Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №42/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ПЕРВАЯ ПОЛОСА
РЕФОРМА НАПЕРЕГОНКИ

Что такое предшкольное образование, никто не знает
Но его финансирование уже началось

1.jpg (46055 bytes)

На днях в Институте психологии РАО состоялась встреча дискуссионного клуба Федерации психологов образования России на тему «Предшкольное образование: за и против».

Термин «предшкольное образование» впервые упоминается в министерском докладе «Приоритетные направления…», одобренном правительством в декабре 2004-го.
Введение новой ступени обучения, пишут авторы доклада, необходимо для решения двух задач: повышения доступности качественного общего образования и выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных слоев населения.
Впрочем, обогатить педагогический лексикон очередным неологизмом – дело нехитрое. Куда сложнее ответить на вопросы: где реально обеспечить массовую предшкольную подготовку детей – в школе или в детском саду? Кто и по каким методикам готов обучать дошкольников? Что понимается под «равными стартовыми возможностями» детей? И вообще – нужна ли эта затея детям и родителям? Именно на эти вопросы и попытались найти ответы собравшиеся в дискуссионном клубе специалисты.
Прежде чем открыть заседание, директор Департамента государственной политики в образовании МОН РФ Исаак Калина и его заместитель Игорь Реморенко пригласили всех собравшихся посмотреть видеозапись сцены из моноспектакля Евгения Гришковца.
Популярный российский драматург, режиссер и актер красочно рассказал о школьных воспоминаниях своего детства: как его вели на занятия хмурым зимним утром, как из школьных окон лился «ядовитый зеленый свет» и даже о пресловутом кактусе в горшке, который стоял в кабинете русского языка и литературы.
Этот монолог задал тон всему обсуждению и привлек внимание к ключевой проблеме: как привить ребенку любовь к учебе, а не отвращение к школе? Впрочем, до ее детального обсуждения дело не дошло. Ученые увлеклись более общими, концептуальными вопросами.
– Чтобы предшкольная ступень органично вписалась в систему общего образования, необходимо определить статус педагога, который будет работать с дошкольниками и четко дифференцировать понятия дошкольного и предшкольного образования, – заявил директор Института развития дошкольного образования РАО Виктор Слободчиков.
Коллеги Слободчикова не поддержали.
– Термин «предшкольное образование» принижает, обесценивает значение этого возрастного периода, – высказалась заведующая лабораторией Психологического института РАО Елена Смирнова.
– В 80-х годах подобная «инновация» апробировалась в советской школе, но потерпела полный крах, – напомнила заведующая сектором Московского городского психолого-педагогического университета Елена Юдина. – А сегодня ее по каким-то причинам хотят реанимировать.
Впрочем, причины, побуждающие вернуться «назад, в будущее», как раз понятны. Многие родители увлечены идеями раннего развития своих детей, и рынок ответил на этот запрос предложением многочисленных образовательных услуг для самых маленьких. Однако далеко не у всех есть возможность эти услуги оплатить, отсюда – разный уровень готовности к школе. А сеть дошкольных учреждений, которые раньше помогали этот уровень удерживать, на грани развала.
– В Москве системой дошкольного образования охвачено около 90% детей, в то время как в среднем по России – 55%, – сообщила заместитель руководителя Департамента образования Москвы Лариса Курнешова. – Но даже Москва с ее богатейшими финансовыми ресурсами испытывает колоссальный кадровый голод. Если так будет продолжаться, придется приостановить строительство новых детских садов и бросить все силы на подготовку воспитателей и на разработку новых программ для педагогических колледжей. Правда, до тех пор, пока средняя зарплата воспитателя детского сада будет еще ниже, чем в школе, все идеи о реформировании этой отрасли останутся на бумаге.
– Я считаю, с введением предшкольного образования торопиться не следует, – заявил директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН Владислав Кучма. – Дети не готовы к столь раннему обучению. Четверть пятилетних имеют хронические заболевания костно-мышечной системы, треть страдают невротическими и астеническими расстройствами, у 40% – отмечаются логопедические проблемы.

Выслушав мрачные прогнозы ученых, Исаак Калина упрекнул их, что они видят во всем только отрицательные стороны – вместо того, чтобы общими усилиями искать оптимальные пути решения проблемы. Но проблема, как считают большинство участников дискуссии, – «надуманная, высосанная из пальца», и городить огород с предшкольным образованием не имеет смысла. Главная задача – обеспечить максимальный охват всех желающих дошкольным образованием, поэтому необходимо вкладывать средства в развитие и расширение сети ДОУ, в подготовку воспитателей и повышение их заработной платы, в мероприятия, направленные на укрепление здоровья детей.
Между тем, как с удивлением отмечали собравшиеся, Министерство образования и науки выделяет 21 миллион рублей на проведение научных исследований, составление общих примерных программ, разработку нормативного обеспечения, решение других вопросов в сфере предшкольного образования. И все эти задачи должны быть выполнены до конца текущего года.
Большинство ученых высказали глубокое сомнение в том, что какие-либо научные коллективы, желающие принять участие в конкурсе на выполнение этого технического задания, сумеют уложиться в столь сжатые сроки в условиях, когда среди специалистов нет единой позиции даже насчет целесообразности введения предшкольного образования.

Ольга ДАШКОВСКАЯ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru