Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №41/2005

Третья тетрадь. Детный мир

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ

Национальная идея – модная нынче тема. И хотя облаченные властью государственные мужи наперебой твердят: мол, как было бы здорово, если бы у всех нас при слове «Россия» возникало чувство личной сопричастности и немного першило в горле, пока что-то не слишком першит.
Потому что как раз власти-то и нечем подкрепить высокие слова о патриотизме и толерантности...

Безнадежные поиски виноватых
Кажется, если враг найден, его надо как следует побить, и будет легче

Трудно не испытывать тревоги, когда вместо толерантности нарастают тенденции к нетерпимости. Почему так происходит? Как в этих обстоятельствах социально и нравственно ориентировать подростков? Можно ли переломить настроения ксенофобии и какова тут роль воспитания? Об этом корреспондент «ПС» Сергей КАМЕНСКИЙ беседует с философом, социальным психологом Вадимом Грехневым, автором многочисленных исследований в области социальной философии и психологии общественных процессов.

– Это очень нелегкие вопросы, вызванные той сложной ситуацией, в которую вовлечены мы все – и старшее поколение, и молодежь. Прежде чем предлагать пути решения, необходимо осмыслить причины происходящего. Почему это важно? Потому что педагогика не может быть абстрактной, отвлеченной от конкретной ситуации. И воспитательные цели будут достигнуты только тогда, когда воспитатель поймет, в каких условиях он действует. Но переоценивать роль педагогики не стоит. Воспитательное воздействие и воспитательные институты не всесильны.
Конечно, педагогика способна дать рекомендации принципиального характера, выработать стратегическую линию по коррекции сознания и поведения определенных групп, но сама педагогика все же вторична, производна от тех обстоятельств, в каких существует.
На сегодняшние социальные процессы глубоко воздействует глобализация. И хотя это естественный процесс интеграции культур различного уровня, но процесс, идущий непросто, противоречиво, и в нем Россия не лидер. Отчего у старшего поколения в связи с этим появляются чувства обиды, ущемленности, непонимания. А как усилилось социальное расслоение! Между регионами, между городским и сельским населением, даже в одной и той же профессиональной области – среди учительства, например: в богатых регионах педагоги получают надбавки к зарплате, в бедных – нет, одни работают в обычных муниципальных школах, другие – в дорогих лицеях. Все это препятствует единству и интеграции. А подчас напряжение достигает деструктивной остроты – проявляется как ненависть и зависть. Что, естественно, питает агрессивные чувства и соответствующие действия.

