МЛАДШАЯ ШКОЛА
Интересно, кто первым придумал давать
детям на лето списки книг для чтения? Чем они
становятся для ребят: необходимыми компасами –
помощниками развития или досадными
будильниками, нарушающими летнюю безмятежность,
напоминающими об ученическом статусе и его
обязательствах? Интересно, есть ли дети,
прочитавшие все по списку от начала до конца?
Давно уже стало общим местом ут-
верждение, что дети теперь читать не любят, что
место книги в душевном мире ребенка прочно
занято образами видео и компьютера. Многие
всерьез обеспокоены этим, но может быть, важнее
не бороться за книгу и ребенка, не
противопоставлять жизнь книжную и бескнижную, а
постепенно, незаметно напитывать ребенка
книжной пищей? Не информацией, почерпнутой из
книг, не переживаниями по поводу прочитанного, а
особенным духом книжности, от которого рождается
желание читать и читать. И здесь нельзя
рассчитывать только на собственные силы ребенка,
недавно одолевшего грамоту, нельзя рассчитывать
на дотошность учителя, нельзя надеяться на
успешные методики… Всякая мама знает, что
бывает, если кормить ребенка насильно. И всякая
мама скажет, как легко ребенок учится всему, что
необязательно, неформально, что органично его
детской сути. Эта вечная учительская проблема –
суметь соединить неустойчивый ручеек детского
спонтанного интереса ко всему на свете с руслом
Большой Культуры.
Процесс научения чтению – трудоемкий, и стойкая
нелюбовь к чтению возникает чаще всего именно в
первые годы учения. Но через чтение, через слово
ребенок входит в мир ценностей, вечных и
временных, чтобы признать потом некоторые из них
своими, главными в жизни. Оттого-то так важно уже
в самом начале отрешиться от представлений о
чтении как школьном предмете, уроке,
направленном на приобретение суммы навыков,
настроиться на чтение-путешествие,
проникновение в суть смысла, встречу с той
книгой, которая окажется любимой и откроет
ребенку двери книжного и реального мира.
Книги по росту
Как важно найти их сразу, едва ребенок
освоил грамоту
От личного опыта
Сейчас мои ученики уже закончили третий класс.
Они учились читать разными способами – по
букварю, по книжкам-малышкам, с помощью «шершавых
букв», изобретенных Марией Монтессори. Чтение –
это всегда встреча, и для меня было важно найти
тот способ, который подошел бы конкретному
ученику, чтобы встреча состоялась. А после
освоения начальных навыков чтения важно было
подобрать каждому книгу «по росту», именно ту,
которую возможно было уже прочитать и хотелось
бы. Учебная хрестоматия, даже самая
замечательная, в этом деле плохой помощник. Нужна
была не отдельная книжка, а целый книжный шкаф,
чтобы создать особенное, личное пространство
чтения.
Внеклассного чтения как такового у нас нет. Зато
есть домашнее чтение. И это не простая перемена в
названиях видов деятельности, а по сути разное
дело. Домашнее – значит, прежде всего не
отчужденное от личного опыта ребенка. Истоки
домашнего чтения – в уроках первого класса,
когда, едва справившись со слогами, мои ученики
уже с энтузиазмом копались в книжном шкафу в углу
класса, который нарочно был поставлен так, чтобы
всегда быть на виду. В конце каждого урока чтения
было десять минут на «копание в шкафу». Иногда я
вытаскивала десяток книжек-малышек, произвольно
выбранных или нарочно подобранных в зависимости
от сегодняшнего состояния учеников. Они – кто за
партой, кто прямо на полу, на коврике, кто на
«читальном диванчике» – листали страницы,
рассматривали картинки, делились впечатлениями.
Многие на следующих уроках предпочитали брать
книги, которые уже побывали в руках товарищей. На
следующий год, во втором классе, по понедельникам
в расписании появилась запись – «домашнее
чтение». Каждый с моей помощью или сам выбирал из
шкафа книжку, которую потихоньку прочитывал от
начала до конца. Сначала по выходным, чтобы в
понедельник рассказать содержание очередной
главы, а там незаметно получилось так, что книги
стали читать не к уроку, а просто так, стали
приносить их из дому, обмениваться. Что,
собственно, и требовалось. На исходе третьего
года зачитали даже те, кто все-таки не любил.
По капле
Конечно, одного этого простенького приема с
домашней книжкой маловато. Это не система, на
которую можно опереться. Но в том-то, похоже, все и
дело, что в выращивании потребности в чтении не
может, наверное, быть жесткой, раз и навсегда
подходящей системы. Это постепенное делание, как
выращивание цветка, которому нужны, конечно,
свет, вода, почва и кислород, но многое зависит и
от его собственных ресурсов. Ведь никому не
приходит в голову насильно его вытягивать вверх,
чтобы рос быстрее…
Любовь к чтению – тайна. А тайное совершается
незаметно, часто совершенно без нашего
деятельного участия. Вот и все мои
педагогические приемы – скорее маленькие
капельки, чем направленный поток воздействия. А
капля, как известно, камень точит. Книги у нас в
классе встретишь повсюду, ими же завален и мой
стол. Дети, подходя за проверенными тетрадями или
с какими-нибудь вопросами, часто их берут,
разглядывают, спрашивают. Вот еще одна капля –
они видят, что для их учителя чтение не школьный
предмет, а часть образа жизни.
Кроме того, чтение в нашем классе – это действо,
которое собирает нас в единую общность. Мы читаем
каждый день по утрам вслух какую-нибудь книжку с
продолжением. И если по какой-то причине это
чтение прерывается, дети с беспокойством обычно
спрашивают, когда будем читать дальше. Это не то
чтение, которое бывает, когда мы работаем с
учебником, где есть вопросы и задания к тексту.
Это чтение, направленное на внутреннее
проживание, такое, которое всегда было в русской
культуре, – чтение вслух за общим столом при
мягком свете лампы. Кстати, и общий стол у нас
тоже есть. Для чтения с продолжением обычно
выбирается книга, которая больше всего
соответствует сегодняшнему душевному устроению
класса. В первом-втором классе это обычно были
сказки, которые мы читали в утренних осенних
сумерках с фонариком, что добавляло еще больше
торжественной таинственности. Теперь подросшие
дети смотрятся в книжных героев как в зеркало –
сравнивают свои жизни, ищут похожие. В этом году
на нашем столе – «Детство Темы», «Детство
Никиты», «Пеппи Длинныйчулок». По всей видимости,
скоро там окажутся русские летописи и
«Приключения Робинзона Крузо».
Конечно, мы не отвергаем и практической,
житейской пользы чтения чисто информационного
свойства. Даже на определенном этапе жизни
класса начинаем его культивировать, обучая
работе со словарями и энциклопедиями. Девять лет
– это как раз то время, когда навык чтения
благополучно и безболезненно приобретен, а
интерес к чтению не угас, и теперь можно
пускаться в бесконечное плавание по
информационному морю. Несколько уроков на
знакомство с разными видами словарей,
алфавитными и предметными указателями – и
вперед. И опять здесь очень важно разрешить
каждому искать свое. Причем не просто плавать в
море слов, а собирать то, что нужно. Результатом
таких плаваний становятся самодельные книжки с
прошитым переплетом, в которые переписано самое
интересное и важное из прочитанного. Чаще всего
это книги о животных. Почему-то информационное
чтение по преимуществу начинается именно с них.
Елена ЛИТВЯК
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|