ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
Национальная идея – модная нынче тема.
И хотя облаченные властью государственные мужи
наперебой твердят: мол, как было бы здорово, если
бы у всех нас при слове «Россия» возникало
чувство личной сопричастности и немного першило
в горле, пока что-то не слишком першит.
Потому что как раз власти-то и нечем подкрепить
высокие слова о патриотизме и толерантности...
Безнадежные поиски виноватых
Кажется, если враг найден, его надо как
следует побить, и будет легче
Трудно не испытывать тревоги, когда
вместо толерантности нарастают тенденции к
нетерпимости. Почему так происходит? Как в этих
обстоятельствах социально и нравственно
ориентировать подростков? Можно ли переломить
настроения ксенофобии и какова тут роль
воспитания? Об этом корреспондент «ПС» Сергей
КАМЕНСКИЙ беседует с философом, социальным
психологом Вадимом Грехневым, автором
многочисленных исследований в области
социальной философии и психологии общественных
процессов.
– Это очень нелегкие вопросы, вызванные
той сложной ситуацией, в которую вовлечены мы все
– и старшее поколение, и молодежь. Прежде чем
предлагать пути решения, необходимо осмыслить
причины происходящего. Почему это важно? Потому
что педагогика не может быть абстрактной,
отвлеченной от конкретной ситуации. И
воспитательные цели будут достигнуты только
тогда, когда воспитатель поймет, в каких условиях
он действует. Но переоценивать роль педагогики
не стоит. Воспитательное воздействие и
воспитательные институты не всесильны.
Конечно, педагогика способна дать рекомендации
принципиального характера, выработать
стратегическую линию по коррекции сознания и
поведения определенных групп, но сама педагогика
все же вторична, производна от тех обстоятельств,
в каких существует.
На сегодняшние социальные процессы глубоко
воздействует глобализация. И хотя это
естественный процесс интеграции культур
различного уровня, но процесс, идущий непросто,
противоречиво, и в нем Россия не лидер. Отчего у
старшего поколения в связи с этим появляются
чувства обиды, ущемленности, непонимания. А как
усилилось социальное расслоение! Между
регионами, между городским и сельским
населением, даже в одной и той же
профессиональной области – среди учительства,
например: в богатых регионах педагоги получают
надбавки к зарплате, в бедных – нет, одни
работают в обычных муниципальных школах, другие
– в дорогих лицеях. Все это препятствует
единству и интеграции. А подчас напряжение
достигает деструктивной остроты – проявляется
как ненависть и зависть. Что, естественно, питает
агрессивные чувства и соответствующие действия.
– Что нужно делать, чтобы нейтрализовать такие
настроения?
– Вести терпеливую и кропотливую работу. В любом
случае это долгий процесс, а времени уже упущено
много.
У нас нет отчетливой, внятно сформулированной
общероссийской идеологии, которая выполняла бы
функции духовной консолидации общества. А нужно,
чтобы гражданам, особенно молодым, постоянно и
внятно напоминали о целях и задачах продвижения
страны, о системе ценностей и приоритетов
общества, о принципах взаимоотношений людей, о
методах и способах решения социальных проблем.
Если задуматься, об этом все сказано в нашей
Конституции. Но молодежь и подростки не знают ее.
Так, какие-то отрывки, оставшиеся от уроков
обществознания.
Беседуя со школьниками и абитуриентами, просто
поражаешься, как мало они осведомлены о том, что
такое гражданское общество, социальное
государство, федерализм, подлинная демократия.
– Почему нам не удается переломить
межнациональную конфликтность?
– Многим людям, особенно представителям
старшего поколения, преобразовательные процессы
в нашей стране совсем непонятны. К тому же
скорость этих процессов такая, что граждане
просто не успевают их осознать и приспособиться.
Воспринимают происходящее болезненно,
испытывают растерянность в мыслях, поступках,
настроениях, утрачивают веру в будущее. Отсюда
стрессы, стихийный анархизм и негативизм: «Все к
черту! Ничего не хочу, ничего не надо!»
Поток негативных чувств неизбежно ведет к поиску
виноватых. Всем этим буквально пронизана
духовная атмосфера общества. Дети и подростки не
могут не замечать озабоченности, понурости
родителей, учителей, всех, с кем им приходится
сталкиваться.
– Но у мальчишек и девчонок все впереди! Они,
казалось бы, должны радоваться открывающимся
перспективам. А вместо этого только и слышим то о
хулиганских выходках подростков против тех, кто
не такой, как все, то о бесчинствах скинхедов…
– Швейцарский психо-
аналитик Карл-Густав Юнг точно подметил, что
человеку свойственно постоянно испытывать
неудовлетворенность своими житейскими и
профессиональными условиями. Это проявление
естественного стремления к социальной
экспансии, составляющей психическую доминанту
человека. Давайте продолжим мысль Юнга: куда
молодой человек, испытывающий
неудовлетворенность, может направить свои
чувства? какое место завоевать, какую нишу занять
в обществе? Ему хочется многого и сейчас. Вокруг
столько соблазнов! Он жаждет денег, карьеры,
квартиры, машины и увеселений. Но нет. Тут тоже
свое соперничество. Нужны время, терпение,
знания, опыт. А конкуренция жестокая, и
соискателю часто достается нетворческая,
низкооплачиваемая работа, а то и безработица.
Если у юноши или девушки нет терпения, воли,
настойчивости, трудолюбия – а у большинства
таких качеств как раз нет, – то что же получается?
Все тот же поиск виноватых: кто мне мешает?! Юноша,
которому хочется заявить о себе, у которого
обострено желание сделать что-то такое
особенное, но он мало что понимает в сложных
общественных обстоятельствах, способен
безоглядно откликнуться на первый же зов,
который укажет ему виноватых: «Вот твои недруги,
вот кто тебе мешает, вот из-за кого ты страдаешь!»
Кто же такие они? Они, враги, постоянно меняются.
Но сейчас, когда день и ночь твердят: «Чеченцы,
чеченцы, лица кавказской национальности» –
разве некрепкому юному уму не станет ясно, кто
виноват? Я не говорю о специальном науськивании
со злым умыслом, о разжигании межнациональной
розни, а только лишь об общественных настроениях.
Кажется, если враг найден, его надо как следует
побить, и будет легче. Как в раннем детстве:
ушибся о стул – пни его.
– Возможно ли вообще преодоление
межнациональных проблем? Ведь мы все граждане
одной страны.
– Решение проблем национальной нетерпимости в
России кроется в преодолении обстоятельств,
которые их порождают. Это трудный и долгий
процесс. Преобразуя социально-экономические
условия, хорошо бы не забывать, что главные
капиталовложения лучше направлять в
«производство человека» – в воспитание и
образование. Педагогика не должна дожидаться,
когда все проблемы будут решены, а действовать
прямо сейчас, настойчиво и оперативно. То есть
все социальные, экономические, правовые проблемы
и проблемы духовного формирования нужно
разрешать одновременно. Педагог, действуя в
своей сфере, обязан понимать, что он решает
важнейшие вопросы единства, консолидации и
процветания России.
– Какие шаги, на ваш взгляд, должны быть
предприняты?
– Превратить воспитательный процесс во всех
наших школах в такой же значимый, как процесс
обучения. В последние годы школа увиливает от
задач гражданского воспитания. А надо бы
постоянно проводить уроки с обсуждением
актуальных проблем жизни страны, создавать
дискуссионные клубы, культурные, творческие
объединения, находить такие формы организации
молодежи в школе и вузе, чтобы можно было
направлять их социальную экспансию на
плодотворный, позитивный путь.
Но воспитание граждан – миссия не одной школы.
Тут и СМИ, и кинематограф, и все остальные
государственные и общественные институты должны
впрячься. Мне кажется, пора перестать делать
акцент на всякого рода национальных или
конфессиональных отличиях. А ущемления людей по
национальным или конфессиональным основаниям
оценивать как ущемление гражданской
полноправности, личной свободы и достоинства. По
поводу столкновений в метро, например,
сообщалось, что пятьдесят скинхедов избили
четырех кавказцев. Скажите иначе:
законопреступные личности избили четырех наших
российских граждан. И естественно, накажите за
это по всей строгости закона.
И последнее. Помня, что педагогика не всесильное,
но очень важное и действенное средство решения
национальных проблем, я считаю необходимым
вернуться на новом этапе к давно брошенной идее
– педагогического всеобуча. Многие родители
слабо разбираются в проблемах воспитания,
некритически воспроизводят приемы собственных
родителей, которые зачастую уже не действуют.
Жизнь изменилась. Если все СМИ повернутся к
проблемам воспитания, это и будет новый
педагогический всеобуч.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|