– Что нужно делать, чтобы нейтрализовать такие настроения?
– Вести терпеливую и кропотливую работу. В любом случае это долгий процесс, а времени уже упущено много.
У нас нет отчетливой, внятно сформулированной общероссийской идеологии, которая выполняла бы функции духовной консолидации общества. А нужно, чтобы гражданам, особенно молодым, постоянно и внятно напоминали о целях и задачах продвижения страны, о системе ценностей и приоритетов общества, о принципах взаимоотношений людей, о методах и способах решения социальных проблем.
Если задуматься, об этом все сказано в нашей Конституции. Но молодежь и подростки не знают ее. Так, какие-то отрывки, оставшиеся от уроков обществознания.
Беседуя со школьниками и абитуриентами, просто поражаешься, как мало они осведомлены о том, что такое гражданское общество, социальное государство, федерализм, подлинная демократия.
– Почему нам не удается переломить межнациональную конфликтность?
– Многим людям, особенно представителям старшего поколения, преобразовательные процессы в нашей стране совсем непонятны. К тому же скорость этих процессов такая, что граждане просто не успевают их осознать и приспособиться. Воспринимают происходящее болезненно, испытывают растерянность в мыслях, поступках, настроениях, утрачивают веру в будущее. Отсюда стрессы, стихийный анархизм и негативизм: «Все к черту! Ничего не хочу, ничего не надо!»
Поток негативных чувств неизбежно ведет к поиску виноватых. Всем этим буквально пронизана духовная атмосфера общества. Дети и подростки не могут не замечать озабоченности, понурости родителей, учителей, всех, с кем им приходится сталкиваться.
– Но у мальчишек и девчонок все впереди! Они, казалось бы, должны радоваться открывающимся перспективам. А вместо этого только и слышим то о хулиганских выходках подростков против тех, кто не такой, как все, то о бесчинствах скинхедов…
– Швейцарский психо-
аналитик Карл-Густав Юнг точно подметил, что человеку свойственно постоянно испытывать неудовлетворенность своими житейскими и профессиональными условиями. Это проявление естественного стремления к социальной экспансии, составляющей психическую доминанту человека. Давайте продолжим мысль Юнга: куда молодой человек, испытывающий неудовлетворенность, может направить свои чувства? какое место завоевать, какую нишу занять в обществе? Ему хочется многого и сейчас. Вокруг столько соблазнов! Он жаждет денег, карьеры, квартиры, машины и увеселений. Но нет. Тут тоже свое соперничество. Нужны время, терпение, знания, опыт. А конкуренция жестокая, и соискателю часто достается нетворческая, низкооплачиваемая работа, а то и безработица. Если у юноши или девушки нет терпения, воли, настойчивости, трудолюбия – а у большинства таких качеств как раз нет, – то что же получается? Все тот же поиск виноватых: кто мне мешает?! Юноша, которому хочется заявить о себе, у которого обострено желание сделать что-то такое особенное, но он мало что понимает в сложных общественных обстоятельствах, способен безоглядно откликнуться на первый же зов, который укажет ему виноватых: «Вот твои недруги, вот кто тебе мешает, вот из-за кого ты страдаешь!» Кто же такие они? Они, враги, постоянно меняются. Но сейчас, когда день и ночь твердят: «Чеченцы, чеченцы, лица кавказской национальности» – разве некрепкому юному уму не станет ясно, кто виноват? Я не говорю о специальном науськивании со злым умыслом, о разжигании межнациональной розни, а только лишь об общественных настроениях. Кажется, если враг найден, его надо как следует побить, и будет легче. Как в раннем детстве: ушибся о стул – пни его.
– Возможно ли вообще преодоление межнациональных проблем? Ведь мы все граждане одной страны.
– Решение проблем национальной нетерпимости в России кроется в преодолении обстоятельств, которые их порождают. Это трудный и долгий процесс. Преобразуя социально-экономические условия, хорошо бы не забывать, что главные капиталовложения лучше направлять в «производство человека» – в воспитание и образование. Педагогика не должна дожидаться, когда все проблемы будут решены, а действовать прямо сейчас, настойчиво и оперативно. То есть все социальные, экономические, правовые проблемы и проблемы духовного формирования нужно разрешать одновременно. Педагог, действуя в своей сфере, обязан понимать, что он решает важнейшие вопросы единства, консолидации и процветания России.
– Какие шаги, на ваш взгляд, должны быть предприняты?
– Превратить воспитательный процесс во всех наших школах в такой же значимый, как процесс обучения. В последние годы школа увиливает от задач гражданского воспитания. А надо бы постоянно проводить уроки с обсуждением актуальных проблем жизни страны, создавать дискуссионные клубы, культурные, творческие объединения, находить такие формы организации молодежи в школе и вузе, чтобы можно было направлять их социальную экспансию на плодотворный, позитивный путь.
Но воспитание граждан – миссия не одной школы. Тут и СМИ, и кинематограф, и все остальные государственные и общественные институты должны впрячься. Мне кажется, пора перестать делать акцент на всякого рода национальных или конфессиональных отличиях. А ущемления людей по национальным или конфессиональным основаниям оценивать как ущемление гражданской полноправности, личной свободы и достоинства. По поводу столкновений в метро, например, сообщалось, что пятьдесят скинхедов избили четырех кавказцев. Скажите иначе: законопреступные личности избили четырех наших российских граждан. И естественно, накажите за это по всей строгости закона.
И последнее. Помня, что педагогика не всесильное, но очень важное и действенное средство решения национальных проблем, я считаю необходимым вернуться на новом этапе к давно брошенной идее – педагогического всеобуча. Многие родители слабо разбираются в проблемах воспитания, некритически воспроизводят приемы собственных родителей, которые зачастую уже не действуют. Жизнь изменилась. Если все СМИ повернутся к проблемам воспитания, это и будет новый педагогический всеобуч.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru