МЛАДШАЯ ШКОЛА
Интересно, кто первым придумал давать
детям на лето списки книг для чтения? Чем они
становятся для ребят: необходимыми компасами –
помощниками развития или досадными
будильниками, нарушающими летнюю безмятежность,
напоминающими об ученическом статусе и его
обязательствах? Интересно, есть ли дети,
прочитавшие все по списку от начала до конца?
Давно уже стало общим местом ут-
верждение, что дети теперь читать не любят, что
место книги в душевном мире ребенка прочно
занято образами видео и компьютера. Многие
всерьез обеспокоены этим, но может быть, важнее
не бороться за книгу и ребенка, не
противопоставлять жизнь книжную и бескнижную, а
постепенно, незаметно напитывать ребенка
книжной пищей? Не информацией, почерпнутой из
книг, не переживаниями по поводу прочитанного, а
особенным духом книжности, от которого рождается
желание читать и читать. И здесь нельзя
рассчитывать только на собственные силы ребенка,
недавно одолевшего грамоту, нельзя рассчитывать
на дотошность учителя, нельзя надеяться на
успешные методики… Всякая мама знает, что
бывает, если кормить ребенка насильно. И всякая
мама скажет, как легко ребенок учится всему, что
необязательно, неформально, что органично его
детской сути. Эта вечная учительская проблема –
суметь соединить неустойчивый ручеек детского
спонтанного интереса ко всему на свете с руслом
Большой Культуры.
Процесс научения чтению – трудоемкий, и стойкая
нелюбовь к чтению возникает чаще всего именно в
первые годы учения. Но через чтение, через слово
ребенок входит в мир ценностей, вечных и
временных, чтобы признать потом некоторые из них
своими, главными в жизни. Оттого-то так важно уже
в самом начале отрешиться от представлений о
чтении как школьном предмете, уроке,
направленном на приобретение суммы навыков,
настроиться на чтение-путешествие,
проникновение в суть смысла, встречу с той
книгой, которая окажется любимой и откроет
ребенку двери книжного и реального мира.
Игры с буквами дома и в школе
Из коллекции Марины АРОМШТАМ
Буквенный лабиринт
Играющие выбирают водящего. Водящий выкладывает
на полу букву из длинных толстых веревок. Это
лабиринт. Остальные играющие по сигналу пытаются
пройти лабиринт и не соскользнуть с веревок. Игра
становится еще более интересной, если лабиринт
надо пройти с закрытыми глазами и отгадать, какая
буква выложена. Выигрывает тот, кто не
соскользнет с веревки и правильно назовет букву.
Буквы на дереве,
или «Принеси то – не знаю что»
Буквы пекут из соленого теста, раскрашивают
пестрыми узорами или просто тонируют и
развешивают на «буквенном дереве».
Затем среди играющих выбирается царь. Он
усаживается на «трон» и обращается к одному из
детей (или взрослых): «Поди туда – не знаю куда;
принеси то – не знаю что». После этих слов царь
крепко зажмуривает глаза. А игрок, к которому
обратились, подходит к дереву и срывает с него
букву. Затем «путешественник» возвращается к
царю: «Ходил я за горы высокие, ходил за моря
глубокие. И набрел я на чудо-дерево, и принес тебе,
царь, подарочек. Глаз своих не открывай, что за
буква – отгадай!»
Царь берет букву в руки, ощупывает ее и называет.
Игроки могут загадать короткое слово. Тогда царь,
ощупав буквы, пытается отгадать, какое слово они
составили.
Очередность быть царем может определяться по
жребию или считалкой.
Дорисуй букву
Водящий рисует часть буквы и спрашивает
остальных, какую букву он задумал. Тот, кто
догадается, дорисовывает букву. В эту игру можно
играть на бумаге, на доске, на асфальте, на песке.
Буквенный след на спине
Играют вдвоем. Один игрок поворачивается спиной
к другому, и тот пальцем «рисует» у него на спине
буквенный знак, который нужно угадать. Если буква
отгадана верно, игроки меняются ролями.
В эту же игру можно играть группой. Выбираются
двое водящих. Один поворачивается спиной к
остальным играющим. Другой вызывает «писца»:
манит пальцем кого-нибудь из группы, кому он
поручает нарисовать на спине первого водящего
букву.
Заколдованные буквы
Детям раздаются карточки с зеркально
написанными буквами. Узнать их можно, только
глядя в зеркало. Игру можно усложнить, если на
карточках зеркальными буквами будут написаны
слова.
Расти, буковка!
Выбираются две команды по два-три человека. На
полу раскатываются две длинные дорожки из обоев.
На одной в левом нижнем углу нарисована очень
маленькая буква, на другой – с левой стороны
изображена очень большая такая же буква. По
условному сигналу члены команды по очереди
начинают рисовать такие же буквы. Одни должны
«вырастить» свою букву к концу дорожки, другие –
уменьшить. Выигрывает та команда, которая
закончит работу за более короткое время и при
этом нарисует красивые буквенные знаки.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|