Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №41/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

МЛАДШАЯ ШКОЛА

Интересно, кто первым придумал давать детям на лето списки книг для чтения? Чем они становятся для ребят: необходимыми компасами – помощниками развития или досадными будильниками, нарушающими летнюю безмятежность, напоминающими об ученическом статусе и его обязательствах? Интересно, есть ли дети, прочитавшие все по списку от начала до конца?
Давно уже стало общим местом ут-
верждение, что дети теперь читать не любят, что место книги в душевном мире ребенка прочно занято образами видео и компьютера. Многие всерьез обеспокоены этим, но может быть, важнее не бороться за книгу и ребенка, не противопоставлять жизнь книжную и бескнижную, а постепенно, незаметно напитывать ребенка книжной пищей? Не информацией, почерпнутой из книг, не переживаниями по поводу прочитанного, а особенным духом книжности, от которого рождается желание читать и читать. И здесь нельзя рассчитывать только на собственные силы ребенка, недавно одолевшего грамоту, нельзя рассчитывать на дотошность учителя, нельзя надеяться на успешные методики… Всякая мама знает, что бывает, если кормить ребенка насильно. И всякая мама скажет, как легко ребенок учится всему, что необязательно, неформально, что органично его детской сути. Эта вечная учительская проблема – суметь соединить неустойчивый ручеек детского спонтанного интереса ко всему на свете с руслом Большой Культуры.
Процесс научения чтению – трудоемкий, и стойкая нелюбовь к чтению возникает чаще всего именно в первые годы учения. Но через чтение, через слово ребенок входит в мир ценностей, вечных и временных, чтобы признать потом некоторые из них своими, главными в жизни. Оттого-то так важно уже в самом начале отрешиться от представлений о чтении как школьном предмете, уроке, направленном на приобретение суммы навыков, настроиться на чтение-путешествие, проникновение в суть смысла, встречу с той книгой, которая окажется любимой и откроет ребенку двери книжного и реального мира.

Игры с буквами дома и в школе
Из коллекции Марины АРОМШТАМ

Буквенный лабиринт

Играющие выбирают водящего. Водящий выкладывает на полу букву из длинных толстых веревок. Это лабиринт. Остальные играющие по сигналу пытаются пройти лабиринт и не соскользнуть с веревок. Игра становится еще более интересной, если лабиринт надо пройти с закрытыми глазами и отгадать, какая буква выложена. Выигрывает тот, кто не соскользнет с веревки и правильно назовет букву.

Буквы на дереве,
или «Принеси то – не знаю что»

Буквы пекут из соленого теста, раскрашивают пестрыми узорами или просто тонируют и развешивают на «буквенном дереве».
Затем среди играющих выбирается царь. Он усаживается на «трон» и обращается к одному из детей (или взрослых): «Поди туда – не знаю куда; принеси то – не знаю что». После этих слов царь крепко зажмуривает глаза. А игрок, к которому обратились, подходит к дереву и срывает с него букву. Затем «путешественник» возвращается к царю: «Ходил я за горы высокие, ходил за моря глубокие. И набрел я на чудо-дерево, и принес тебе, царь, подарочек. Глаз своих не открывай, что за буква – отгадай!»
Царь берет букву в руки, ощупывает ее и называет.
Игроки могут загадать короткое слово. Тогда царь, ощупав буквы, пытается отгадать, какое слово они составили.
Очередность быть царем может определяться по жребию или считалкой.

Дорисуй букву

Водящий рисует часть буквы и спрашивает остальных, какую букву он задумал. Тот, кто догадается, дорисовывает букву. В эту игру можно играть на бумаге, на доске, на асфальте, на песке.

Буквенный след на спине

Играют вдвоем. Один игрок поворачивается спиной к другому, и тот пальцем «рисует» у него на спине буквенный знак, который нужно угадать. Если буква отгадана верно, игроки меняются ролями.
В эту же игру можно играть группой. Выбираются двое водящих. Один поворачивается спиной к остальным играющим. Другой вызывает «писца»: манит пальцем кого-нибудь из группы, кому он поручает нарисовать на спине первого водящего букву.

Заколдованные буквы

Детям раздаются карточки с зеркально написанными буквами. Узнать их можно, только глядя в зеркало. Игру можно усложнить, если на карточках зеркальными буквами будут написаны слова.

Расти, буковка!

Выбираются две команды по два-три человека. На полу раскатываются две длинные дорожки из обоев. На одной в левом нижнем углу нарисована очень маленькая буква, на другой – с левой стороны изображена очень большая такая же буква. По условному сигналу члены команды по очереди начинают рисовать такие же буквы. Одни должны «вырастить» свою букву к концу дорожки, другие – уменьшить. Выигрывает та команда, которая закончит работу за более короткое время и при этом нарисует красивые буквенные знаки.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru