Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №39/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КИНОПРОБЫ

Обрести собственного сына
В фокусе Каннского фестиваля оказалась тема семьи и отцовства

58-й по счету Каннский кинофестиваль, крупнейший в мире, решил воздать должное своим собственным традициям, истории и открытиям. В программе фестиваля главенствующее место заняли многократные участники и призеры и даже обладатели «Золотой пальмовой ветви».
Географические доминанты, обозначенные Канном в этом году, выбраны отнюдь не случайно. Это точки мира, где сосредоточены большие средства для производства фильмов, где кино бурно развивается. Прежде всего это, конечно, США. Но фестиваль этого года перекрыл все рекорды: семь из двадцати одного конкурсного фильма были американскими. Такое, пожалуй, в истории фестиваля случилось впервые. К тому же это американское присутствие усилили две шумные премьеры – «Место состязания» Вуди Аллена, которым и открылся фестиваль, и «Звездные войны. Эпизод III» Джоржа Лукаса. Знаменитый лайнер «Queen Mary 2» бросил на несколько часов якорь в заливе, чтобы на его борту состоялось награждение режиссера «Трофеем фестиваля».
Среди американских картин выделялись фильм Джима Джармуша «Сорванные цветы» и «Тройные похороны Мелькиадеса Эстрады», режиссерский дебют актера Томми Ли Джонса. Но почти все остальные картины, за исключением экранизации комикса «Грешный город», выполненной Роберто Родригесом в соавторстве с Фрэнком Мюллером с Брюсом Уиллисом в главной роли и встреченной недоуменными вопросами: «Какое отношение эти экзерсисы имеют к конкурсу?», оказались слишком вялыми и, уж во всяком случае, недостаточно сильными. Это и «Последние дни» Гас ван Сента о последних днях жизни поп-музыканта перед самоубийством, и «Не наносите удара» Вима Вендерса, и «История жестокости» канадца Дэвида Кроненберга с новой для его стиля психологической драмой о раздвоенной жизни, в которой скрытая жестокость неизбежно вырывается наружу, и, наконец, Ларс фон Трир со своим продолжением «Догвилля» – «Мандерлей» (действие его происходит в южном американском штате, где накануне Второй мировой войны все еще не изжиты черты рабства).
Вялость, припорошенная техникой, а порой мастерством, незаметный, но опасный враг творчества, отличала почти всю конкурсную программу. И в числе награжденных оказались только фильмы, избежавшие этой эпидемии. Мне думается, именно этим принципом руководствовалось жюри в своих решениях.
Канн превзошел себя и количеством фильмов из Японии, Китая и Южной Кореи. Но только один из них – «Шанхайские мечты», китайский фильм Ванг Сяошуая о 60-х годах, получил приз жюри.
И наконец, еще один заметный ареал – французские фильмы, франкофонное кино, а также ленты различных стран с французским участием. Это неизбежный отклик фестиваля на активность французов в копродукции фильмов. Различные программы помощи кинематографиям, разработанные и осуществленные Национальным центром кинематографии, позволили французам оказаться в титрах многих, порой неожиданных фильмов и распространить свое влияние на весь мир, включая Соединенные Штаты.
И в подтверждение этой силы и влияния «Золотая пальмовая ветвь», вторая после «Розетты» в 1999 году, досталась бельгийцам, братьям Жану-Пьеру и Люку Дарденнам. Шесть лет назад это был оглушительный и неожиданный успех, сейчас награда показалась справедливой и почти неизбежной. Это фильм с двумя героями, жизнь которых, довольно печальная и бессмысленная, меняется с появлением малыша. Жереми Ренье, открытие братьев Дарденнов, блестяще воплощает легкомысленного воришку. Для него молчаливый сверток на руках у его подружки всего лишь очередной повод совершить сделку. Он не злой и не глупый, он покупает коляску, регистрирует ребенка, но потом внезапно, без какого-либо повода, под влиянием какой-то привычки, во время прогулки с ребенком продает его. Потом, чтобы выкупить дитя, крадет деньги и оказывается в тюрьме. Падение до нижайшей точки становится для него началом новой жизни, в ней появляется цель и просыпается совесть и надежда.
Главный приз жюри, вторую по значению награду, получил Джим Джармуш за фильм «Сорванные цветы». Джармуш – открытие и «дитя» Канна. Его фильмы показывают в переполненных залах, они выделяются непредсказуемостью и независимостью. Шесть лет назад «Призрак собаки: путь самурая» имел большой успех, но остался без награды. И даже сейчас многие считали, что вряд ли Джармуш что-нибудь получит: его пронизанный иронией фильм кажется слишком тонким для того, чтобы решиться его наградить. Герой ленты Дон Джонстон (актер Билл Мюррей), ничем не примечательный донжуан, флегматичный и ленивый, отправляется искать 19-летнего сына, о чьем существовании узнает из неподписанного письма в розовом конверте. Поиски сына лежат также в основе сюжета фильма Вима Вендерса «Не наносите удара». Конечно, не случайно тема отцовства, семьи оказалась в фокусе фестиваля. Иной поворот этой темы – взаимоотношения матери и сына – находим в русско-французской картине выпускника парижской киношколы Николая Хомерики «Вдвоем», получившей второй приз в конкурсе «Синефондасион».
«Тайник» Михаэля Ханнеке до конца оставался главным претендентом на каннское золото. Фильм с прекрасным актерским дуэтом (Даниэль Отёй и Жюльетт Бинош) о давнем грехе, о котором герой даже не подозревает, и о таинственной угрозе, которую никто не принимает всерьез, но которая переворачивает весь уклад жизни благополучной пары, получил премию за лучшую режиссуру, а также премии двух престижных жюри – ФИПРЕССИ и Экуменического.
«Свободная зона» израильского режиссера Амоса Гитаи, еще одного любимца Канн, картина о животрепещущем палестино-израильском конфликте, не могла остаться вне внимания жюри. Амос Гитаи с большим достоинством, не принимая ничьей стороны, сумел показать сложнейшее сплетение обстоятельств, сильных чувств и трагических переживаний, которое является невыносимой повседневностью конфликтной зоны. Премию за женскую роль, обойдя многих сильных претенденток, получила испольнительница одной из трех главных ролей Ханна Ласло.
«Тройные похороны Мелькиадеса Эстрады», трогательный и серьезный фильм о мужской дружбе и чести, оказался единственным, получившим два приза главного жюри – за лучшую мужскую роль актеру, а теперь и режиссеру Томми Ли Джонсу и за сценарий мексиканскому писателю Гильермо Арриаге.
Одна из главных удач фестиваля – культурное и разумное жюри во главе с Эмиром Кустурицей. Оно не в очень благоприятных для выбора условиях устояло перед искушением оставить след в истории экстравагантными и даже шокирующими решениями, чем и прославились последние каннские награды.
Событием явилось присутствие на «Неделе кинокритики» Отара Иоселиани и его фильма «Листопад». Это тоже история Каннского фестиваля: именно эта картина была первой советской лентой, представленной в этой тогда еще новой, параллельной программе. «Двухнедельник режиссеров» в этом году отобрал грузинский фильм «Тбилиси» Левана Закарейшвили.
Стойкий интерес вызвала программа «Классики Канна», введенная в рамки фестиваля в 2004 году и посвященная шедеврам мирового кинонаследия. В прошлом году в нее была включена восстановленная копия фильма «Я – Куба!» Михаила Калатозова, тоже «каннского режиссера», так навсегда и оставшегося единственным советским обладателем «Золотой пальмовой ветви» за фильм «Летят журавли». В этом году эту богатую и разнообразную программу (ей был отведен зал «Луис Бунюэль»), открыла актриса Бетси Блэр, игравшая в фильме «Марти», главном призере первого Каннского кинофестиваля. Фильмы Бунюэля, Брессона, Ренуара, Майкла Пауэлла, Эмилио Фернандеса, ленты о Кассавитисе, Бергмане, Пазолини украшают ее, и по количеству шедевров конечно же она превосходит все другие программы этого гигантского фестиваля.
Каннский фестиваль показал, что киноиндустрия мало того что не сдает своих позиций, но и развивается повсеместно, добавляя на кинематографической карте мира страны, на время ушедшие в тень или вообще мало заметные до этого. Искать и выявлять их – такова концепция фестиваля, высказанная его нынешним президентом Жилем Жакобом: «В мире кино всегда есть провинции, которые предстоит открыть или возродить».

Латавра ДУЛАРИДЗЕ
Канн


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru