Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №41/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

МЛАДШАЯ ШКОЛА

 

Интересно, кто первым придумал давать детям на лето списки книг для чтения? Чем они становятся для ребят: необходимыми компасами – помощниками развития или досадными будильниками, нарушающими летнюю безмятежность, напоминающими об ученическом статусе и его обязательствах? Интересно, есть ли дети, прочитавшие все по списку от начала до конца?
Давно уже стало общим местом ут-
верждение, что дети теперь читать не любят, что место книги в душевном мире ребенка прочно занято образами видео и компьютера. Многие всерьез обеспокоены этим, но может быть, важнее не бороться за книгу и ребенка, не противопоставлять жизнь книжную и бескнижную, а постепенно, незаметно напитывать ребенка книжной пищей? Не информацией, почерпнутой из книг, не переживаниями по поводу прочитанного, а особенным духом книжности, от которого рождается желание читать и читать. И здесь нельзя рассчитывать только на собственные силы ребенка, недавно одолевшего грамоту, нельзя рассчитывать на дотошность учителя, нельзя надеяться на успешные методики… Всякая мама знает, что бывает, если кормить ребенка насильно. И всякая мама скажет, как легко ребенок учится всему, что необязательно, неформально, что органично его детской сути. Эта вечная учительская проблема – суметь соединить неустойчивый ручеек детского спонтанного интереса ко всему на свете с руслом Большой Культуры.
Процесс научения чтению – трудоемкий, и стойкая нелюбовь к чтению возникает чаще всего именно в первые годы учения. Но через чтение, через слово ребенок входит в мир ценностей, вечных и временных, чтобы признать потом некоторые из них своими, главными в жизни. Оттого-то так важно уже в самом начале отрешиться от представлений о чтении как школьном предмете, уроке, направленном на приобретение суммы навыков, настроиться на чтение-путешествие, проникновение в суть смысла, встречу с той книгой, которая окажется любимой и откроет ребенку двери книжного и реального мира.

Книги по росту
Как важно найти их сразу, едва ребенок освоил грамоту

От личного опыта

Сейчас мои ученики уже закончили третий класс. Они учились читать разными способами – по букварю, по книжкам-малышкам, с помощью «шершавых букв», изобретенных Марией Монтессори. Чтение – это всегда встреча, и для меня было важно найти тот способ, который подошел бы конкретному ученику, чтобы встреча состоялась. А после освоения начальных навыков чтения важно было подобрать каждому книгу «по росту», именно ту, которую возможно было уже прочитать и хотелось бы. Учебная хрестоматия, даже самая замечательная, в этом деле плохой помощник. Нужна была не отдельная книжка, а целый книжный шкаф, чтобы создать особенное, личное пространство чтения.
Внеклассного чтения как такового у нас нет. Зато есть домашнее чтение. И это не простая перемена в названиях видов деятельности, а по сути разное дело. Домашнее – значит, прежде всего не отчужденное от личного опыта ребенка. Истоки домашнего чтения – в уроках первого класса, когда, едва справившись со слогами, мои ученики уже с энтузиазмом копались в книжном шкафу в углу класса, который нарочно был поставлен так, чтобы всегда быть на виду. В конце каждого урока чтения было десять минут на «копание в шкафу». Иногда я вытаскивала десяток книжек-малышек, произвольно выбранных или нарочно подобранных в зависимости от сегодняшнего состояния учеников. Они – кто за партой, кто прямо на полу, на коврике, кто на «читальном диванчике» – листали страницы, рассматривали картинки, делились впечатлениями. Многие на следующих уроках предпочитали брать книги, которые уже побывали в руках товарищей. На следующий год, во втором классе, по понедельникам в расписании появилась запись – «домашнее чтение». Каждый с моей помощью или сам выбирал из шкафа книжку, которую потихоньку прочитывал от начала до конца. Сначала по выходным, чтобы в понедельник рассказать содержание очередной главы, а там незаметно получилось так, что книги стали читать не к уроку, а просто так, стали приносить их из дому, обмениваться. Что, собственно, и требовалось. На исходе третьего года зачитали даже те, кто все-таки не любил.

По капле

Конечно, одного этого простенького приема с домашней книжкой маловато. Это не система, на которую можно опереться. Но в том-то, похоже, все и дело, что в выращивании потребности в чтении не может, наверное, быть жесткой, раз и навсегда подходящей системы. Это постепенное делание, как выращивание цветка, которому нужны, конечно, свет, вода, почва и кислород, но многое зависит и от его собственных ресурсов. Ведь никому не приходит в голову насильно его вытягивать вверх, чтобы рос быстрее…
Любовь к чтению – тайна. А тайное совершается незаметно, часто совершенно без нашего деятельного участия. Вот и все мои педагогические приемы – скорее маленькие капельки, чем направленный поток воздействия. А капля, как известно, камень точит. Книги у нас в классе встретишь повсюду, ими же завален и мой стол. Дети, подходя за проверенными тетрадями или с какими-нибудь вопросами, часто их берут, разглядывают, спрашивают. Вот еще одна капля – они видят, что для их учителя чтение не школьный предмет, а часть образа жизни.
Кроме того, чтение в нашем классе – это действо, которое собирает нас в единую общность. Мы читаем каждый день по утрам вслух какую-нибудь книжку с продолжением. И если по какой-то причине это чтение прерывается, дети с беспокойством обычно спрашивают, когда будем читать дальше. Это не то чтение, которое бывает, когда мы работаем с учебником, где есть вопросы и задания к тексту. Это чтение, направленное на внутреннее проживание, такое, которое всегда было в русской культуре, – чтение вслух за общим столом при мягком свете лампы. Кстати, и общий стол у нас тоже есть. Для чтения с продолжением обычно выбирается книга, которая больше всего соответствует сегодняшнему душевному устроению класса. В первом-втором классе это обычно были сказки, которые мы читали в утренних осенних сумерках с фонариком, что добавляло еще больше торжественной таинственности. Теперь подросшие дети смотрятся в книжных героев как в зеркало – сравнивают свои жизни, ищут похожие. В этом году на нашем столе – «Детство Темы», «Детство Никиты», «Пеппи Длинныйчулок». По всей видимости, скоро там окажутся русские летописи и «Приключения Робинзона Крузо».
Конечно, мы не отвергаем и практической, житейской пользы чтения чисто информационного свойства. Даже на определенном этапе жизни класса начинаем его культивировать, обучая работе со словарями и энциклопедиями. Девять лет – это как раз то время, когда навык чтения благополучно и безболезненно приобретен, а интерес к чтению не угас, и теперь можно пускаться в бесконечное плавание по информационному морю. Несколько уроков на знакомство с разными видами словарей, алфавитными и предметными указателями – и вперед. И опять здесь очень важно разрешить каждому искать свое. Причем не просто плавать в море слов, а собирать то, что нужно. Результатом таких плаваний становятся самодельные книжки с прошитым переплетом, в которые переписано самое интересное и важное из прочитанного. Чаще всего это книги о животных. Почему-то информационное чтение по преимуществу начинается именно с них.

Елена ЛИТВЯК


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru