Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №42/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

Взаимопонимание на кончиках пальцев
Игра, которая показывает, как трудно быть учеником

Летом ребенок вроде бы отпущен на волю. Только новозеландские и австралийские школяры тоскливо сидят за партами. Малолетние китайцы, итальянцы, египтяне и канадцы целыми днями могут играть, бегать и ни о чем не задумываться. Но каникулы – прекрасное время для спокойного, чуть отстраненного осмысления школьного опыта, возможность что-то новое открыть в себе, в окружающем мире, в людях, чтобы в сентябре вернуться в класс иным, более сильным, знающим. Конечно, не хочется много сидеть над книгами, вести ученые беседы. Да и ни к чему. Французский психолог Жак Нимье предлагает устроить необычную игру, чтобы в нестандартной ситуации внезапно понять, как происходит процесс обучения, как устроена передача знаний от одного человека к другому, как многозначны слова, жесты, как по-разному мы воспринимаем этот мир и как трудно и радостно услышать друг друга.

Небольшая компания (человек 8–16) собирается в обычной комнате, заполненной всякой мебелью, предметами. Еще понадобится несколько платков, по одному на каждую пару участников. Половина игроков станет в центре, это будущие учителя. Вторая половина усядется по кругу с завязанными глазами – это будущие ученики. Они слепы и беспомощны без своих учителей. С этой минуты воцаряется полное молчание. Говорить запрещено и преподавателям, и ученикам. Каждый учитель молча выбирает себе ученика и придумывает тему урока, понятие, действие, которого он хочет добиться от партнера. Организатор игры не должен подсказывать темы, приводить примеры. Пусть учитель проявит свою фантазию. Чаще всего предлагают что-то написать, нарисовать, повторить какое-то движение, связать или развязать ленту, расставить стулья в ряд, понять, какое слово имеется в виду (название предмета, материала, состояния, формы: “стол, деревянный, теплый, плоский, горизонтальный”).
Ученика можно взять за руку, подвести его к тому или иному предмету, который необходим для понимания темы. Педагог пользуется жестами, прикосновениями. Когда ему кажется, что урок усвоен, он отводит ученика на место. Разговаривать и развязывать платки нельзя до тех пор, пока все не закончат “преподавание”. Организатор почти не вмешивается в процесс до этого момента. Когда все возвращаются на исходные позиции, он подает сигнал. Можно снять платки и приступить к обсуждению, обмену впечатлениями. Взрослый помогает ребятам понять и озвучить то, что с ними произошло.
Сначала слово предоставляется ученику, который пока не знает, кто его учил и чему. Он должен рассказать все, что творилось в его голове с того момента, когда его выбрали, и до возвращения на место. Организатор задает наводящие вопросы. Сначала интересуется, что помогло ученику понять педагогический замысел, как он пришел к окончательному выводу. Затем спрашивает о том, какие чувства он испытывал в процессе обучения, сумел ли догадаться, кто его учитель.
Учитель молчит, пока ученик не скажет все, что думает, и старается запомнить разные несуразности и нелепости, чтобы потом объяснить, как все было на самом деле по замыслу, по идее.
И так пара за парой. Если был наблюдатель, он тоже рассказывает о своих ощущениях и выводах.
Вот один пример.
“Учитель” Ян хотел, чтобы выбранная им “ученица” Бернардетта написала мелом на доске его имя.
Он взял ее за руку, подвел к доске и вложил в пальцы мелок. Бернардетта, подумав минуту, нарисовала на доске солнышко. Тогда Ян указательным пальцем девушки коснулся своей груди. Бернардетта нарисовала человечка. Ян снова взял ее за руку и провел по надписи на футболке. Надпись гласила: “Ян”. Бернардетта нарисовала прямоугольник. Ян берет правую руку девушки и пишет ее рукой букву “я”. Бернардетта задумывается. А потом очень быстро дописывает “н”.
При обсуждении она сначала сказала: “У меня было очень легкое задание – написать имя на доске. Я почти сразу догадалась”. Однако организатор помог вспомнить подробности.
Когда ее подвели к доске и дали мел в руку, она сначала подумала, что нужно что-то нарисовать. И нарисовала солнышко. “Сегодня утром была хорошая погода”. Когда Ян заставил ее указательным пальцем показать на него, она подумала, что нужно нарисовать учителя, человека (все же идея рисования сохраняется). Когда педагог заставил ее указательным пальцем обвести надпись на футболке, она растерялась и почему-то нарисовала прямоугольник. Когда Ян ее рукой написал “я”, она была сбита с толку окончательно. Но вспомнила, как пальцем показывала на учителя. “Наверное, он хочет написать “я”. (Уже не о рисовании речь – о письме.) Вспомнила, как обводила пальцем надпись на футболке. И тут же поняла: не “я”, а “Ян”. И дописала букву».
Постепенно появляется осознание того, как ты думаешь. Выстраивается цепочка: восприятие указания, построение гипотезы, ее разрушение, создание новой.
Постепенно выясняется, что знание не передается, но создается самим учеником в соответствии с его индивидуальными особенностями, жизненным опытом.
Заходит речь о возможности самых разных интерпретаций. Учитель подвел ученика к стулу, положил его руку на спинку. Ученик сел. Сработала ассоциация: на стуле сидят. Оказывается, учитель хотел, чтобы партнер встал на стул.
В то же время существует огромное множество способов установить взаимопонимание (даже без слов). Особенно если следить за реакцией партнера, менять тактику, а не повторять упорно одно и то же, не задумываясь о том, что происходит с другим человеком.
Многие ученики признаются, насколько неуверенно себя чувствуют, когда их ведут с закрытыми глазами, “неизвестно куда и зачем”. Рассказывают, как возникает доверие: внезапно, постепенно (в связи с какими-то действиями учителя) или никогда. Ученик неизбежно оценивает профессионализм учителя, его уверенность в себе, понимание цели. Ему бывает трудно понять, окончился ли урок. Ученик думал, что надо еще что-то сделать, но его вдруг повели на место. Не хватило какого-то жеста одобрения. Бывает трудно отделить существенную информацию от случайной (помехи, непреднамеренные действия, неосознанные движения).
Учителям трудно соответствовать уровню ученика, который ждал чего-то сложного и недоволен простым заданием (“я способен на большее”). Трудно понять, что думает партнер. Тебе все кажется элементарным, потому что ты сам это придумал. А ученик в растерянности. Почему же ему трудно? Чего именно он не понимает?
Игру можно повторить, поменявшись ролями. Пусть ученики превратятся в педагогов, пусть учителя поймут, что значит идти вслепую за кем-то, кого не можешь угадать. Даже если обсуждение результатов не будет впрямую связано со школьным опытом ребят, оно все равно поможет им по-другому взглянуть на собственное образование, на своих настоящих педагогов.

Жак НИМЬЕ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru