УЧЕБНИКИ N 85
Кто такие славянофилы
Митрошенков А.О., Митрошенков О.А.
Философия славянофилов в современной российской
историографии.
М.: Весь мир, 2005
Книга историков русской философии Олега
и Александра Митрошенковых посвящена
современной российской историографии
славянофильства. Понимание особенностей этого
идейного течения необходимо для изучения как
отечественной истории, так и истории русской
литературы и общественной мысли. Авторы
полагают, что в сегодняшней российской научной
литературе «отчетливо наблюдается крен в
сторону «концептуализма», построения разного
рода концепций и «моделей», часто не
подтвержденных эмпирическим материалом из
истории русской философии». В книге сделана
попытка понять логику славянофильства с опорой
не на какие-либо теоретические конструкции, а
прежде всего на труды самих славянофилов. Авторы
сожалеют, что «до сих пор в нашей философской
литературе не предпринято опыта специального,
систематического и достаточно полного
исследования той области исторического знания,
которое обращено собственно к анализу философии
славянофильства». Данная работа во многом
заполняет этот существенный пробел.
Славянофильство рассматривается в контексте
ключевых дискуссий, разгорающихся вокруг этой
идеологии. По мнению авторов, «сегодня, в
условиях глобализации, находящейся в процессе
трансформации, Запад не может быть по-прежнему,
как и в первой половине XIX века, универсальным
образцом развития». Вследствие этого
усиливается интерес к опыту славянофильства.
Митрошенковы убеждены, что «западный вектор
развития сегодня – это лишь усвоение отдельных
нужных России элементов западной экономики,
политики, образования, управления и т.д.
Славянофилы против этого вовсе не протестовали,
о чем свидетельствуют многие их высказывания. И
сегодня усвоение опыта более развитого Запада
представляется совершенно необходимым. Однако
все остальное и самое главное страна должна
проделать самостоятельно. За века
послепетровской вестернизации Россия в
значительной мере продвинулась в этом
направлении, но еще нуждается в усвоении ряда
западных достижений. И все равно при этом она не
станет Западом».
В то же время авторы, разумеется, не предлагают
механического перенесения идей славянофилов в
современную российскую действительность.
Славянофилы верили, что чувство – это основа
исторического исследования, ибо в чувствах
проявляются божественные законы. Авторы, как
кажется, в чем-то солидаризуются с историософией
славянофилов, когда пишут: «Ценности,
утверждаемые историей, присущи всем
историческим периодам, могут быть усвоены через
познание человеческой души, свойствами которой
эти ценности изначально являются. Историк в этом
случае постигает истину прошлого интуитивно,
через призму собственной души. Эти и другие
характеристики историософии славянофилов
(такие, как этническая психология, эстетическое
постижение истории, сенсуалистический анализ и
синтез) дополняют и взаимообусловливают друг
друга и наполняют абстрактное постулирование
истории и социальной модели конкретным
содержанием исторической жизни».
Беда, однако, в том, что история, как и все
гуманитарные науки, состоит почти сплошь из
одних постулатов. В зависимости от того, что
именно мы постулируем, создается совершенно
различная картина исторических событий.
Славянофильство, как и любая другая теория,
разумеется, может быть использовано в качестве
основы для системы постулатов. При этом одни
особенности и явления могут быть объяснены очень
хорошо, другие не объяснены вовсе, а третьи могут
быть объяснены даже очевидно неверно, что может
быть доказано при использовании иных методов и
дополнительных данных. Что ж, такова участь любой
исторической теории, и в этом отношении
славянофильство не лучше и не хуже других.
Общий же вывод работы сводится к тому, что
славянофильство надо определять как идейное
течение, выражавшее «умонастроения и
интеллектуальные поиски мыслящей части русского
общества первой половины XIX века», течение,
ставшее «ответом на вызовы времени и
смысложизненные для страны вопросы,
неотъемлемой частью и одной из сторон целостного
процесса национального самосознания и
самоидентификации». При этом славянофильство не
является ни политической партией, ни целостной
философской системой, поскольку «даже
социальный идеал и пути его достижения не были
одинаковыми у ведущих славянофилов». Вместе с
тем «центральное место в системе взглядов
славянофилов занимают историософские и
социально-философские идеи», которые,
оформившись в полемике с западниками, содержат
ряд характерных ключевых концептов и понятий –
русская идея соборности, общество, община, вера,
церковь, православие, народность, земля и другие,
придающие им специфику и неповторимое
своеобразие. Большинство из этих понятий
существовало до славянофилов, но лишь у них
оказались сплавлены в органическую целостность,
«вставлены» каждое на свое место в рамках
оригинальной и весьма целостной философии». С
этим выводом нельзя не согласиться.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|