Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №40/2005

Первая тетрадь. Политика образования


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ХЛОПОТЫ 

Светлана КИРИЛЛОВА

ЕГЭ: отличников все больше

Потому что год от года нужно набрать все меньше тестовых баллов, чтобы получить пятерку

Подведены итоги ЕГЭ по иностранным языкам, химии, обществознанию, географии, биологии, литературе.
В Интернете вывешены официальные письма Рособрнадзора, посвященные переводу полученных при тестировании баллов в школьные отметки.
Судя по этому документу, результаты ЕГЭ 2005 года получились замечательные: они либо полностью совпадают с теми, что были на ЕГЭ 2004 года, либо оказываются выше.

В ЕГЭ 2005 года приняла участие почти вся страна, хотя в некоторых областях (например, во Владимирской) в экзамене участвовали школы только одного района.
Под занавес эксперимента в нем решили поучаствовать даже Екатеринбург и Саратов, где никогда не питали симпатии к ЕГЭ и выпускников к нему не готовили.
Итог включения в эксперимент столь разных, в том числе слабо подготовленных, регионов очевиден: результаты ЕГЭ неизбежно должны поползти вниз.
Двоечников должно стать больше, отличников – меньше.
Но этого не произошло.
Так было бы, если бы мы действительно имели дело с научным исследованием на основе математической статистики.
А мы имеем дело с ЕГЭ.
И потому результаты не могут быть ниже, чем в прошлом году. Выше – пожалуйста. Что на самом деле – чиновников не волнует. Им главное – позитивный, жизнеутверждающий результат.
Простой пример.
Стать отличником на ЕГЭ с каждым годом легче.
В 2003 году граница оценки «пять» по биологии приходилась на 70 тестовых баллов, в 2004 году – на 66 баллов, в 2005 году результат такой же, но его еще могут пересчитать. В 2004 году на ЕГЭ по обществознанию четверкой оценивался интервал тестовых баллов в 49–60, пятеркой – в 61 и более баллов. В 2005 году граница сместилась вниз: четверка на ЕГЭ по обществознанию ставится за 45 баллов, пятерка – за 59.
«Сползание» идет при пересчете баллов ЕГЭ медленно, но верно, начиная с 2002 года. Возникает удивительная ситуация: с научной точки зрения средний балл ЕГЭ по всем предметам должен равняться 50. Ведь исходя из этого формируются тестовые задания.
Разумеется, на ЕГЭ можно получить оценку «пять», набрав даже 59 баллов.
Но только в одном случае: если большая часть участников ЕГЭ сдала экзамен на двойки и тройки.
Спросите: где эти двойки и тройки? Их нет. Вот уже несколько лет граница двойки, полученной на ЕГЭ, стабильна: 0–30 баллов. Ее выставляют 5–10 процентам участников экзамена. Само по себе это гуманное решение: ведь выпускникам надо получать аттестаты.
Не секрет, что единым госэкзаменом давно уже манипулируют как в Москве, так и на местах.
Но если в прошлом году к неожиданным повышениям баллов на ЕГЭ руководители образования относились с некоторым беспокойством (а вдруг на следующий ЕГЭ нагрянет проверка из Москвы), то теперь они уверены: в столице все разрулят. Ведь разоблачили же в прошлом году инспектора Центра тестирования нарушения при проведении ЕГЭ в одной из республик. И что? Никто даже не был наказан.
А в Москве давно уже научились превращать низкие баллы в высокие отметки.


Как выставляются отметки на ЕГЭ?

По завершении ЕГЭ все полученные результаты собираются в Центре тестирования. Специальная комиссия по установлению шкалы перевода баллов в отметки, которую возглавляет руководитель Рособрнадзора Виктор Болотов, анализирует количественное соотношение участников экзамена и решенных ими заданий. Поначалу эксперты, составлявшие КИМы, выдвигают свои предложения: за сколько решенных заданий следует ставить двойку и пятерку. Как правило, предложения экспертов министерской комиссией отвергаются. Если бы они хоть раз были приняты, в 2003 и 2004 годах до 80% участников ЕГЭ по математике в некоторых регионах получили бы двойки. А двоечникам не выдают аттестат.
Обычно комиссия следует принципу: не провоцировать в регионах социальной напряженности. Среди участников ЕГЭ по тому или иному предмету не должно быть более 5–10 процентов двоечников. Исходя из этого, комиссия каждый год решает, за какое количество решенных заданий следует ставить двойку. Количество отличников, в свою очередь, не должно превышать 10–15%. Вся оставшаяся часть шкалы делится пополам – между троечниками и четверочниками.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru