ТОЧКА ОПОРЫ
Когда говорят, что школа должна учить
детей без отбора, многие усмехаются: жизнь, мол,
жестокая штука, всех расставит по местам, так
зачем же лицемерить? «Выше головы не прыгнешь, –
говорят они. И добавляют обычно: – Кому-то же
нужно и у станка стоять!»
Но в том-то и суть, что по местам расставляет
жизнь, а не мы. А наше дело – не возводить детям
дополнительных преград, не перекрывать живой
кровоток возможностей.
Казалось бы, что может быть общего между
художественной студией и спецшколой закрытого
типа? Многое, если знать, что одно присутствие в
жизни детей взрослых, готовых принять их такими,
какие они есть, способно возродить ребенка. Дать
ему веру в свои силы – и силы, чтобы открыть в
себе талант, о котором никто не подозревал.
Нарисовать музыку, сон, линию
Ребенок должен следовать не образцам, а
самому себе.
Только тогда открываются его подлинные
способности
Первый этаж самой обычной питерской
школы. Дети с грохотом вываливают из мешков
сменную обувь, вытирают друг о друга испачканные
мелом руки, азартно стучат об пол разноцветными
пробками от газировки, кричат через весь коридор:
«Серый! У вас, чё, матешу отменили? Везучие!» И
разбегаются в разные стороны при виде учителя.
Но вот открывается неприметная дверь в один из
классов. Несколько обитателей коридора выпадают
из общей суматохи, перестают кричать;
запыхавшись, проходят в класс и усаживаются на
колченогих стульях.
Евгения Абрамовна Тарантул, преподавательница
художественной студии «Эхо», дает задание.
Сегодня младшая группа будет лепить колокольчик.
Так, чтобы он одновременно был похож и на цветок,
и на музыкальный инструмент.
Дети не дают ей договорить, ерзают на стульях,
тараторят, перебивая друг друга:
– Я хочу сделать так: вот здесь прилеплю, а там
приляпаю!
– Тут у меня будет барельеф, а под ним такая
штучка и еще дырочка!
– А можно уже начинать?
Заходит застенчивая девочка и с порога заявляет:
– Я буду делать кувшинчик!
– Вообще-то у нас другое задание. Но если ты
пришла с этой мыслью, то лепи, что задумала, –
отвечает Евгения Абрамовна и куда-то уходит.
Дети бросаются к ведерку с глиной, недоверчиво
поглядывая в мою сторону. Бойкая черненькая Даша
проверяет меня на «взрослость».
– А мы тут однажды, – говорит Даша как бы ни для
кого, – кидали в потолок глину. Потом она отсохла
и падала всем на головы! Такое было веселье…
Я смеюсь. В ту же секунду глина снова летит в
потолок, а ко мне выстраивается очередь: каждый
показывает свои творения, обстоятельно объясняя
значение завитушек, черточек и изгибов.
– Я вот слепил барышню! – говорит мальчик Витя.
– Какая же это барышня, это кувшинчик! –
перебивает Даша. – Можно к нему еще приделать
ручку. Иди сюда, я тебе покажу, как делать, я умею!
– А напишите, что мы живем большой дружной
семьей! – говорит девочка Нина в больших очках,
показывая мне свою глиняную корзиночку. – Всегда
друг другу помогаем!
В студии разгораются творческие страсти. Даша
принесла бисер, которым можно украшать керамику,
– так получается красивее.
– А я считаю, что пользоваться бисером – это
нагло! – заявляет Нина.
– Почему нагло?
– Потому что это значит, что человек ленится и
своими руками не хочет красоту делать, а взял
прилепил бисер – и готово дело: красиво!
– А я слепила птичку! – вдруг, радостно улыбаясь,
говорит застенчивая Юля, которая собиралась
делать кувшинчик.
– Птичку так птичку, – соглашается незаметно
вернувшаяся Евгения Абрамовна, – только вот тут
надо будет поправить. А так – хорошая птичка!
Насилие над вдохновением считается в студии
«Эхо» самым страшным грехом. Педагоги,
преподававшие когда-то в обычной художественной
школе, до сих пор с ужасом вспоминают длившееся
годами рисование кубов и конусов. В общем-то
именно из-за этих кубов студия «Эхо» и возникла.
– Мы заметили, что на второй-третий год самые
талантливые ученики сбегают, – вспоминает
Евгения Абрамовна. – А средненькие дотягивают до
конца. Это заставило нас задуматься.
– Суть рисования – слияние с объектом, – говорит
второй педагог «Эха» Виталий Борисович Цилиакус.
– Бедные дети в художественных школах годами
рисуют натюрморты. Вы только представьте: четыре
года сливаться с кувшином! Кто же такое выдержит?
Евгения Абрамовна и Виталий Борисович ушли из
художественной школы и организовали студию
«Эхо». Никаких конкретных планов, методик и
теорий у них не было. Они просто хотели дать детям
возможность фантазировать без всяких
ограничений.
– Первой темой в студии была «музыка зимы», –
вспоминает Виталий Борисович. – Мы очень боялись
увидеть, что дети нарисуют. Это все равно что
испытывать свое изобретение: а вдруг не взлетит?
Но когда увидели их «музыки», не поверили своим
глазам. И долго еще не могли поверить.
А через два года у студии прошла первая выставка.
С тех пор работы учеников «Эха» увидели в Америке
и в Индии, в галереях Питера и Москвы.
В самом начале у основателей «Эха» не было
ничего, кроме веры в детскую фантазию. Со
временем они придумали разные способы пробудить
ее от школьной спячки.
На первом занятии детей просят нарисовать линии.
Но не простые. Это должны быть нежные линии. Потом
– линии грустные. Пространство между нежными
линиями надо заполнять нежными красками. Между
грустными – грустными. Так дети начинают
создавать свои первые шедевры. Чтобы детям было
легче изображать линии и подбирать нежные или
грустные краски, Виталий Борисович включает им
подходящую музыку. В запасниках студии – сотни
портретов симфоний и сонат.
– Первые несколько лет мы вообще не рисуем с
натуры. Только линии, передающие настроение,
состояния природы. То есть фантазируем, –
рассказывает Евгения Абрамовна. – А фантазии
нельзя сравнивать. Когда рисуешь с натуры,
слишком хорошо видно: у кого-то лучше получается,
у кого-то хуже. От этого у детей возникают
комплексы, неуверенность, многие вообще могут
бросить рисование. А ведь чтобы быть художником,
необязательно уметь рисовать. У нас нет звезд,
нет соревнований. Все творят в меру своих сил и
способностей, каждый идет своим путем. У кого-то
он может быть короче, у кого-то – длиннее. У нас
был мальчик. Не очень у него получалось,
слабенько все, но мы его поощряли, чтобы он дальше
занимался, не бросал. И вдруг на третий год
случился прорыв! Его работы заблистали! А если бы
мы ему с первых же шагов сказали: плохо, не
годится, займись чем-нибудь другим! Поэтому мы
принимаем всех.
Евгения Абрамовна и Виталий Борисович уверены,
что, если делаешь правильное и нужное дело, тебе
помогает весь мир. Вся история студии «Эхо» –
цепь счастливых случайностей. Случайностей этих
так много и все они настолько невероятны, что
создатели «Эха» уже давно уверились в
правильности выбранного пути.
Когда два педагога сбежали из художественной
школы, студия существовала лишь виртуально.
Вокруг Евгении Абрамовны и Виталия Борисовича
уже собирались желающие рисовать дети, в
большинстве – такие же беженцы из художки. Но
места, где заниматься и хранить рисунки, у них не
было.
Тогда педагоги наугад выбрали одну питерскую
школу, взяли под мышку папку с работами своих
подопечных и отправились прямиком в кабинет
директора.
– Мы хотели просто посоветоваться: куда идти, к
кому обращаться, – улыбается Виталий Борисович.
– Показали рисунки. Директор пришел в восторг и
вдруг предложил нам проводить занятия в его
собственном кабинете, а сам переехал в подсобку.
Разве так бывает?
– А так мы люди совсем не пробивные, кроме
художеств, ничего не умеем, – сетует Евгения
Абрамовна, – нам многие говорят, сделайте
частную школу, будете деньги зарабатывать, а мы
отмахиваемся. Деньги – это где-то далеко.
В маленьком классе, где теперь базируется студия
«Эхо» (из директорского кабинета пришлось уйти,
так как гостеприимного директора уволили), на
самом деле кажется, что «деньги – это где-то
далеко». Обычных для нашего образования жалоб на
их отсутствие, на плохое материальное
обеспечение здесь не услышишь. Хотя в качестве
мольбертов здесь используют списанные стулья
без спинок, а воду, необходимую для занятий
керамикой, таскают ведрами со второго этажа.
– У нас принято завидовать загранице. Ах, какие у
них кабинеты рисования! Ах, какие кисти и краски!
– говорит Виталий Борисович. – Нам бы такие, мы
бы… А дело ведь совсем не в этом.
Тем временем приходит на занятия старшая группа.
Девятиклассница Аня – героиня дня. Недавно она
стала сильно отставать по учебе, и родители
запретили ей заниматься в «Эхе», чтобы она
посвящала все свое время школьным урокам. Но Аня
больше хотела рисовать, чем учить физику.
Родители настаивали. И тогда девочка объявила
голодовку. Сегодня родители, поняв, что рисование
действительно важнее всего для дочери, разрешили
ей вернуться в студию.
– Наше образование чудовищно и разрушительно, –
говорит Виталий Борисович, – оно направлено
исключительно на развитие интеллектуальных
способностей. А то, что живой человек рядом, – это
забывается, выхолащивается.
Для другой девочки, Насти, подвигом становится
каждое занятие. У Насти детский церебральный
паралич. Рисунки воспитанников «Эха» Настина
мама случайно увидела на какой-то выставке.
Теперь Настя тоже выставляется. Картины для нее
– единственный способ общения с миром.
– Заниматься арт-терапией мы никогда не
планировали, – говорит Евгения Абрамовна. – Само
так вышло. Однажды мама привела к нам в cтудию
девочку. У малышки задержка психического
развития, из третьего класса ее отчислили, врачи
от нее отказались. На ребенке поставили крест.
Она позанималась у нас несколько лет, просто
рисовала вместе со всеми. И как-то незаметно
выравнялась в развитии со своим возрастом, ее
приняли обратно в школу, сейчас успешно учится в
вузе.
Виталий Борисович усаживает детей за альбомы по
искусству Древнего Египта. А мне показывает
фотографии удивительных детских рисунков,
хранящихся у него дома.
– Многие не верят, что это нарисовали дети, –
объясняет Виталий Борисович. – Или говорят:
наверное, это какие-нибудь особенные дети, каких
больше нигде нет. Таких, конечно, нигде нет,
потому что каждый ребенок на земле – особенный. А
так – самые обыкновенные у нас дети.
И точно – дети как дети. Вот они смеются над тем,
что у египетских богов птичьи головы, вот
собираются домой, прощаются, уходят, забывают
сумку, прибегают обратно...
Наталья КЛЮЧАРЕВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|