ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
Национальная идея – модная нынче тема.
И хотя облаченные властью государственные мужи
наперебой твердят: мол, как было бы здорово, если
бы у всех нас при слове «Россия» возникало
чувство личной сопричастности и немного першило
в горле, пока что-то не слишком першит.
Потому что как раз власти-то и нечем подкрепить
высокие слова о патриотизме и толерантности...
Грабли интернационализма
Тотальной идеологии и принудительного
единения у нас в стране теперь нет.
Но и навыки дружбы между народами куда-то
вдруг улетучились
Несколько лет назад я преподавал
стилистику в одной московской школе. Школа эта
была не совсем обыкновенной. На полпути к
гимназии она получила статус экспериментальной
площадки и некоторую свободу факультативов.
Кому-то в голову пришло ввести в расписание
православные дисциплины.
Некоторым учителям эта инициатива понравилась, а
другим – нет. И не потому, что Бога нет, а потому,
что есть свобода конфессий. И учитель географии,
не будучи мусульманином, принялся на своих
уроках подробнейшим образом излагать и
толковать Коран.
И пошло. Родители и священнослужители стали
требовать очистить школу от самозванцев,
занимающихся самодеятельностью. Учителя
демократического толка, в том числе верующие,
вынуждены были сплотиться под знаменем
позитивизма. Вроде как «мы, конечно, верим в Бога,
но в общеобразовательной, а не воскресной школе
рассматриваем его в статусе гипотезы». Кончилось
все расколом и увольнением из школы трети
педагогического коллектива. А одну учительницу
вынудили уйти как... ведьму. Разумеется, без
соответствующей записи в трудовой книжке.
Инкриминировалось ей главным образом то, что уж
больно она черна и к тому же одевается в черное.
По национальности бедняжка была грузинкой, то
есть православной, но это ее не спасло от потери
работы.
Жили мы тогда в советской стране и имели
советскую идеологию. В частности,
интернационализм. То есть даже назвав татарина
татарином, могли за это ответить. Все
национальные дефиниции сохранялись у нас лишь в
качестве трогательной экзотики и забавного
колорита. Были, конечно, недостатки типа
антисемитизма, но они официально считались
недостатками. Другое дело, что весь советский
народ, по сути, сплотился в одну нацию. Новую, как
говорилось, общность, с недоверием относившуюся
к остальным.
Но Союз рухнул. Тотальной идеологии и
принудительного единения теперь нет. Человек
растет, взрослеет, а ему никто не говорит, во что
верить. Вернее, говорят, но не в унисон. От этого
много издержек.
Папа, ты действительно веришь в то, во что ты
веришь? Да. И ты считаешь, что это хорошо? Да. А вот
эти люди – кавказцы, мусульмане, азиаты – они
другие и верят в другое? Да. Значит, они плохие?
Нет, они просто другие, не такие, как мы. Но ведь
они не верят в то, что хорошо! Нет, для них хорошо
то, во что они верят. Значит, твое «хорошо» хорошо
только для тебя? Да… нет… вот черт!
Нормальный молодой человек – не скинхед, не
фашист – свободно познает мир. Постепенно он
понимает, что люди, непохожие на него снаружи, как
правило, не похожи и изнутри. Что это – ростки
ксенофобии или покамест констатация факта?
Вероятно, все-таки второе. Большинство друзей
молодого человека – люди той же веры, того же
цвета кожи, что и он, той же крови. Ну и что? Ничего.
Немного тревожно, но ничего не поделаешь. Сестра
собирается замуж за башкира (ительмена, лезгина).
Молодой человек слегка против. Конечно, не
непосредственно потому, что предполагаемый зять
– башкир (ительмен, лезгин). А потому, что
непонятно, что он ест и пьет. Какие фильмы любит и
вообще смотрит ли кино? О чем с ним говорить?
Потому что вместе с ним (другим) несподручно
познавать мир.
Только общие интересы и жизненные приоритеты
перевешивают различия. И все равно некуда деться
от осторожной вежливости и чуть прохладного
дружелюбия между очевидно разными людьми.
Леонид КОСТЮКОВ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|