ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН
Выгоднее банковских вкладов и торговли
нефтью
ЮНЕСКО обобщает мировой опыт инвестиций
в образование
Недавно ЮНЕСКО опубликовала отчет –
итог многолетних исследований относительно
эффективности капиталовложений в образование
для экономики отдельной страны и уровня жизни
отдельного гражданина.
Экономическое устройство различных систем
образования интересует ученых давно. Понятно,
что финансовые инвестиции в образование могут
приносить ощутимую выгоду (или приводить к
серьезным потерям) в масштабах целого
государства. К сожалению, точно подсчитать
эффективность капиталовложений в образование
непросто. Тем более вывести какие-то общие
формулы. В конце концов ученые сузили проблему. И
решили найти наиболее значимые параметры,
изменяя которые можно максимально увеличить
эффективность системы при минимальных затратах.
Прежде всего надо определить, что считать
затратами. Конечно, это деньги, потраченные на
строительство новых школ и ремонт старых, на
зарплату учителям и чиновникам, на выпуск
учебников и парт… Но кто дает эти деньги?
Существует два принципиально разных источника:
бюджет государства (центральный или местный) и
личные средства. Это деньги семей, предприятий,
которые готовы оплатить подготовку кадров для
своей отрасли, средства меценатов,
благотворительных фондов. Во всем мире
образование в основном оплачивается за счет
государства. Это обеспечивает равные права на
образование для всех граждан страны, независимо
от их социального положения.
Бюджетные расходы на образование обычно
соотносятся с ВВП (внутренний валовой продукт)
каждой конкретной страны. В середине ХХ века во
всем мире внезапно резко увеличилась доля
расходов на образование – от одного до пяти
процентов в среднем. К концу семидесятых этот
показатель практически перестал расти. В
развитых европейских странах, в Америке сегодня
на образование тратится до 7–8% ВВП. В некоторых
государствах Азии, Африки – меньше 3%.
Посчитать личные расходы гораздо сложнее. Видно,
что есть страны (США, Япония, Корея), где семейные
и частные капиталовложения в образование равны
примерно 1,5–2% ВВП. В Японии средний ребенок ходит
обычно в две школы. Утром – в государственную,
вечером – в частную или к репетиторам. Во Франции
личные расходы на образование составляют меньше
1% ВВП. Здесь большую роль играют национальные,
исторические традиции.
Итак, затраты – плохо ли, хорошо ли – посчитаны.
Как понять, какой прибылью они вернутся в казну?
Про личную выгоду давно понятно. Инвестиции в
образование детей обернутся как минимум десятью
процентами годовых. А в развитых странах до 40%.
Выгоднее любых банковских вкладов и финансовых
операций.
Но на уровне макроэкономики до сих пор никто не
сумел доказать рентабельность образовательных
капиталовложений. Существуют лишь эмпирические
исследования, демонстрирующие связь между
расцветом американской экономики в середине ХХ
века и предшествующими этому многолетними
денежными вливаниями в школьную систему.
При этом выгоду от образования не всегда можно
измерить деньгами. Доказано, что в странах с
высоким уровнем образования люди в среднем живут
дольше, ниже детская смертность. Образование
влияет на отношение граждан к окружающей среде, к
национальным и социальным меньшинствам.
Как же достигнуть цели – высокого уровня
образования населения – с наименьшими
затратами? Видно, что страны, вкладывающие в
образование более 5% ВВП, имеют школы ничуть не
более эффективные, чем в тех государствах,
которые тратят на их содержание вдвое меньше.
(Стоит заметить, что эффективность школы –
понятие вполне субъективное. Экономисты сегодня
ориентируются на вполне конкретный показатель:
место страны в международном тестировании,
например, PISA.) Значит, деньги хоть и важны, но
решают не все проблемы. Также небольшую роль
играет уменьшение количества учеников в классе.
Стоит дорого, а реальной отдачи исследователи не
видят.
Удалось выделить несколько факторов,
непосредственно влияющих на эффективность
образовательной системы. Прежде всего
подготовка педагогических кадров и техническое
оснащение школ. Инвестиции именно в эту сферу
приносят наиболее быструю отдачу. Кроме того,
социальная поддержка неблагополучных семей
(дети из низших слоев общества всегда учатся хуже
своих обеспеченных сверстников), существование
смешанных классов, где вместе учатся дети и
рабочих, и профессоров, и клерков.
Как интересно получается: экономисты подходят к
образованию со своими строгими математическими
формулами. Их интересует приземленная
материальная выгода, ничего высокого. И вдруг
оказывается, что строгие ученые мужи приходят
практически к тем же выводам, что и большинство
передовых педагогов. Может, есть в этом какая-то
истина?
Людмила ПЕЧАТНИКОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|