МЛАДШАЯ ШКОЛА
Интересно, кто первым придумал давать
детям на лето списки книг для чтения? Чем они
становятся для ребят: необходимыми компасами –
помощниками развития или досадными
будильниками, нарушающими летнюю безмятежность,
напоминающими об ученическом статусе и его
обязательствах? Интересно, есть ли дети,
прочитавшие все по списку от начала до конца?
Давно уже стало общим местом ут-
верждение, что дети теперь читать не любят, что
место книги в душевном мире ребенка прочно
занято образами видео и компьютера. Многие
всерьез обеспокоены этим, но может быть, важнее
не бороться за книгу и ребенка, не
противопоставлять жизнь книжную и бескнижную, а
постепенно, незаметно напитывать ребенка
книжной пищей? Не информацией, почерпнутой из
книг, не переживаниями по поводу прочитанного, а
особенным духом книжности, от которого рождается
желание читать и читать. И здесь нельзя
рассчитывать только на собственные силы ребенка,
недавно одолевшего грамоту, нельзя рассчитывать
на дотошность учителя, нельзя надеяться на
успешные методики… Всякая мама знает, что
бывает, если кормить ребенка насильно. И всякая
мама скажет, как легко ребенок учится всему, что
необязательно, неформально, что органично его
детской сути. Эта вечная учительская проблема –
суметь соединить неустойчивый ручеек детского
спонтанного интереса ко всему на свете с руслом
Большой Культуры.
Процесс научения чтению – трудоемкий, и стойкая
нелюбовь к чтению возникает чаще всего именно в
первые годы учения. Но через чтение, через слово
ребенок входит в мир ценностей, вечных и
временных, чтобы признать потом некоторые из них
своими, главными в жизни. Оттого-то так важно уже
в самом начале отрешиться от представлений о
чтении как школьном предмете, уроке,
направленном на приобретение суммы навыков,
настроиться на чтение-путешествие,
проникновение в суть смысла, встречу с той
книгой, которая окажется любимой и откроет
ребенку двери книжного и реального мира.
Игра, переживание, понимание...
Три кита литературы в начальной школе
Читать, писать, считать – слово «читать»
стоит первым в этой триаде. Это бесспорная
ценность образования, то, что всегда было
предметом гордости школы и особого внимания со
стороны родителей. Как мы радуемся, когда ребенок
начинает узнавать буквы! Гордимся, что смогли
научить читать до школы. Беспокоимся по поводу
результатов проверки техники чтения – не
медленно ли читает? Берем с собой в отпуск книги
по списку на лето. Понятно, что навык чтения –
основа успеха по всем предметам. Но дело даже не в
прикладном значении чтения. Если ребенок читает,
значит, будет хорошо учиться, слушаться
родителей, станет «приличным человеком». Все у
него в жизни будет хорошо. Если не читает? Почти
мистический страх при мысли об этом.
Поэтому настойчиво спрашивает учитель, поэтому
настаивают родители: «Тридцать страниц в день –
твоя норма». Так надо, но так неинтересно, а ведь
именно интерес – двигатель детской жизни. И
здесь вопрос не в том, чтобы позабавить ученика
или облегчить процесс учебы. В интересе скрыт сам
корень учения – что будет, если?..
Вот почему на уроках литературы в начальной
школе мы играем в литературу. В прямом смысле –
как играют артисты на сцене. Играем в
литературные тексты.
Раз в неделю, по пятницам, когда накопилась
усталость и хочется сделать выдох, дети делают
маленький спектакль. Они показывают то, что
прочитали на уроках чтения. Дети готовы играть во
все что угодно. С простейшими декорациями и без,
после небольшой репетиции или с налета. Но
обязательно, чтобы были зрители – человек десять
хотя бы.
Уговаривать никого не надо. Не было случая, чтобы
кто-то капризничал и боялся выйти на сцену. Дело
настолько простое и ясное – как игра в салки. Кто
же боится играть в салки? Чистая радость! Радость
от того, что смог, что «мне хлопали». После
спектакля – прогулка на свежем воздухе, потому
что даже небольшой спектакль – сильный
эмоциональный взрыв для ребенка. Но именно этого
школе обычно и не хватает – взрыва эмоций. И это
чувство радости–удовольствия от общения с
книгой почти на физиологическом уровне –
закрепляется в сознании ребенка. Дать
возможность ребенку наиграться вдоволь –
по-моему, другой задачи у начальной школы нет.
Но если чистой радости мало, если нас беспокоят
более серьезные вещи – развитие мышления,
понимание литературы, умение анализировать
текст, – что ж, давайте говорить не о
физиологическом удовольствии, а о мышлении и
понимании.
Что это такое – понимать литературный текст?
Чего мы ждем от встречи ребенка с текстом?
Сначала возникает впечатление. Как печать в
сознании человека – мгновенно и надолго. Или
волнение? Текст вызывает волну, приводит душу в
состояние беспокойства. Или переживание?
Читатель переживает за героев – живет их жизнью.
Впечатление, волнение, переживание – можно
сказать, восприятие сердцем. Конечно, это не
научный термин. Но должна ли педагогика говорить
только на языке науки? Смысл слова «сердце»
понятен каждому.
Видеть сердцем – это принимать нечто целиком, не
расчленяя, не разбирая. Не как препарат под
микроскопом, а с чувством, неравнодушно. Не
изучать, а жить, чувствовать, любить. Достаточно
ли сердца? Конечно, нет, мы же взрослые люди! Но мы
не знаем возможности и глубины такого
восприятия. Не знаем достоверно, что чувствует
ребенок, просто переживающий литературный текст.
Он ничего не говорит? А вдруг это-то как раз и
хорошо? Красивые слова убивают чувство.
Конечно, речь не о том, чтобы сыграть на сцене всю
программу начальной школы по чтению.
Литературный театр – лишь способ вдохнуть жизнь
в школьную литературу. Можно читать любимую
книгу, можно написать о ней в школьном журнале,
чтобы прочли другие, можно вообще читать вслух…
Можно все что угодно, лишь бы чтение было не
заданием, а частью естественной деятельности
ученика.
И речь не о том, чтобы в начальной школе вообще
отказаться от анализа текста. Анализ
литературной формы возникает при таком подходе
сам по себе, от детского удивления. Это написано
смешно. А здесь почти слезу утираешь. Как удалось
писателю рассмешить меня, незнакомого ему
человека? Почему какие-то тексты оставляют нас
равнодушными, а какие-то нет? В чем секрет? С этих
вопросов начинается литературоведение. Конечно,
мы не произносим с детьми этого слова и не
пользуемся многими другими строгими терминами –
мы просто наблюдаем за текстом и пытаемся понять
загадку его воздействия на нас. Как будто
заглядываем через приоткрытую дверь в
мастерскую писателя: что он делает там, какие
инструменты лежат на верстаке? Зачем нам это
знать? Чтобы освоить приемы и использовать их –
писать самим! Сказки, рассказы, пьесы… И ставить
их в школьном театре!
Рустам КУРБАТОВ, директор лицея
“Ковчег – XXI”
Красногорск-2, Московская область
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|