вправе производить в
отношении целевых статей и видов расходов,
предусмотренных приложением 3 к настоящему
Федеральному закону, детализацию структуры
расходов бюджета Фонда.
Статья 6
1. Установить норматив оборотных денежных
средств Фонда на 2005 год на начало каждого
квартала в размере:
1) среднемесячных расходов на выплату пособий по
обязательному социальному страхованию, на
оздоровление детей и оплату стоимости путевок на
долечивание в санаторно-курортных учреждениях,
расположенных на территории РФ, непосредственно
после стационарного лечения, на выплату пособий
по обязательному социальному страхованию в
размерах сверх установленных законодательством
РФ об обязательном социальном страховании,
финансируемых за счет средств федерального
бюджета, гражданам в соответствии с Законом
Российской Федерации «О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»,
гражданам, подвергшимся воздействию радиации
вследствие аварии в 1957 году на производственном
объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных
отходов в реку Теча, на которых распространяется
действие указанного Закона, и гражданам в
соответствии с Федеральным законом «О
социальных гарантиях гражданам, подвергшимся
радиационному воздействию вследствие ядерных
испытаний на Семипалатинском полигоне», а также
среднемесячных расходов на оплату стоимости
путевок в санаторно-курортные учреждения,
расположенные на территории РФ, и стоимости
проезда междугородним транспортом к месту
лечения и обратно отдельным категориям граждан,
имеющим право на меры социальной поддержки, и на
предоставление инвалидам реабилитационных
мероприятий, технических средств реабилитации и
услуг, финансируемых за счет средств
федерального бюджета и перечисляемых Фонду;
2) среднемесячных расходов на выплату пособий по
временной нетрудоспособности по обязательному
социальному страхованию от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний,
ежемесячных и единовременных страховых выплат,
расходов на доставку и пересылку страховых
выплат, а также на медицинскую, социальную и
профессиональную реабилитацию. (…)
Статья 8
1. Установить, что в 2005 году до принятия
федерального закона об обязательном социальном
страховании на случай временной
нетрудоспособности, в связи с материнством и на
случай смерти пособие по временной
нетрудоспособности вследствие заболевания или
травмы (за исключением несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний)
выплачивается застрахованному за первые два дня
временной нетрудоспособности за счет средств
работодателя, а с третьего дня временной
нетрудоспособности – за счет средств Фонда.
2. Установить, что максимальный размер пособия по
временной нетрудоспособности и максимальный
размер пособия по беременности и родам за полный
календарный месяц не могут превышать 12 480 руб.
3. В районах и местностях, в которых в
установленном порядке применяются районные
коэффициенты к заработной плате, максимальный
размер пособия по временной нетрудоспособности
и максимальный размер пособия по беременности и
родам определяются с учетом этих коэффициентов.
Статья 9
Установить, что в 2005 году средства
обязательного социального страхования в сумме 1
500 000,0 тыс. руб., предусматриваемые для оплаты
стоимости путевок на санаторно-курортное
лечение работников за счет средств Фонда,
направляются на оплату полной стоимости путевок,
предоставляемых застрахованным гражданам на
долечивание в санаторно-курортных учреждениях,
расположенных на территории РФ, непосредственно
после стационарного лечения в соответствии с
перечнем заболеваний, утвержденным
Правительством РФ.
Статья 10
1. Установить, что в 2005 году средства
обязательного социального страхования
направляются на полную или частичную оплату
стоимости путевок для детей застрахованных
граждан:
1) в детские санатории и санаторные
оздоровительные лагеря круглогодичного
действия, расположенные на территории РФ,
продолжительностью пребывания 21–24 дня из
расчета до 400 руб. на одного ребенка в сутки;
2) в загородные стационарные детские
оздоровительные лагеря продолжительностью
пребывания не более 24 дней в период школьных
каникул в порядке, определяемом Правительством
РФ.
2. Максимальный размер оплаты стоимости путевки
на одного ребенка в сутки в детских санаториях и
санаторных оздоровительных лагерях
круглогодичного действия, расположенных в
районах и местностях, в которых в установленном
порядке применяются районные коэффициенты к
заработной плате, определяется с учетом этих
районных коэффициентов.
3. В организованных органами исполнительной
власти субъектов РФ или органами местного
самоуправления оздоровительных лагерях с
дневным пребыванием детей и организацией двух-
или трехразового питания за счет средств
обязательного социального страхования
производится оплата стоимости набора продуктов
питания не более чем за 21 день пребывания в них
детей застрахованных граждан в период школьных
каникул исходя из фактически сложившихся цен в
данном регионе. (…)
Статья 13
1. Установить, что в 2005 году размер
единовременной страховой выплаты по
обязательному социальному страхованию от
несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний, предусмотренный
статьей 11 Федерального закона от 24 июля 1998 г. №
125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от
несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний» (далее –
Федеральный закон «Об обязательном социальном
страховании от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний»),
определяется в соответствии со степенью утраты
профессиональной трудоспособности
застрахованного исходя из суммы 43,2 тыс. руб.
2. В случае смерти застрахованного
единовременная страховая выплата
устанавливается в размере 43,2 тыс. руб.
3. Приостановить на 2005 год действие пункта 1
статьи 11 Федерального закона «Об обязательном
социальном страховании от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний»
(Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3803) в
части определения размера единовременной
страховой выплаты по обязательному социальному
страхованию от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний.
Статья 14
1. Установить, что в 2005 году размер
ежемесячной страховой выплаты, исчисленный в
соответствии со статьей 12 Федерального закона
«Об обязательном социальном страховании от
несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний», не может
превышать 33 тыс. руб.
2. Установленная частью 1 настоящей статьи норма
применяется при назначении или увеличении
ежемесячных страховых выплат после вступления в
силу настоящего Федерального закона.
3. Размеры ежемесячных страховых выплат,
превышающие на момент вступления в силу
настоящего Федерального закона установленную
частью 1 настоящей статьи норму, не изменяются.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|