УЧЕБНИКИ N 85
Загадки мифов Индии
Гусева Н.Р.
Индуизм и мифы древней Индии.
М.: Вече, 2005
Книга известного индолога Натальи
Гусевой будет полезна как на уроках всеобщей
истории, так и на занятиях по курсу мировой
художественной культуры. Об индийской
цивилизации и культуре в школьных учебниках
говорится явно недостаточно, и школьники обычно
хуже знают ее, чем даже культуру соседнего Китая,
не говоря уж о культурах народов Европы. Книга
Гусевой помогает развеять многие связанные с
Индией и индуизмом мифы и предрассудки. Как
поясняет автор, «индуизм – это пышно цветущее
язычество, исторически сложившееся и
существующее в русле социально-правовых,
поведенческих, этических, ритуальных и
жизненно-бытовых норм и регуляций». В то же время
он «не может быть назван только религией в
западном понимании этого определения… Индусом
нельзя стать, в индуизм нельзя обратиться,
индусом можно только родиться, а вслед за этим
немедленно подпасть под воздействие чувств,
мыслей, веропредставлений окружающих людей». По
этой глобальной причине «все попытки тех жителей
западных стран, которые в соответствии с
распространившейся модой объявляют себя
индусами (кришнаитами, шиваитами, тантристами и
т.д.), могут быть оценены только как попытки
выглядеть индусами».
В книге также подчеркивается, что индуистская
мифология является до сих пор лишенной
сколько-нибудь системной классификации из-за
чрезвычайного обилия мифов, легенд и преданий с
многочисленными причудливыми сюжетами. А вот что
сообщает Гусева по поводу древнейшего
индийского эпоса «Махабхараты»: «В нее впиталось
неимоверное количество тех религиозных,
сказочных и легендарных мотивов и сюжетов,
которые порождались всей массой индийского
населения в условиях зарождения и развития его
многорелигиозности, многосословности,
многоэтничности и многокастовости… Эта поэма,
подобно снежному кому, катилась сквозь века и
тысячелетия, непрерывно обрастая все новыми и
новыми слоями, да она не окончена и к нашему
времени, и то, что происходило недавно, как
происходит и сейчас в жизни народа, находит свое
отражение в новых эпизодах, которые в народной
молве постоянно выдаются за эпизоды
“Махабхараты”».
В книге подробно описывается религиозная
система индуизма. Автор полагает, что «древний
(добуддийский) этап развития индуизма неотделим
от всех его последующих этапов, поэтому
неправильно присваивать ему отдельное название
– брахманизм, как это долго было принято в науке.
Процесс возникновения, расцвета и отмирания
буддизма в Индии протекал параллельно процессу
развития индуизма. Община буддистов не боролась
с индуизмом, а лишь существовала в Индии как одна
из многих общин, и философское учение буддизма не
внесло решающих изменений в процесс
формирования индуизма, а лишь повлияло на
некоторые стороны его ритуальной практики». В то
же время Гусева признает, что «в современных
условиях все более заметным становится отход
индусов от приверженности к тщательному
выполнению ритуальных предписаний. Новые
общественные отношения подрывают освященные
индуизмом кастовые ограничения и способствуют
тому, что религиозное и кастовое самосознание
становится классовым» (точнее, я думаю, будет
сказать – социальным). Основной же принцип
индуизма: «Жизнь вечна, как вечна Вселенная и
вечна мудрость».
В книге также рассказывается о зарождении
индийского этноса, происхождении и развитии
индуизма, о пантеоне его богов. Говорится и об
индуистских обрядах, в том числе о кровавых
жертвоприношениях, связанных в прошлом с
ведическими культовыми обрядами. Отдельные
главы посвящены касте жрецов и отшельников,
индуистским храмам, культовой и обрядовой
практике, основным индуистским праздникам, а
также, как это ни удивительно, влиянию индуизма
на тип деревень в Индии. Последнее проявилось в
том, что поселки разделены по кастам, а связи
между поселками разных каст в одной деревне были
ограничены, что отразилось в планировке. Как
подчеркивается в книге, «в разных типах
планировки индийских деревень отражается и
определенная изолированность наиболее древних
групп автохтонного населения, в силу чего даже в
современных условиях можно иногда наблюдать, как
такие группы во многом продолжают сохранять
древнейшие особенности в своей социальной
структуре и в комплексах ритуальных, бытовых и
поведенческих норм». В качестве приложения в
книге даны примеры общности сакральной и
магической лексики ариев и славян, очевидно,
восходящей к единой индоевропейской
праобщности.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|