ТЕОРЕМА СОЦИУМА
Колонка редактора
Бессильная ярость при рассказе о
произволе милиции, корыстолюбии бюрократов,
бездушии законодателей, дружно создавших
систему унижений, через которые обязан пройти
человек, пытающийся вернуться домой… Это
понятно, и уверена, подавляющее большинство моих
сограждан испытывают те же чувства. Мою
уверенность могут подкрепить результаты
социологических исследований, неизменно
фиксирующих самое распространенное отношение к
родной милиции и бюрократам: ни тем, ни другим
практически не доверяют и ждут от них не только
для приезжих, а и для себя в основном одних
гадостей. Так что на эту тему рассуждать уже и
неинтересно.
Поговорим лучше о себе любимых. Как мы спешим на
помощь таким же, как мы, недавним советским людям,
которые не по своей воле оказались в странной,
противоестественной ситуации и бедствуют у нас
на глазах. Как готовы принять их в своих селах и
городах, подчеркивая, что видим в них собратьев,
как приносим в их убогие жилища, что можем,
делимся урожаем со своих огородов, рады устроить
для их детей, измученных переездами, выдернутых
из привычной жизни, хоть какой-то праздник…
Между прочим, именно так все и происходит с
нашими эмигрантами в Америке, например: те из
«русских» (а русскими здесь считаются все, кто из
России), кто приехал раньше и успел обустроиться,
волокут в квартиры новых переселенцев столы и
диваны, сумками несут посуду, постельные
принадлежности, заваливают стол и холодильник
продуктами… А что же мы дома не такие?
Почему мы такие жадные, жестокие, злые? Потому что
бедные? Но мы заведомо богаче их, если не считать,
конечно, полных алкоголиков и бомжей; да и не
имеет это особого значения: всем известно, что
между уровнем личного благосостояния и уровнем
открытости, доброжелательности, готовности
помочь связи практически не наблюдается.
Боимся конкуренции? Побойтесь Бога, приезжие
занимают такие рабочие места, на которые среди
местных не находится желающих.
Потому что с некоторых пор окончательно
разучились отличать добро от зла, и нету на нас
священника, который сурово бы нам выговорил и
призвал покаяться? Но ведь теперь чуть ли не 80%
опрошенных называют себя православными – они
что, совсем не считают, что это накладывает на них
некоторые обязательства? А священники, которых
эти новые православные время от времени
все-таки видят, – они что? Слишком заняты
отсуживанием здания у очередного музея или
детского сада, чтобы напомнить своим прихожанам
о нравственном долге?
Кто еще виноват: Путин, Чубайс, Гайдар, олигархи,
школьные учителя, авторы и исполнители бездарных
телевизионных шоу?
Социальный психолог скажет о глубинной
неуверенности в себе и страхе перед будущим, о
порождаемой ими ксенофобии, реакции отторжения
всего, что хоть немного отличается от привычного
и потому безопасного.
Политолог расскажет о погромах в просвещенных
странах Европы, которые живут куда лучше нас и у
которых нужда в приезжих стала неоспоримой куда
раньше. Расскажут о Восточной Германии,
превратившейся в «черную дыру» для бюджета
бывшей ФРГ, и о взаимной неприязни так рвавшихся
к объединению немцев, которые все теперь
чувствуют себя обманутыми. Может, нам станет
немного легче оттого, что мы не одни такие.
Но это у нас совсем недавно убили таджикскую
девочку и неоднократно устраивали погромы
рынков. Была ответная волна общественного
протеста?
Это в нашем классе, нашей студенческой аудитории,
у нас на работе есть приезжие или дети приезжих. И
пусть каждый из нас отвечает сам за себя.
Независимо от демографической ситуации в
стране…
Ирина ПРУСС
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|