ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
МЕРИДИАН
Магическое заклинание современной
педагогики
Европейские школы, как и российские,
сначала включили в программы “ключевые
компетенции”, а потом решили выяснить, что это
такое
“Программа пройдена”. Мы обдумываем,
насколько хорошо дети выучили правила или
формулы, над чем придется поработать в следующем
году. Однако в последнее время все больше
педагогов уделяют внимание тому, насколько
ученики овладели некими универсальными,
надпредметными умениями: тем, что сегодня
называют компетенциями. Более того, умное слово
записано в государственных образовательных
программах почти всех европейских стран.
Размышляя о сближении национальных систем
образования, о создании единого европейского
пространства, Европейский союз решил наконец
прояснить термин “ключевые компетенции”,
который встречается сегодня в каждом
международном документе по вопросам
образования. Какой смысл вкладывают в это
словосочетание учителя, к каким изменениям в
системе приводит смена цели: вместо знаний –
компетенции, да еще «ключевые»? То есть такие,
которые дают человеку не сумму готового знания, а
некие «ключи» к получению образования и успешной
реализации в жизни.
Все страны – члены Евросоюза, а также
Эстония, сообщившая о своей заинтересованности и
непременном желании участвовать в исследовании,
ответили на вопросы анкеты, касающейся
определения содержания ключевых компетенций и
включения их в обязательные программы всех
европейских школ.
Прежде всего оказалось, что ключевые компетенции
не всегда связаны с освоением учебного
предметного содержанием. В частности, три страны
(Бельгия, Португалия и Великобритания) записали в
свои программы такие компетенции, как
коммуникация, сотрудничество (включая умение
организовать групповую работу) и решение
проблем. Финляндия уделяет особое внимание
умению учиться.
Но большинство стран важнейшими компетенциями
считают владение родным языком и основами
математики. О развитии социальных умений,
личностных способностей речь не идет.
Совершенствование компетенций во всех
европейских странах происходит примерно на
одних и тех же предметах: родном языке,
математике, иностранном языке, физической
культуре, искусстве, естественных и социальных
науках.
Естественно, везде дети осваивают компьютерную
грамотность, но это считается межпредметным
умением и входит как составная часть в курс
других предметов.
Педагогические цели, методы очень разнообразны
и, похоже, не очень связаны с появлением идеи
компетентности. Каждый учитель сам выбирает, как
и зачем делать то, что ему предписано программой.
Единственное, что заметно повсюду, – это все
большее распространение интерактивных,
творческих форм преподавания, развивающих
критическое мышление и взаимодействие между
участниками образовательного процесса. Ребенок
теперь все чаще участвует в процессе
собственного образования как его полноценный
субъект.
Однако все новаторские идеи забываются… в
момент завершения учебы. Почти повсюду экзамены
по-прежнему проверяют сумму знаний, которую
ребенок смог получить в школе. Правда, в
Великобритании подросток, получая аттестат за
среднюю школу (аналогичную нашей девятилетке),
должен продемонстрировать не только знания, но и
некие компетенции. Но сдать выпускной тест
(аналог нашему ЕГЭ) компетенции ему не помогут.
Приходится зубрить…
В большинстве стран право проверять
экзаменационные тесты доверяют той школе, где
ребенок учился. Там считают, что оценивать нужно
не некий абсолютный уровень информированности, а
прогресс, достигнутый учеником. И кто же лучше
учителя знает, какой путь прошел конкретный
выпускник? Централизованная система проверки
экзамена сохраняется только в трех странах:
Германии, Великобритании и Франции.
По материалам доклада ЮНИСЕФ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|