Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №42/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

СТРАНИЦА ОДНОЙ КНИГИ

«Может быть, философия – самая важная сейчас для нас публицистика», – написал в послесловии к этой книге Виктор Кротов. Но философия сама собой в публицистику не перепрыгнет; она требует неких механизмов перевода. Александр Круглов переоткрыл для современной русской культуры изобретение эпохи французских энциклопедистов, когда переводчиком с языка философии на язык публицистики стал афоризм.
Александр Круглов, наверное, сегодня в России самый яркий – если не единственный такого уровня – мастер афоризмов-определений.
Только определяющая черта его афоризмов – не остроумность, а выстраданность.
Логика искрящегося парадокса, помноженная на поиск надежных основ человечности и кровавый опыт двадцатого века, создала иной тип философского афоризма: не светского и галантного, а жесткого и чернорабочего.
Афоризмы Круглова работают как вспарывающие смысловую аморфность антитезы: когда в одном слове перед нами сверкнет и то, и другое, и порой прямо противоположное – и нам уже не позволят спрятаться за чем-либо одним, нам удобным. За кровоточащим сближением смыслов на сцене каждого слова последует резкое сближение самих этих слов, чья связь неожиданно будет оборачиваться то обоюдным обвинением, то взаимным оправданием.
Впрочем, у каждого из этих афоризмов долгая биография – почти за каждым можно обнаружить определение-прототип, развернутый в большую статью. Раз в несколько лет Александр Круглов выпускает небольшими тиражами свои книги «формул и понятий» – и если в одной понятие сжимается в две-три резкие фразы, то в другой занимает страницы.
Эти определения непривычны еще и тем, что, по замыслу автора, представляют из себя скорее вопрос, чем ответ.
Впрочем, по его же определению, разница между ними не так уж и велика: «Вопрос – это осознание какого-то недоразумения. Ведь если формула непонимания составлена верно, то одно лишь последовательное преобразование ее дает ответ…»
Формулы понимания и непонимания предложены Александром Кругловым как добросовестный материал для наших интерпретаций и преобразований, как черновики для живых парадоксов наших собственных определений.

Андрей РУСАКОВ

Александр Гарриевич Круглов (Абелев) – писатель, философ, зам. главного редактора журнала «Здравый смысл», Москва.
Другие книги Александра Круглова: «Формулы» (М., Прометей, 1990), «Словарь А-И» (М., Гнозис, 1994), «Словарь: психология и характерология понятий» (М., тт. 1-3, 1999; т.4 – 2003 г).

 

Алфавит на сломе тысячелетий
Первые приближения

А

«АБСТРАКТНЫЙ ГУМАНИЗМ»
– гуманизм конкретный: неизменно верный конкретному человеку. Так что этот термин больше бы подошел именно тому «гуманизму», который готов жертвовать конкретным человеком ради абстракций исторической необходимости...

АНАЛИЗ
– процедура, напоминающая разборку какого-нибудь незнакомого механизма: всегда боишься, что после сборки останутся лишние детали;
– настоящий: не расчленение, а структурирование;
– продумывание, в отличие от выдумывания;
– тропинка, выводящая из отчаяния или мрака, мешающая в счастье и ненужная на свету.


В

ВЕЖЛИВОСТЬ
– искусство никого не задевать без умысла – не дающееся без доброй на то воли;
– гигиена человеческих отношений;
– школа этики: постоянный учет прав и достоинства ближнего;
– если не сама человечность, то дань ей; но дань, если только дань подобна лицемерию.

ВЕК
– временное, заслонившее собой вечное;
– гордый синоним «минуты».

ВЗРОСЛОСТЬ
– у одних – способность нести за себя ответственность, у большинства же – замена безответственной зависимости от старших на безответственную зависимость от нужды и мнения;
– окончательно утраченная способность быть свободным.

ВЗРОСЛЫЙ
– это всегда педагогически запущенный случай;
– кого воспитывать уже бесполезно, а потому и невежливо.

ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ
– противоречие в определении. Разве что: спасение личности от воспитания, особенно если воспитывать приходится гуртом;
– чувство меры в воспитании: признание права воспитанника вредить себе – способность, в которой и проявляется больше всего личность!

ВОСТОРГ
– признательное удивление;
– понимание тайны. Иначе – понимание чуда;
– постижение, – но не самих вещей, а, так сказать, Бога в них.

ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНОСТЬ
– «память сердца»;
– способность иметь впечатления, обратно пропорциональные охоте их получать;
– когда события действуют на нервы сильнее, чем на ум или сердце.

Г

ГЛУПОСТЬ
– своего рода несерьезность: равнодушие к существенному и иногда страсть к несущественному;
– привычка не искать смысла, взятая за жизненное правило;
– с точки зрения глупости: собственный взгляд на вещи;
– питательная среда зла;
– та «медаль», две стороны которой – доверчивость и подозрительность.

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ
– степень, в какой общее дело является личным делом;
– способность идти в одиночку – против общего мнения и власти; или с общим мнением – против каждого в отдельности и власти; или с властью – против всех и каждого...

Д

демократия
– система, при которой у власти можно находиться лишь в результате конкурентной борьбы за мнение большинства: сиречь некомпетентности;
– «народная демократия»: не власть народа, а власть народа над человеком.
– правила общежития для свободных людей;
– минимум и одновременно максимум того, чего человечность добивается от государства.

ДОБРО
– всяческое способствование Жизни.
– то в твоих делах, что полезно другому не за счет кого-то третьего.

ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ
– совесть, выдерживающая испытание тайной;
– оправданная совесть: констатация, что дурное совершено не со зла, а по глупости или ошибке;
– подчиненная совесть: готовность точно исполнять положенное и даже то, чего совесть не позволяет делать.

ДУХ
– моральная основа души. Почва, на которую становится душа в своих спорах с материей;
– главное в предмете, без которого он не существует; мелочи, без которых его не представишь...

Ж

ЖЕСТОКОСТЬ
– упоение несочувствием;
– единственный «смертный грех» – и не вошедший в их знаменитые списки…

ЖИВОЕ
– непрерывно возникающее из тайны;
– отстаивающее себя в обстоятельствах – причастное свободе;
– самосохраняющее: стремящееся к поддержанию своей идентичности и существования.

ЖИЗНЕЛЮБИЕ
– природная мудрость, подсказывающая, что Богом данное разумнее всего полюбить;
– умение желать многого и довольствоваться малым.

З

ЗАБИТОСТЬ
– страх обнаружить личность, вера, что грех – это самостоятельность: цель авторитарного воспитания и точный синоним авторитарной морали.

ЗЛОПАМЯТНОСТЬ
– не память о зле, а таимое зло.

ЗНАТЬ ЖИЗНЬ
– либо знать, что каждый вправе на собственные интересы – либо, что каждый преследует лишь собственные интересы...

ЗРЕЛОСТЬ
– завершившаяся борьба за личность: у одних завершившаяся победой, у других – поражением, но в обоих случаях воспринимающаяся как победа.

И

ИНИЦИАТИВНОСТЬ
– находчивая исполнительность. Способность же самому определять, что следует делать и как, имеет много других названий.

ИНТЕЛЛЕКТ
– техническая оснастка ума. Все то в уме, что ума еще не составляет.

ИНТИМНОЕ
– глубоко личное, относящееся к душе, – святое;
– исключительно личное, относящееся к физиологии, – стыдное.

ИНФОРМАЦИЯ
– самая суть – или, напротив, все, что не суть;
– обожаемое словечко любящих знать и не понимать.

ИСКУССТВЕННОСТЬ
– неискоренимая фальшь всего сделанного, замещающего живое;
– антоним искусства.

ИСКУШЕННОСТЬ
– в большей мере знакомство с тупиками, чем знание входов и выходов.

