ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
МЕРИДИАН
Кругосветные новости
Жалобные книги детства
К Дню защиты детей ЮНЕСКО опубликовало
две чудесные книги.
Первая – очередной отчет о ходе борьбы за
элементарное право ребенка не быть битым. Эту
борьбу международная организация ведет уже 25
лет, а существенных изменений не видит. Более чем
в 60 странах детей постоянно наказывают ремнем и
палками. А законы, защищающие малолетних от
побоев взрослых, чаще всего не работают.
Вся надежда – на повышение сознательности
родителей и педагогов. Поэтому в отчете подробно
изложены успешные, по мнению экспертов, опыты
убеждения взрослых в неэффективности жестоких
методов воспитания. В частности, попытки
наладить диалог в группах для детей и их
родителей, помочь выработать взаимно приемлемые
формы поведения; обучение взрослых
конструктивным моделям выражения недовольства;
создание определенной общественной атмосферы,
которая не одобряла бы физического наказания
ребенка. Даже обращение к национальным традициям
порой оказывается полезным.
Вторая книга, выпущенная ЮНЕСКО, – сборник
размышлений о сегодняшней жизни, мыслях и мечтах
о будущем бездомных египетских детей. Несколько
раньше уже вышли две аналогичные книги о Мали и
Гондурасе. Наивные детские мечты о семье, доме,
искренние рассказы о том, во что играют, как
зарабатывают на пропитание, на что надеются
маленькие бродяги. Собиратели и составители этих
книг считают, что побуждают детей задуматься о
себе, выстроить какие-то планы на будущее. А
взрослым помогают увидеть мир глазами этих
ребят. Возможно, такие книги всколыхнут общество,
заставят что-то предпринять.
Молодежь покидает школу
За последние годы в Великобритании
существенно уменьшилось количество подростков,
продолжающих посещать школу после 15 лет,
официального срока окончания обязательного
образования. Если в 1994 году более 90% 16-летних
молодых людей обучались в школе, на сегодняшний
день таких около 86%. Многочисленные проекты
возвращения юношества за парту, в том числе
материальная поддержка в виде грантов и
стипендий, пока не имеют успеха. Единственный
способ, доказавший свою эффективность, это так
называемое продуктивное обучение,
предполагающее сочетание общего образования и
производственной деятельности. Только в этой
системе количество учеников не убывает. Поэтому
все больше британских школ стараются
предоставить старшеклассникам возможность
работать и учиться одновременно, соединять
теорию и практику.
К сожалению, в России продуктивное обучение пока
приживается плохо. Вечерних школ – упрощенного
аналога продуктивного обучения – мало, и они
совершенно непопулярны.
Дорого, но зря?
Если у ребенка проблемы в школе, если его
надо подготовить к экзаменам, что делают хорошие
родители? Конечно, ищут частного репетитора. И в
России, и в Англии.
Англичане решили узнать достоверно, насколько
помогают детям частные преподаватели, к услугам
которых прибегают 27% британских семей, причем,
как правило, это родители с высшим образованием.
Среди эмигрантов репетиторство популярно еще
больше. Почти половина выходцев из Индии (45%),
треть китайских и африканских родителей не
жалеют денег на дополнительные занятия для
детей. В основном это уроки математики.
Однако существенной разницы в экзаменационных
оценках у тех, кто посещает дополнительные
занятия, и у тех, кто обходится без них, не
обнаружено. Особенно у девочек. Для мальчиков,
по-видимому, индивидуальный подход более значим.
Отвечая на вопросы анкеты, сами ребята уверяли,
что благодаря репетитору сильно продвинулись в
предмете. Они отмечали, насколько увереннее себя
чувствуют, когда получают исчерпывающие
объяснения от педагога, могут задать любые
вопросы, попросить повторить материал,
немедленно проверить выполненную работу и
узнать, чего они достигли. Из школы они часто
уходят без понимания пройденного, без информации
о достигнутом результате. А дополнительные
занятия помогают им поверить в себя.
Исследователи считают, что репетиторство –
неплохой способ поддержать ребенка в трудный
период, если у семьи есть такая возможность.
Однако, поскольку это теневая система, очень
трудно найти квалифицированного педагога,
действительно умеющего работать с
индивидуальными проблемами учеников.
Скандал на экзаменах
В школах идут выпускные экзамены и
разгораются скандалы. Например, в Венгрии в
Интернете и некоторых газетах появились
засекреченные темы экзаменационных работ по
литературе за день до начала экзамена.
Министерство образования страны расценило это
как издевательство над тысячами школьников,
честно трудившихся на протяжении многих лет. Но
ничего в содержании экзамена менять не стали. По
заверениям министра образования, большинство
учеников не захотели или не смогли ознакомиться
с опубликованными материалами, а значит, утечка
информации практически не скажется на оценках.
Словом, очередная объективная система дала сбой.
Школьные псы
В некоторых британских школах в штатном
расписании на следующий год появилась новая
должность – собака-ищейка. Псы обучены находить
наркотики даже в незначительном количестве. Они
помогают выявить учеников, принявших
наркотическое средство, а также
распространителей зелья, которых становится все
больше. Опросы общественного мнения
свидетельствуют: 82% учеников, 98% родителей и 92%
педагогов поддерживают идею.
Во-первых, собаки работают очень точно и
безошибочно. Они способны обнаружить
потенциальную опасность в самом начале
(подросток просто подержал наркотик в руках),
когда взрослые еще не замечают никаких признаков
беды. А значит, ребенок получит помощь
своевременно, пока еще можно что-то изменить.
Во-вторых, собаки не вызывают такой агрессии, как
полицейские. К тому же с ними невозможно спорить,
обвинять их в предвзятости и недоброжелательных
придирках.
Шварценеггер спасает детей
Губернатор Сакраменто, кинозвезда
Арнольд Шварценеггер, на днях внес личный вклад в
развитие образования в Америке. Он пообещал
лично платить премии тем учителям, которые
согласятся работать в самых неблагополучных
школах. А также увеличить зарплату тем педагогам,
чьи ученики покажут более высокие результаты на
тестировании.
Как ни странно, губернаторская инициатива не
вызвала бурной радости у преподавателей.
Особенно недовольны руководители профсоюза. Они
считают, что премии не решат проблемы
неблагополучных школ, поскольку те нуждаются в
комплексной помощи, а не только в деньгах.
Доплаты же тем, чьи ученики получили высокие
оценки, поставят в неравное положение как раз тех
педагогов, которые работают с не самыми
успешными детьми.
Шварценеггер расстроился и обещал подумать.
Оказалось, что помочь школе в реальности гораздо
тяжелее, чем спасти мир на экране.
Сокровища достанутся всем
Европейская комиссия объявила, что,
желая сохранить для человечества и сделать
общедоступными сокровища европейской культуры
(письменные и аудиовизуальные произведения), она
собирается перевести в электронный формат и
разместить в Интернете лучшие книги, фонограммы
и фильмы всех времен. Компьютеры, Интернет стали
частью нашей повседневной жизни, а значит,
шедевры искусства, человеческой мысли станут
ближе обычным людям.
Конечно, есть множество вопросов, касающихся
отбора произведений, технических сложностей,
авторских прав. Но уже сейчас благодаря проекту
последних четырех лет “Европейская библиотека”
посетители сети получили доступ к 90 крупнейшим
книжным коллекциям. Этот проект продолжит свою
работу. На создание электронного архива
телевизионных записей отпущено 9 миллионов евро,
на фильмотеку – более миллиарда евро.
Собрать в общих чертах такой грандиозный архив
планируется до 2013 года. Конечно, он будет
постоянно пополняться. Гении еще пока рождаются,
слава Богу.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|