СТРАНИЦА ОДНОЙ КНИГИ
«Может быть, философия – самая важная
сейчас для нас публицистика», – написал в
послесловии к этой книге Виктор Кротов. Но
философия сама собой в публицистику не
перепрыгнет; она требует неких механизмов
перевода. Александр Круглов переоткрыл для
современной русской культуры изобретение эпохи
французских энциклопедистов, когда переводчиком
с языка философии на язык публицистики стал
афоризм.
Александр Круглов, наверное, сегодня в России
самый яркий – если не единственный такого уровня
– мастер афоризмов-определений.
Только определяющая черта его афоризмов – не
остроумность, а выстраданность.
Логика искрящегося парадокса, помноженная на
поиск надежных основ человечности и кровавый
опыт двадцатого века, создала иной тип
философского афоризма: не светского и
галантного, а жесткого и чернорабочего.
Афоризмы Круглова работают как вспарывающие
смысловую аморфность антитезы: когда в одном
слове перед нами сверкнет и то, и другое, и порой
прямо противоположное – и нам уже не позволят
спрятаться за чем-либо одним, нам удобным. За
кровоточащим сближением смыслов на сцене
каждого слова последует резкое сближение самих
этих слов, чья связь неожиданно будет
оборачиваться то обоюдным обвинением, то
взаимным оправданием.
Впрочем, у каждого из этих афоризмов долгая
биография – почти за каждым можно обнаружить
определение-прототип, развернутый в большую
статью. Раз в несколько лет Александр Круглов
выпускает небольшими тиражами свои книги
«формул и понятий» – и если в одной понятие
сжимается в две-три резкие фразы, то в другой
занимает страницы.
Эти определения непривычны еще и тем, что, по
замыслу автора, представляют из себя скорее
вопрос, чем ответ.
Впрочем, по его же определению, разница между
ними не так уж и велика: «Вопрос – это осознание
какого-то недоразумения. Ведь если формула
непонимания составлена верно, то одно лишь
последовательное преобразование ее дает
ответ…»
Формулы понимания и непонимания предложены
Александром Кругловым как добросовестный
материал для наших интерпретаций и
преобразований, как черновики для живых
парадоксов наших собственных определений.
Андрей РУСАКОВ
Александр
Гарриевич Круглов (Абелев) – писатель, философ,
зам. главного редактора журнала «Здравый смысл»,
Москва.
Другие книги Александра Круглова: «Формулы» (М.,
Прометей, 1990), «Словарь А-И» (М., Гнозис, 1994),
«Словарь: психология и характерология понятий»
(М., тт. 1-3, 1999; т.4 – 2003 г).
Алфавит на сломе тысячелетий
Первые приближения
А
«АБСТРАКТНЫЙ ГУМАНИЗМ»
– гуманизм конкретный: неизменно верный
конкретному человеку. Так что этот термин больше
бы подошел именно тому «гуманизму», который
готов жертвовать конкретным человеком ради
абстракций исторической необходимости...
АНАЛИЗ
– процедура, напоминающая разборку
какого-нибудь незнакомого механизма: всегда
боишься, что после сборки останутся лишние
детали;
– настоящий: не расчленение, а структурирование;
– продумывание, в отличие от выдумывания;
– тропинка, выводящая из отчаяния или мрака,
мешающая в счастье и ненужная на свету.
В
ВЕЖЛИВОСТЬ
– искусство никого не задевать без умысла – не
дающееся без доброй на то воли;
– гигиена человеческих отношений;
– школа этики: постоянный учет прав и
достоинства ближнего;
– если не сама человечность, то дань ей; но дань,
если только дань подобна лицемерию.
ВЕК
– временное, заслонившее собой вечное;
– гордый синоним «минуты».
ВЗРОСЛОСТЬ
– у одних – способность нести за себя
ответственность, у большинства же – замена
безответственной зависимости от старших на
безответственную зависимость от нужды и мнения;
– окончательно утраченная способность быть
свободным.
ВЗРОСЛЫЙ
– это всегда педагогически запущенный случай;
– кого воспитывать уже бесполезно, а потому и
невежливо.
ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ
– противоречие в определении. Разве что:
спасение личности от воспитания, особенно если
воспитывать приходится гуртом;
– чувство меры в воспитании: признание права
воспитанника вредить себе – способность, в
которой и проявляется больше всего личность!
ВОСТОРГ
– признательное удивление;
– понимание тайны. Иначе – понимание чуда;
– постижение, – но не самих вещей, а, так сказать,
Бога в них.
ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНОСТЬ
– «память сердца»;
– способность иметь впечатления, обратно
пропорциональные охоте их получать;
– когда события действуют на нервы сильнее, чем
на ум или сердце.
Г
ГЛУПОСТЬ
– своего рода несерьезность: равнодушие к
существенному и иногда страсть к
несущественному;
– привычка не искать смысла, взятая за жизненное
правило;
– с точки зрения глупости: собственный взгляд на
вещи;
– питательная среда зла;
– та «медаль», две стороны которой –
доверчивость и подозрительность.
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ
– степень, в какой общее дело является личным
делом;
– способность идти в одиночку – против общего
мнения и власти; или с общим мнением – против
каждого в отдельности и власти; или с властью –
против всех и каждого...
Д
демократия
– система, при которой у власти можно находиться
лишь в результате конкурентной борьбы за мнение
большинства: сиречь некомпетентности;
– «народная демократия»: не власть народа, а
власть народа над человеком.
– правила общежития для свободных людей;
– минимум и одновременно максимум того, чего
человечность добивается от государства.
ДОБРО
– всяческое способствование Жизни.
– то в твоих делах, что полезно другому не за счет
кого-то третьего.
ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ
– совесть, выдерживающая испытание тайной;
– оправданная совесть: констатация, что дурное
совершено не со зла, а по глупости или ошибке;
– подчиненная совесть: готовность точно
исполнять положенное и даже то, чего совесть не
позволяет делать.
ДУХ
– моральная основа души. Почва, на которую
становится душа в своих спорах с материей;
– главное в предмете, без которого он не
существует; мелочи, без которых его не
представишь...
Ж
ЖЕСТОКОСТЬ
– упоение несочувствием;
– единственный «смертный грех» – и не вошедший в
их знаменитые списки…
ЖИВОЕ
– непрерывно возникающее из тайны;
– отстаивающее себя в обстоятельствах –
причастное свободе;
– самосохраняющее: стремящееся к поддержанию
своей идентичности и существования.
ЖИЗНЕЛЮБИЕ
– природная мудрость, подсказывающая, что Богом
данное разумнее всего полюбить;
– умение желать многого и довольствоваться
малым.
З
ЗАБИТОСТЬ
– страх обнаружить личность, вера, что грех – это
самостоятельность: цель авторитарного
воспитания и точный синоним авторитарной морали.
ЗЛОПАМЯТНОСТЬ
– не память о зле, а таимое зло.
ЗНАТЬ ЖИЗНЬ
– либо знать, что каждый вправе на собственные
интересы – либо, что каждый преследует лишь
собственные интересы...
ЗРЕЛОСТЬ
– завершившаяся борьба за личность: у одних
завершившаяся победой, у других – поражением, но
в обоих случаях воспринимающаяся как победа.
И
ИНИЦИАТИВНОСТЬ
– находчивая исполнительность. Способность же
самому определять, что следует делать и как,
имеет много других названий.
ИНТЕЛЛЕКТ
– техническая оснастка ума. Все то в уме, что ума
еще не составляет.
ИНТИМНОЕ
– глубоко личное, относящееся к душе, – святое;
– исключительно личное, относящееся к
физиологии, – стыдное.
ИНФОРМАЦИЯ
– самая суть – или, напротив, все, что не суть;
– обожаемое словечко любящих знать и не
понимать.
ИСКУССТВЕННОСТЬ
– неискоренимая фальшь всего сделанного,
замещающего живое;
– антоним искусства.
ИСКУШЕННОСТЬ
– в большей мере знакомство с тупиками, чем
знание входов и выходов.
К
КАНЦЕЛЯРСКИЙ ЯЗЫК
– язык, исключающий интонацию.
КОМИЗМ
– «объективно смешное» в зрелище, независимо от
того, насколько склонны веселиться обозреваемые.
Своего рода трагизм.
КОНКУРЕНЦИЯ
– битва за одну цель, соответственно, при общих
ценностях: исключающая самобытность.
КОРЫСТЬ
– единственный интерес не имеющих интересов;
– единственный принцип беспринципных;
– это как раз безличный интерес.
М
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
– то, чем массы за собственные деньги портят сами
себя;
– очень точно называемое «индустрией
развлечений» (отвлечения людей от самих себя);
подлинную культуру следовало бы скорей понимать
как науку сосредоточения;
– сточная канава для подавляемых дурных
инстинктов.
МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ
– мировоззрение людей без мировоззрения.
МАТЕРИАЛИЗМ
– убеждение, что навоз, без которого не вырастут
цветы, и составляет их сокровенное значение и
смысл;
– вера, что, в сущности, все неживое;
– попытка покончить с философией ее же оружием.
МЕСТЬ
– справедливость, восстанавливаемая низостью.
МИЛОСЕРДИЕ
– преодоление нравственности человечностью.
МОРАЛИЗИРОВАНИЕ
– отчет в том, в чем хотя бы состоит добро, когда
увидеть его в натуре нет никакой надежды;
– род ханжества: применение морали с нулевым или
отрицательным КПД.
МУДРОСТЬ
– понимание, даже только чувство, истинных
ценностей;
– совершенство отношения к миру – или всего лишь
приспособленности к нему...
– знание помимо ума. Умение бывать умнее себя.
МЫСЛЬ
– логика чувства. Алгоритм чувства;
– формализованное, воспроизводимое прозрение.
МЫШЛЕНИЕ
– в самом общем виде: способность жить чем-то
внутри себя;
– мечтательность, выучившаяся объективности.
Умение «дать себе почувствовать»;
– способность ошибаться не на опыте;
– нечто, вырастающее из состояния
нерешительности перед действием (выбором,
суждением...)
Н
НЕЖНОСТЬ
– чувство обезоруженности, которое нам в
радость;
– инстинкт в особи, которым природа защитила от
нее слабость – например, детство.
НЕОБХОДИМОСТЬ
– все, что мы можем знать о бытии;
– границы случайности, русло бытия.
НРАВСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС
– прогресс от нравственности к человечности.
НРАВСТВЕННЫЙ УРОК
– нечаянное обнаружение в себе совести.
НЮАНС
– оттенок неповторимости.
О
ОБВИНЕНИЕ
– попытка поработить совесть – изысканная
забава деспота.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
– гуманитарные науки в тоталитарном
государстве, где человек – только функция
общества.
ОДЕРЖИМОСТЬ
– бездушная духовность;
– жизнь чем-то вне себя, при том что совесть
помещается только внутри...
ОСТРОТА
– ассоциация, внезапно освободившая из нашего
собственного подсознания какую-то неудобную
«долю правды» и облегчившая его;
– глумление над логикой, отворяющее дверь
истинам, которым логика не позволяет
существовать. Слишком убедительный абсурд;
– понятая: это вырванное признание.
Доказательство от абсурда: «дошло» – значит,
знаешь сам.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
– частное применение совести;
– личная: другое наименование свободы;
– персональная: другое наименование
зависимости;
– мужество иметь дело со всеми последствиями
своих дел;
– деловая: бремя, которое охотно берут на себя
неспособные его чувствовать, а способные
волей-неволей несут.
ОТСЕБЯТИНА
– выдумки, которыми прикрывают отсутствие
знаний;
– всякое проявление мысли в глазах тех, кто
способен только знать...
ОШИБКА
– самая суть мышления, воображения, творчества
как способности отрываться от реального ради
испытания возможного, но только какой-то их
промежуточный результат;
– в череде проб и ошибок (что, в общем плане, и
представляет собою жизнь сознания) проба,
которую не сумели адекватно интерпретировать.
П
ПАТРИОТИЗМ
– максимум доступной дикарю духовности;
– ограничение индивидуального эгоизма эгоизмом
коллективным;
– нормально развитое чувство ответственности за
все, к чему волею судеб имеешь отношение (если
угодно называть это патриотизмом...)
ПОДЛИННОСТЬ
– честность перед собой;
– способность чувствовать то, о чем берешься
судить, и смелость судить адекватно своему
чувству. То, что менее ясно называется
оригинальностью.
ПОДЧИНЕНИЕ
– деловое: отчуждение желания от исполнения.
Когда отвечает за дело не тот, кто его делает, и
потому не болеет за дело никто;
– признание права силы над твоим разумением:
подчинение разума разуму значило бы не
подчинение, а убеждение;
– подмена совести страхом.
ПОНИМАНИЕ
– способность прийти к тому же результату другим
путем;
– усмотрение невозможности чего-либо другого;
– самый лучший мнемонический прием;
– способ сориентироваться в мире: идти не по
протоптанным тропинкам, а по звездам!
порядок
– исключение насилия;
– насилие упорядоченное;
– обыденное название идеала авторитарной
нравственности. Нравственность без
человечности.
ПРИВЫЧНОЕ
– ставшее терпимым; ставшее необходимым...
Стерпевшееся, слюбившееся;
– в чем перестали различать чудесное или
чудовищное.
ПРИВЯЗАННОСТИ
– единственное богатство, на которое не жалко
менять свободу.
– то, чем живет душа.
ПРОГРЕСС
– идея, что побеждающее и есть правое: право силы.
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ
– здравый смысл в своем деле. Противоположное
дилетантизму и педантизму.
Р
РАСКАЯНИЕ
– «отказ от себя такого». Процесс, в результате
которого справедливые обвинения становятся
несправедливыми – как относящиеся к другому
лицу;
– муки рождения искренности.
РЕАЛИСТ
– обычно – идеалист-пошляк, живущий идеей более
приземленной, чем сама реальность.
РЕФЛЕКСИЯ
– добывание трудных очевидностей;
– то, что мешает совершаться поступкам, но только
и делает поступки поступками;
– отдавание себе отчета; то же, что мышление;
– проживание пройденного. Или иначе: переживание
прожитого.
РЕШЕНИЕ
– перерыв постепенности. Положенное начало;
– акт воли: рассудок ведь актов не совершает.
Определение будущего будущим, а не наличным.
РУТИНА
– образ безмыслия. Бытие, которое определяет
сознание.
С
САМОЗАБВЕНИЕ
– упоительная потеря самоотчета.
Психологическая суть деятельности…
СВОБОДА
– самоиндентичность; способность ее отстаивать;
– способность являться причиной. Возможность ей
являться;
– осознанная необходимость: то же, что сознание.
СОВЕСТЬ
– осознающее себя Я; осознающее, следовательно, и
судящее;
– со-весть, со-знание: то же, что рефлексия.
Моральная рефлексия, суд post factum;
– это честная память;
– судья, достоинство которого, как и положено, в
неподкупности, тогда как законы, по которым он
судит, могут оставлять желать лучшего;
– другое Я, пробуждающееся, если первое
оказывается не на высоте. Раздвоение личности,
спасающее лучшее в нас;
– существо, мучающееся от наших проступков, если
оно здоровое, и гибнущее, если – хилое;
– с точки зрения бессовестных: способность
бояться даже тогда, когда не следят...
СОЧУВСТВИЕ
– душа человечности;
– принцип человечности в отличие от
нравственного принципа (долга).
СТРАХ
– совесть бессовестного.
Т
ТАЛАНТ
– способность, оставаясь собой, превосходить
себя;
– способность мочь больше, чем это можно
объяснить: например, идеально прямую линию не в
силах провести никто, а бесконечно более сложную
линию, идеально точно передавшую чей-то профиль,
кое-кто и проводит;
– умение задать труд душе;
– способность в чем-то понять творца.
Способность видеть чудо;
– это не «когда легко дается», скорее, «когда
само дается», но в сферах, куда без особых усилий
не подняться;
– писателя: захватывающая, богатая, умная, в меру
нарциссическая мечтательность;
– способность к счастью.
ТЕХНИКА
– расширение физических возможностей человека
при тех же самых духовных, как если бы младенца
наделяли силой титана;
– наделение потребностей возможностями,
увеличивающими потребности же.
ТОТАЛИТАРИЗМ
– образ правления, при котором мораль входит в
компетенцию власти;
– обрушение в первобытное состояние –
катастрофа, могущая постигнуть общество на любой
стадии развития. Стадный способ существования
человека;
– массовый гипноз: не такой, когда личность
гипнотизирует массы, а наоборот, когда массы
гипнотизируют каждую личность, сталины и гитлеры
– лишь катализаторы этого процесса;
– торжество идеи «порядка».
У
УДИВЛЕНИЕ
– первая ступень доступности непонятного.
УДАЧЛИВЫЙ
– кого успехи радуют больше, чем огорчают
неудачи, и потому счет всегда в его пользу.
– кому, с нашей точки зрения, везет больше, чем он
того заслуживает.
УМ
– восприимчивость к своему внутреннему;
– не столько умение оперировать знаками, сколько
за знаками ощущать собственное бытие
обозначаемого;
– чувство существенного;
– не то чтобы способность думать – эта
способность бывает развита и у патологических
дураков, скорее способность додумывать;
– точная ориентация, но не в обстановке, а в
универсуме. Ориентация, занятая не тем, куда идти,
а положением на карте.
УМНИЧАНЬЕ
– отгадывание, в чем должно состоять умное, и
соответствующие речи и дела. Кокетничанье не
умом, который имеешь, а умом, о котором только
имеешь представление.
УЧИТЬСЯ
– овладевать собственными возможностями;
– идолопоклонничать и перерастать в себе это.
Ф
ФИЛОСОФИЯ
– это самоанализ, потому что глубина понимания
всего главного измеряется в глубь нашего Я;
– переиначивая известное определение,
«художественная литература о наиболее общих
законах...». Наука-то не знает иного пути к общим
законам, кроме как через самые частные;
– искусство осмысления. «Наука осмысления»
называется логикой или просто наукой.
Ч
ЧУВСТВО ДОЛГА
– чувство обязанности перед тем, что считаешь
добром;
– чувство приоритета того, что считается
обязанностью, перед добром...
ЧУДАЧЕСТВО
– самый мягкий диагноз, которым коллектив
награждает характерные проявления личности.
ЧУДО
– явленная тайна, божий мир, явленная
невозможность – видимое нарушение его законов;
– во что нельзя поверить, даже убеждаясь воочию,
и к чему остается только привыкать;
– что раньше перестает удивлять, чем становится
понятным. Например, жизнь.
Э
ЭКОНОМИКА
– раздел социологии, ведающий имущественными
отношениями людей, исключив из них, как
несущественный, фактор альтруизма.
ЭЛИТА
– на сегодняшний день – самое пошлое слово;
– маленькое обособившееся от общего стадо,
плотность конформизма в котором превосходит
обычную во столько же раз, во сколько плотность
планет-карликов превосходит плотность обычных
планет.
Ю
ЮМОР
– естественное в хорошей жизни и необходимое в
плохой;
– широкий взгляд на вещи;
– разрешение подсознательному проявляться
максимально безобидно и его радость от своего
освобождения.
– настроение открывшего форточку – из ситуации,
в которую заточен;
– способ преодоления гравитации;
– глазами людей, не понимающих юмора: игра в
нелепость, за которой, конечно, издевательство.
ЮНОСТЬ
– жизнь плюс множество жизней впереди: сбывшееся
еще не заменило собою возможного;
– время, когда все трудно, но ждать можно лучшего,
в отличие от последующей поры, когда все как-то
устроилось и, может быть, устроилось неплохо, но
ждать можно только худшего.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|