К

КАНЦЕЛЯРСКИЙ ЯЗЫК
– язык, исключающий интонацию.

КОМИЗМ
– «объективно смешное» в зрелище, независимо от того, насколько склонны веселиться обозреваемые. Своего рода трагизм.

КОНКУРЕНЦИЯ
– битва за одну цель, соответственно, при общих ценностях: исключающая самобытность.

КОРЫСТЬ
– единственный интерес не имеющих интересов;
– единственный принцип беспринципных;
– это как раз безличный интерес.

М

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
– то, чем массы за собственные деньги портят сами себя;
– очень точно называемое «индустрией развлечений» (отвлечения людей от самих себя); подлинную культуру следовало бы скорей понимать как науку сосредоточения;
– сточная канава для подавляемых дурных инстинктов.

МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ
– мировоззрение людей без мировоззрения.

МАТЕРИАЛИЗМ
– убеждение, что навоз, без которого не вырастут цветы, и составляет их сокровенное значение и смысл;
– вера, что, в сущности, все неживое;
– попытка покончить с философией ее же оружием.

МЕСТЬ
– справедливость, восстанавливаемая низостью.

МИЛОСЕРДИЕ
– преодоление нравственности человечностью.

МОРАЛИЗИРОВАНИЕ
– отчет в том, в чем хотя бы состоит добро, когда увидеть его в натуре нет никакой надежды;
– род ханжества: применение морали с нулевым или отрицательным КПД.
МУДРОСТЬ
– понимание, даже только чувство, истинных ценностей;
– совершенство отношения к миру – или всего лишь приспособленности к нему...
– знание помимо ума. Умение бывать умнее себя.

МЫСЛЬ
– логика чувства. Алгоритм чувства;
– формализованное, воспроизводимое прозрение.

МЫШЛЕНИЕ
– в самом общем виде: способность жить чем-то внутри себя;
– мечтательность, выучившаяся объективности. Умение «дать себе почувствовать»;
– способность ошибаться не на опыте;
– нечто, вырастающее из состояния нерешительности перед действием (выбором, суждением...)

Н

НЕЖНОСТЬ
– чувство обезоруженности, которое нам в радость;
– инстинкт в особи, которым природа защитила от нее слабость – например, детство.

НЕОБХОДИМОСТЬ
– все, что мы можем знать о бытии;
– границы случайности, русло бытия.

НРАВСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС
– прогресс от нравственности к человечности.

НРАВСТВЕННЫЙ УРОК
– нечаянное обнаружение в себе совести.

НЮАНС
– оттенок неповторимости.

О

ОБВИНЕНИЕ
– попытка поработить совесть – изысканная забава деспота.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
– гуманитарные науки в тоталитарном государстве, где человек – только функция общества.

ОДЕРЖИМОСТЬ
– бездушная духовность;
– жизнь чем-то вне себя, при том что совесть помещается только внутри...

ОСТРОТА
– ассоциация, внезапно освободившая из нашего собственного подсознания какую-то неудобную «долю правды» и облегчившая его;
– глумление над логикой, отворяющее дверь истинам, которым логика не позволяет существовать. Слишком убедительный абсурд;
– понятая: это вырванное признание. Доказательство от абсурда: «дошло» – значит, знаешь сам.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
– частное применение совести;
– личная: другое наименование свободы;
– персональная: другое наименование зависимости;
– мужество иметь дело со всеми последствиями своих дел;
– деловая: бремя, которое охотно берут на себя неспособные его чувствовать, а способные волей-неволей несут.

ОТСЕБЯТИНА
– выдумки, которыми прикрывают отсутствие знаний;
– всякое проявление мысли в глазах тех, кто способен только знать...

ОШИБКА
– самая суть мышления, воображения, творчества как способности отрываться от реального ради испытания возможного, но только какой-то их промежуточный результат;
– в череде проб и ошибок (что, в общем плане, и представляет собою жизнь сознания) проба, которую не сумели адекватно интерпретировать.

