ПЕРВАЯ ПОЛОСА
РЕФОРМА НАПЕРЕГОНКИ
Что такое предшкольное образование,
никто не знает
Но его финансирование уже началось
На днях в Институте психологии РАО
состоялась встреча дискуссионного клуба
Федерации психологов образования России на тему
«Предшкольное образование: за и против».
Термин «предшкольное образование» впервые
упоминается в министерском докладе
«Приоритетные направления…», одобренном
правительством в декабре 2004-го.
Введение новой ступени обучения, пишут авторы
доклада, необходимо для решения двух задач:
повышения доступности качественного общего
образования и выравнивания стартовых
возможностей детей из разных социальных слоев
населения.
Впрочем, обогатить педагогический лексикон
очередным неологизмом – дело нехитрое. Куда
сложнее ответить на вопросы: где реально
обеспечить массовую предшкольную подготовку
детей – в школе или в детском саду? Кто и по каким
методикам готов обучать дошкольников? Что
понимается под «равными стартовыми
возможностями» детей? И вообще – нужна ли эта
затея детям и родителям? Именно на эти вопросы и
попытались найти ответы собравшиеся в
дискуссионном клубе специалисты.
Прежде чем открыть заседание, директор
Департамента государственной политики в
образовании МОН РФ Исаак Калина и его
заместитель Игорь Реморенко пригласили всех
собравшихся посмотреть видеозапись сцены из
моноспектакля Евгения Гришковца.
Популярный российский драматург, режиссер и
актер красочно рассказал о школьных
воспоминаниях своего детства: как его вели на
занятия хмурым зимним утром, как из школьных окон
лился «ядовитый зеленый свет» и даже о
пресловутом кактусе в горшке, который стоял в
кабинете русского языка и литературы.
Этот монолог задал тон всему обсуждению и
привлек внимание к ключевой проблеме: как
привить ребенку любовь к учебе, а не отвращение к
школе? Впрочем, до ее детального обсуждения дело
не дошло. Ученые увлеклись более общими,
концептуальными вопросами.
– Чтобы предшкольная ступень органично
вписалась в систему общего образования,
необходимо определить статус педагога, который
будет работать с дошкольниками и четко
дифференцировать понятия дошкольного и
предшкольного образования, – заявил директор
Института развития дошкольного образования РАО
Виктор Слободчиков.
Коллеги Слободчикова не поддержали.
– Термин «предшкольное образование» принижает,
обесценивает значение этого возрастного
периода, – высказалась заведующая лабораторией
Психологического института РАО Елена Смирнова.
– В 80-х годах подобная «инновация»
апробировалась в советской школе, но потерпела
полный крах, – напомнила заведующая сектором
Московского городского
психолого-педагогического университета Елена
Юдина. – А сегодня ее по каким-то причинам хотят
реанимировать.
Впрочем, причины, побуждающие вернуться «назад, в
будущее», как раз понятны. Многие родители
увлечены идеями раннего развития своих детей, и
рынок ответил на этот запрос предложением
многочисленных образовательных услуг для самых
маленьких. Однако далеко не у всех есть
возможность эти услуги оплатить, отсюда – разный
уровень готовности к школе. А сеть дошкольных
учреждений, которые раньше помогали этот уровень
удерживать, на грани развала.
– В Москве системой дошкольного образования
охвачено около 90% детей, в то время как в среднем
по России – 55%, – сообщила заместитель
руководителя Департамента образования Москвы
Лариса Курнешова. – Но даже Москва с ее
богатейшими финансовыми ресурсами испытывает
колоссальный кадровый голод. Если так будет
продолжаться, придется приостановить
строительство новых детских садов и бросить все
силы на подготовку воспитателей и на разработку
новых программ для педагогических колледжей.
Правда, до тех пор, пока средняя зарплата
воспитателя детского сада будет еще ниже, чем в
школе, все идеи о реформировании этой отрасли
останутся на бумаге.
– Я считаю, с введением предшкольного
образования торопиться не следует, – заявил
директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и
подростков РАМН Владислав Кучма. – Дети не
готовы к столь раннему обучению. Четверть
пятилетних имеют хронические заболевания
костно-мышечной системы, треть страдают
невротическими и астеническими расстройствами,
у 40% – отмечаются логопедические проблемы.
Выслушав мрачные прогнозы ученых, Исаак Калина
упрекнул их, что они видят во всем только
отрицательные стороны – вместо того, чтобы
общими усилиями искать оптимальные пути решения
проблемы. Но проблема, как считают большинство
участников дискуссии, – «надуманная, высосанная
из пальца», и городить огород с предшкольным
образованием не имеет смысла. Главная задача –
обеспечить максимальный охват всех желающих
дошкольным образованием, поэтому необходимо
вкладывать средства в развитие и расширение сети
ДОУ, в подготовку воспитателей и повышение их
заработной платы, в мероприятия, направленные на
укрепление здоровья детей.
Между тем, как с удивлением отмечали собравшиеся,
Министерство образования и науки выделяет 21
миллион рублей на проведение научных
исследований, составление общих примерных
программ, разработку нормативного обеспечения,
решение других вопросов в сфере предшкольного
образования. И все эти задачи должны быть
выполнены до конца текущего года.
Большинство ученых высказали глубокое сомнение
в том, что какие-либо научные коллективы,
желающие принять участие в конкурсе на
выполнение этого технического задания, сумеют
уложиться в столь сжатые сроки в условиях, когда
среди специалистов нет единой позиции даже
насчет целесообразности введения предшкольного
образования.
Ольга ДАШКОВСКАЯ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|