П

ПАТРИОТИЗМ
– максимум доступной дикарю духовности;
– ограничение индивидуального эгоизма эгоизмом коллективным;
– нормально развитое чувство ответственности за все, к чему волею судеб имеешь отношение (если угодно называть это патриотизмом...)

ПОДЛИННОСТЬ
– честность перед собой;
– способность чувствовать то, о чем берешься судить, и смелость судить адекватно своему чувству. То, что менее ясно называется оригинальностью.

ПОДЧИНЕНИЕ
– деловое: отчуждение желания от исполнения. Когда отвечает за дело не тот, кто его делает, и потому не болеет за дело никто;
– признание права силы над твоим разумением: подчинение разума разуму значило бы не подчинение, а убеждение;
– подмена совести страхом.
ПОНИМАНИЕ
– способность прийти к тому же результату другим путем;
– усмотрение невозможности чего-либо другого;
– самый лучший мнемонический прием;
– способ сориентироваться в мире: идти не по протоптанным тропинкам, а по звездам!

порядок
– исключение насилия;
– насилие упорядоченное;
– обыденное название идеала авторитарной нравственности. Нравственность без человечности.

ПРИВЫЧНОЕ
– ставшее терпимым; ставшее необходимым... Стерпевшееся, слюбившееся;
– в чем перестали различать чудесное или чудовищное.

ПРИВЯЗАННОСТИ
– единственное богатство, на которое не жалко менять свободу.
– то, чем живет душа.

ПРОГРЕСС
– идея, что побеждающее и есть правое: право силы.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ
– здравый смысл в своем деле. Противоположное дилетантизму и педантизму.

Р

РАСКАЯНИЕ
– «отказ от себя такого». Процесс, в результате которого справедливые обвинения становятся несправедливыми – как относящиеся к другому лицу;
– муки рождения искренности.

РЕАЛИСТ
– обычно – идеалист-пошляк, живущий идеей более приземленной, чем сама реальность.

РЕФЛЕКСИЯ
– добывание трудных очевидностей;
– то, что мешает совершаться поступкам, но только и делает поступки поступками;
– отдавание себе отчета; то же, что мышление;
– проживание пройденного. Или иначе: переживание прожитого.

РЕШЕНИЕ
– перерыв постепенности. Положенное начало;
– акт воли: рассудок ведь актов не совершает. Определение будущего будущим, а не наличным.

РУТИНА
– образ безмыслия. Бытие, которое определяет сознание.

С

САМОЗАБВЕНИЕ
– упоительная потеря самоотчета. Психологическая суть деятельности…

СВОБОДА
– самоиндентичность; способность ее отстаивать;
– способность являться причиной. Возможность ей являться;
– осознанная необходимость: то же, что сознание.

СОВЕСТЬ
– осознающее себя Я; осознающее, следовательно, и судящее;
– со-весть, со-знание: то же, что рефлексия. Моральная рефлексия, суд post factum;
– это честная память;
– судья, достоинство которого, как и положено, в неподкупности, тогда как законы, по которым он судит, могут оставлять желать лучшего;
– другое Я, пробуждающееся, если первое оказывается не на высоте. Раздвоение личности, спасающее лучшее в нас;
– существо, мучающееся от наших проступков, если оно здоровое, и гибнущее, если – хилое;
– с точки зрения бессовестных: способность бояться даже тогда, когда не следят...

СОЧУВСТВИЕ
– душа человечности;
– принцип человечности в отличие от нравственного принципа (долга).

СТРАХ
– совесть бессовестного.

Т

ТАЛАНТ
– способность, оставаясь собой, превосходить себя;
– способность мочь больше, чем это можно объяснить: например, идеально прямую линию не в силах провести никто, а бесконечно более сложную линию, идеально точно передавшую чей-то профиль, кое-кто и проводит;
– умение задать труд душе;
– способность в чем-то понять творца. Способность видеть чудо;
– это не «когда легко дается», скорее, «когда само дается», но в сферах, куда без особых усилий не подняться;
– писателя: захватывающая, богатая, умная, в меру нарциссическая мечтательность;
– способность к счастью.

ТЕХНИКА
– расширение физических возможностей человека при тех же самых духовных, как если бы младенца наделяли силой титана;
– наделение потребностей возможностями, увеличивающими потребности же.

ТОТАЛИТАРИЗМ
– образ правления, при котором мораль входит в компетенцию власти;
– обрушение в первобытное состояние – катастрофа, могущая постигнуть общество на любой стадии развития. Стадный способ существования человека;
– массовый гипноз: не такой, когда личность гипнотизирует массы, а наоборот, когда массы гипнотизируют каждую личность, сталины и гитлеры – лишь катализаторы этого процесса;
– торжество идеи «порядка».

У

УДИВЛЕНИЕ
– первая ступень доступности непонятного.

УДАЧЛИВЫЙ
– кого успехи радуют больше, чем огорчают неудачи, и потому счет всегда в его пользу.
– кому, с нашей точки зрения, везет больше, чем он того заслуживает.

УМ
– восприимчивость к своему внутреннему;
– не столько умение оперировать знаками, сколько за знаками ощущать собственное бытие обозначаемого;
– чувство существенного;
– не то чтобы способность думать – эта способность бывает развита и у патологических дураков, скорее способность додумывать;
– точная ориентация, но не в обстановке, а в универсуме. Ориентация, занятая не тем, куда идти, а положением на карте.

УМНИЧАНЬЕ
– отгадывание, в чем должно состоять умное, и соответствующие речи и дела. Кокетничанье не умом, который имеешь, а умом, о котором только имеешь представление.

УЧИТЬСЯ
– овладевать собственными возможностями;
– идолопоклонничать и перерастать в себе это.

Ф

ФИЛОСОФИЯ
– это самоанализ, потому что глубина понимания всего главного измеряется в глубь нашего Я;
– переиначивая известное определение, «художественная литература о наиболее общих законах...». Наука-то не знает иного пути к общим законам, кроме как через самые частные;
– искусство осмысления. «Наука осмысления» называется логикой или просто наукой.

Ч

ЧУВСТВО ДОЛГА
– чувство обязанности перед тем, что считаешь добром;
– чувство приоритета того, что считается обязанностью, перед добром...

ЧУДАЧЕСТВО
– самый мягкий диагноз, которым коллектив награждает характерные проявления личности.

ЧУДО
– явленная тайна, божий мир, явленная невозможность – видимое нарушение его законов;
– во что нельзя поверить, даже убеждаясь воочию, и к чему остается только привыкать;
– что раньше перестает удивлять, чем становится понятным. Например, жизнь.

Э

ЭКОНОМИКА
– раздел социологии, ведающий имущественными отношениями людей, исключив из них, как несущественный, фактор альтруизма.

ЭЛИТА
– на сегодняшний день – самое пошлое слово;
– маленькое обособившееся от общего стадо, плотность конформизма в котором превосходит обычную во столько же раз, во сколько плотность планет-карликов превосходит плотность обычных планет.

Ю

ЮМОР
– естественное в хорошей жизни и необходимое в плохой;
– широкий взгляд на вещи;
– разрешение подсознательному проявляться максимально безобидно и его радость от своего освобождения.
– настроение открывшего форточку – из ситуации, в которую заточен;
– способ преодоления гравитации;
– глазами людей, не понимающих юмора: игра в нелепость, за которой, конечно, издевательство.

ЮНОСТЬ
– жизнь плюс множество жизней впереди: сбывшееся еще не заменило собою возможного;
– время, когда все трудно, но ждать можно лучшего, в отличие от последующей поры, когда все как-то устроилось и, может быть, устроилось неплохо, но ждать можно только худшего.


 

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru