Я ИДУ С УРОКА
Считается, что детские книжки с
картинками – они конечно же для детей (ну не для
взрослых же!). Только вот самих детей почему-то
все больше интересуют “взрослые” книжки – “Три
мушкетера” или “Унесенные ветром”. Ну посудите
сами, какой нормальный ребенок будет
зачитываться Михалковым: “А у нас в квартире
газ!”
Другое дело – если эти строчки начнет читать
ребенку взрослый. Как полагается – с чувством, с
толком, с расстановкой. А там по ходу чтения и
самому взрослому вдруг становится интересно. А
вслед за взрослым – и ребенку.
Парадокс в том, что детская литература – она
сочиняется на самом-то деле для взрослых. И
спасибо детям, которые дарят мамам-папам,
бабушкам-дедушкам, воспитателям и учителям
возможность прямо-таки зачитываться детскими
книжками.
Оказывается, детская литература нужна не столько
для воспитания детей, сколько нам самим! Чтобы по
кусочкам вспомнить себя ребенком и пережить еще
раз какие-то свои детские впечатления.
Незатейливые сюжеты сегодняшнего выпуска
погружают нас в мир детства – не только
авторский, но и собственный. Кажется, еще чуток –
и сам начнешь вспоминать кучу всякой такой
всячины. И именно этот эффект, на наш взгляд,
придает маленьким и простеньким рассказикам
Виталия КИРИЧЕНКО масштаб уроков большой
литературы.
Вячеслав БУКАТОВ, Мария ГАНЬКИНА
Детская литература нужна не столько для
воспитания детей, сколько нам самим!
Черномор
Когда я был маленьким, я очень любил
лепить из снега. Я лепил снежных баб, снеговиков,
снежных слонов и бегемотов и Медведь-гору. Лепил
иногда сам, а иногда с друзьями.
Но почему-то все наши снежные произведения долго
не жили – обязательно их кто-нибудь разрушал. Не
знаю, зачем и кому это было нужно, но редкая
снежная фигура стояла больше одного дня.
Однажды мы с папой были в парке, там был какой-то
праздник: жарили шашлыки, играла музыка, и
взрослые дяди и тети лепили огромные снежные
фигуры из целых гор снега. Потом эти снежные
скульптуры раскрасили – очень красиво вышло!
Через неделю мы опять побывали в том же парке. Все
фигуры стояли, и никто их не поломал! Я спросил у
папы, почему эти скульптуры стоят, а мои всегда
ломают. Может, их охраняют? Папа сказал, что на
такие красоты у людей просто рука не поднимается,
а если мне хочется, чтобы и мои скульптуры стояли
долго, надо сделать их очень красивыми.
На следующее утро (воскресенье было) мы с
ребятами со двора всерьез взялись за дело. По
совету папы мы сначала продумали хорошенько, что
будем делать. Лепить мы решили голову Черномора.
Сначала слепили маленькую скульптуру-макет. А
потом стали сгребать в огромную кучу весь
окрестный снег, чтобы сделать голову
“монументальной” (это папа так сказал).
Мы копошились вокруг сугроба, тромбовали,
отсекали лопатками все лишнее, добавляли снег,
где не хватало.
Через некоторое время к нам стали присоединяться
взрослые.
Когда голова была готова, вышел папа и вынес
краски в порошках и тряпки. Мы насыпали краски на
тряпки и натирали скульптуру – вышло
замечательно!
Наша скульптура простояла во дворе до самой
весны! Её присыпало новым снегом, она подтаивала,
но еще в апреле, когда везде снег растаял, в углу
двора возвышалась куча грязного снега – наш
Черномор!
Месть
Когда я был маленький, я ходил
в детский сад. Дорога туда проходила мимо
большого старинного кирпичного дома, в котором
находился шахматный клуб.
Однажды осенним вечером, проходя мимо шахматного
клуба, я взглянул в ярко освещенное окно – с той
стороны стекла на меня смотрел мальчишка чуть
постарше меня. Мгновение мы просто рассматривали
друг дружку, а потом вдруг он скорчил мне жуткую
рожу и сразу же отошел от окна… Ух, как я
рассердился! Мало того, что ни за что ни про что
мне рожу скорчили, так еще и ответить на эту
выходку не смог. Не успел.
Долго, проходя мимо клуба шахматистов, мечтал я о
мести. Пытался дотянуться до окна и если не рожу
скорчить, так хоть язык показать, но с улицы до
окна было никак не достать. Я даже притащил
деревянный ящик, но и с него не мог дотянуться.
А потом наступила зима. Выпал снег. Однажды,
проходя мимо клуба, я слепил снежок и запустил
его в доску у входа, на которой было написано
«Шахматный клуб» и были нарисованы какие-то
шахматные фигуры. Потом слепил еще один снежок, а
потом меня осенило! У меня в голове до мелочей
сложился план мести!
Следующим утром я торопил маму пораньше выйти в
садик, сказал, что хочу по дороге слепить
снеговика. Мы вышли на улицу, и еще на подходах к
дому, где находился клуб, я начал скатывать ком
снега. Когда мы подошли к тому самому окну, я уже
едва катил перед собой огромный ком снега. Под
окном я сделал вид, будто мне надоело скатывать
ком, и мы с мамой спокойно пошли дальше.
В садике я мечтал только об одном: чтобы дворники
не убрали мой ком. По дороге домой я убежал вперед
от бабушки. Взобрался на ком и понял, что не
ошибся – подоконник был как раз на уровне груди.
Я постучал в стекло и стал корчить самые
отвратительные рожи, на какие был способен. Я так
старался, закатывая глаза и раздувая щеки, что не
замечал даже того, что делалось в клубе. А там
происходило что-то торжественное, и зал был полон
дедушек и бабушек с орденами и медалями. Все они
смотрели на меня и ничего не могли понять, а потом
начали смеяться.
Мне было обидно, я-то думал, что мой обидчик
наверняка за окном, а его там не оказалось, да еще
себя на посмешище выставил... Совсем настроение
испортилось. Бабушка зашла в гастроном, и я с ней.
Мы уже выходили, и вдруг я вижу: входит женщина и
за руку держит моего обидчика. Когда мы
разминулись, я развернулся, быстро дал ему пинка
и выскочил на улицу! Я был счастлив!!!
Знание – сила
У нас в детском саду был
мальчик Дима. Его все боялись, и никто его не
любил. Он был высокий, очень худой, с большими,
вечно в зеленке и ссадинах коленями (таким он мне
запомнился). А еще он очень любил драться и всех
обижал. Мальчиков и девочек – всех! Он выбирал
себе жертву, доводил ее до истерики, после чего
объектом его издевательств становился кто-то
другой.
Однажды он выбрал меня. Он толкал меня, обзывался,
забирал игрушки – в общем, делал все, чтобы моя
жизнь была невыносимой. Я просил родителей не
водить меня в детский сад, плакал. Димка снился
мне по ночам.
Но вот однажды, в конце весны, я узнал (совершенно
случайно) страшную тайну. Оказалось, что Димка,
злой и бесстрашный Димка, до смерти боится
дождевых червей. Я хотел рассказать об этом всем
детям и уже представлял, как мы загоним Димку в
угол и будем стоять перед ним, держа в руках
червяков, а он будет орать и плакать.
Но сначала я рассказал о своих планах бабушке.
Она посоветовала мне не “доставать” Димку
червяками, а просто, придя в детский сад,
посмотреть на него как на человека, который
боится дождевых червей. “Уже то, что ты знаешь
его слабости, делает тебя сильнее”, – сказала
бабушка.
На следующий день в детском саду ко мне подбежал
Димка с явным желанием поиздеваться надо мной. А
я посмотрел на него и, сам себе удивляясь,
подумал: “Как я мог бояться его, ну разве может
быть злым, кровожадным, страшным и непобедимым
человек, который боится червяка!”
И видимо, перемена во мне была очень заметной,
потому что Димка посмотрел на меня и молча пошел
играть в песочницу.
Телефонный хулиган
Когда я был маленький, я очень
любил говорить по телефону. Особенно мне
нравилось из себя иностранца строить. Бывало,
наберу какой-нибудь первый попавшийся номер и
говорю что-то типа: «Халдым-бельдым акыр баса
кудырлак пуасе дядя Саша какимасэ!» Человек на
том конце провода обычно растерянным голосом
переспрашивает: «Чего-чего?» А я: «Какумбасэ
бабум дядя Саша дывды!» Положу трубку и хохочу
полчаса!
Ну конечно, при родителях я этим не занимался –
понимал, что влетит. А вот если один дома
оставался, душу отводил по полной программе.
Как-то раз позвонил я по какому-то номеру и говорю
с такой вопросительной интонацией: «Пурпедон
фера института НИИКелбуса жупинэ олибано ту-ту?»
И вдруг слышу на том конце провода что-то типа:
«Квань-балабань пуси альмасиси люлякино виси!» Я
от неожиданности аж вспотел и говорю:
«Чего-о-о-о?» А мне: «Периль люли кампум апаб!» Я
молчу, а в трубку: «Ха-ха-ха!» Ну, думаю, на шутника
похлеще меня напал.
А потом однажды на чей-то день рождения собрались
у нас гости. Взрослые за столом сидят, а мы
обрадовались, что взрослым не до нас, и играем,
истории травим друг другу. Ну, решил я
похвастаться, как я по-иностранному умею: «Уцваки
щапим ркепас дальти!» Еще чего-то сказал. Вдруг
встает тетенька из-за стола и говорит: «А не ты ли
пару дней назад мне на работу звонил и про
НИИКолбасы спрашивал? Я после этого остаток дня
работать не могла, все думала, что это за
иностранец с детским голосом и на каком языке
говорит!»
Вот так и раскрылось мое хулиганство. Пришлось
пообещать всем, что я больше так не буду. После
этого на иностранном говорил только с друзьями
на улице, а потом в школе. Только в школе он
скучный какой-то…
Моя грязелечебница
Когда я был маленький, я любил
наблюдать за взрослыми. Если что-то в их
действиях мне нравилось, я это пытался повторить.
Так, однажды я увидел, как во сне храпит отец. На
следующий день в садике во время дневного сна,
когда воспитательница проходила между рядами
кроватей, я зажмурился изо всех сил и стал
довольно громко говорить: «Хрр-прр пух-пух-пух,
хрр-прр пух-пух-пух». Воспитательницу это здорово
насмешило.
А однажды весной я посмотрел программу
«Здоровье», там рассказывали о лечебных
свойствах грязей и показывали грязелечебницу. В
садике на прогулке девчонки играли в больницу.
Мне стало интересно, я подошел и рассказал, что
сейчас все лечатся не таблетками, а лечебными
грязями. Потом в тени за верандой мы нашли
замечательную грязь. Она была ужасно липкая и
очень черная – сразу было видно, что она обладала
огромными лечебными свойствами!
Оля была главным врачом. Она ставила диагноз и
выписывала рецепт. А я был «медсестрой». Я
намазывал грязью больные места, и эти места сразу
переставали болеть.
Увы, наша клиника просуществовала недолго:
воспитательница обо всем узнала, наругала нас и
отправила мыться. Но до сих пор вспоминаю с
удовольствием, как приятно было мазаться
грязюкой.
Сиротка
Однажды, когда мне было лет шесть, мы с
родителями поехали собирать грибы. Дело было в
выходной, погода была хорошая, и дожди перед
выходными прошли, и, по слухам, грибов в лесу
выросло видимо-невидимо! Поэтому в электричке
людей было много: ехали, как и мы, целыми семьями.
День прошел замечательно. Грибов набрали три
корзины, воздухом надышались на полгода вперед и
видели живьем дятла и белку! Только однажды я
очень испугался, когда забрел за кусты и потерял
из виду папу с мамой. Они, конечно, сразу нашлись,
но в душе поселилась какая-то тревога.
И вот мы снова в электричке, румяные и счастливые,
возвращаемся домой. В вагоне людей не очень много
– даже есть свободные места. Я познакомился с
двумя мальчиками и девочкой Анжелой, которые
тоже ездили с родителями за грибами, и мы вместе
играли и бегали по вагону. Анжела и один из
мальчиков, которого звали Саша, были примерно
моего возраста. А другой мальчик, Сережа, уже
ходил в четвертый класс, но играл с нами честно,
не обижал нас и нос от “малышни” не воротил.
Вдруг, уже недалеко от города, в вагон вошли
контролеры. Они стали проверять у всех билеты.
Дошкольников в электричках возили бесплатно, и
мои родители показали свои билеты, а я сказал, что
мне шесть лет.
Вдруг я заметил, что Сереже папа что-то шепнул на
ухо и тот отсел от своих родителей. Контролеры
проверили у них билеты, а потом спросили,
показывая на Сережу, чей это мальчик. Но родители
почему-то промолчали, а Сережа сказал, что он
ничей, что он сам по себе и билета у него нет.
Контролеры хотели забрать его с собой и отвести в
милицию, но Сережа заныл и сказал, что он сиротка
и едет к бабушке, что она встретит его на вокзале.
Контролеры ушли, а Сережа как ни в чем не бывало
подсел назад к родителям, и они весело смеялись.
А мне вдруг стало страшно: неужели, когда я
вырасту и пойду в школу, и от меня родители будут
отказываться?
Крестины
Когда мне было пять лет (а
может, еще и не было), моего маленького
двоюродного брата решили крестить в церкви. Меня
когда-то тоже крестили, но я тогда был совсем
малышом и ничего не запомнил.
Вначале все долго готовились: мои родители
покупали подарки, Сашкины (так зовут моего
двоюродного брата) ходили в церковь, созывали
гостей, пытаясь при этом соблюдать конспирацию,
потому что на работе могли быть неприятности.
И вот наконец этот день настал. Была ранняя весна,
светило солнце, и купола церкви ярко блестели.
Помню атмосферу праздника и чего-то
таинственного – мне это очень нравилось.
Уже ближе к лету, в конце мая, мы с родителями
поехали в деревню к бабушке. Там я встретил
знакомых, которые тоже приехали к своим бабушкам.
И мы решили поиграть в крещение. Все было здорово
– я был священником, из кон-
сервной банки мы сделали кадило, на голову я
надел старую дедову полковничью папаху, а еще у
меня была банка с водой и кисточка.
Мы пошли на сеновал и там начали “церемонию”. Но
не успели мы поиграть и пяти минут, как пришла
бабушка, и такое началось... Она ругала нас за то,
что еще холодно, а мы мажемся холодной водой. За
то, что я без спросу взял папаху. Очень ругала за
кадило на сеновале. Это чудо, говорила она, что
сено не загорелось. И вообще в такое играть –
грех!
И я согласился: да, плохо играть с огнем на
сеновале. Но я не мог понять, почему же нельзя
играть в крещение, почему это грех?
Недавно я сам стал крестным отцом. И первое, что
сделала моя маленькая дочь, вернувшись домой из
церкви, – стала крестить маму, зачем-то вкладывая
ей в уши фасолинки. А я спокойно смотрел на это и
почему-то радовался и не запрещал ей играть.
Может, я не прав?
Давняя обида
Эта история произошла со мной
в раннем детстве, мне было не больше шести лет, но
запомнилась она на всю жизнь.
Как все дети, я очень любил игрушки. Любил с ними
играть и не любил после игры убирать. А родителям
это очень не нравилось. Теперь, когда я сам стал
родителем, я их могу понять. Но тогда я был
ребенком...
Однажды мне подарили медведя. Замечательного
мохнатого коричневого медведя, который рычал,
когда его переворачивали. Мы с ним много играли. Я
его очень любил. Однажды я устроил «большую игру»
– повынимал почти все свои игрушки и разложил их
по всей комнате.
Дело было ближе к вечеру, и мама с папой стали
напоминать мне, что пора складывать игрушки и
готовиться ко сну. Но убирать так не хотелось! И я
сказал, что убирать не буду, а буду играть завтра
после детского сада. Родители пригрозили, что
игрушки сбегут от такого неряхи, как я. Но я не
поверил и убирать наотрез отказался.
Когда на следующий день я вернулся из детского
сада, все игрушки были по-прежнему разбросаны по
комнате, но любимого медведя нигде не было. Я
спросил у мамы с папой, а они ответили, что он не
вынес такого безобразия и ушел.
Я долго плакал, переспрашивал родителей, но они
все твердили, что медведь ушел.
Через несколько лет я нашел медведя на
антресолях. Всего в пыли и паутине – так давно он
там лежал.
Я очень обиделся на родителей – чувствовал, что
они все это время меня обманывали, – и до сих пор
еще не совсем их простил.
Сейчас я собираю разных игрушечных медведей, а
еще, когда моя дочка не хочет убирать за собой
игрушки, я часто говорю, что они мешают ходить по
квартире и если не будут убраны, то уедут на дачу
и поиграть с ними можно будет не скоро.
Может, это более зло. Но честно.
Самый красивый лифт!
Когда я был маленьким, я очень боялся
ездить в лифте. Жили мы высоко, на последнем
этаже, но если рядом не было папы или мамы, я ходил
по лестнице пешком. Лифт был мрачный, горела там
всего одна слабенькая лампочка. Взрослые
говорили: «Какой страшный лифт!»
Когда мне было года 3–4, родители меня одного
никуда не пускали, а когда я пошел в
подготовительную группу, меня отвели в
музыкальную школу, находившуюся у нас во дворе. И
вот мне самому приходилось ходить на музыку и
возвращаться домой. Конечно, по лестнице бегать
было тяжело, и я уже почти решился ездить в лифте,
как пришли работники жэка и выкрасили грязные
стены лифта темно-темно-коричневой краской. В
лифт заходить стало совсем невозможно.
Вот так я и бегал по нескольку раз в день на
девятый и вниз. Пока было тепло, еще кое-как можно
было побегать, а когда похолодало, в теплой
одежде стало совсем невыносимо.
Я стал упрашивать родителей, чтобы забрали меня
из музыкальной школы, и рассказал почему. Папа
подумал и сказал, что в субботу мы все это
исправим.
Через день, в субботу, мы взяли банки с краской,
кисточки и пошли красить лифт. Сначала папа
наколотил светло-голубой и салатовый цвета, и мы
стали рисовать небо и траву.
Через полчаса возле нас собрались все дети
нашего подъезда. Взрослые тоже обрадовались и
говорили, что давно уже пора что-то делать с этим
страшным лифтом. И мы сделали!
На стенах лифта зеленели поля, среди травы росли
разные яркие цветы, а в голубом небе летели птицы
и облака. И лампочку поярче вкрутили. Красота! В
нашем лифте стало приятно ездить, и я перестал
его бояться.
Два барана
Когда мне было лет пять, на меня напало
жуткое упрямство. Ни с кем я не соглашался, ничего
не слушал и твердил, что все должно быть по-моему.
А во дворе жил еще один мальчишка моего возраста
– Славик. И надо же, что на него в то же время
напало такое же упрямство! Он тоже ни с кем ни в
чем не соглашался.
Вот как-то во дворе мы о чем-то поспорили. О мелочи
какой-то, я уж и не помню о чем. И никак не могли
решить, кто же прав. Мы жали друг другу руки: кто
сильнее – тот и прав. Но так и не решили, кто же
сильнее.
Потом провели на земле черту и пытались
перетащить друг друга за руку на свою половину.
Но тоже не решили.
Тогда мы придумали толкаться плечами: кто кого
вытолкнет – тот и прав. Толкались-толкались –
только вымазались.
Пришел я домой, пожаловался маме. А папа услыхал
краем уха, в чем дело, и говорит: «Головой! Головой
надо споры решать!» А я услыхал и по-своему это
истолковал.
Вышли мы со Славкой к проведенной черте и давай
лбами бодаться! Шишки на лбах надавили, головы
разболелись – тут-то он меня за линию и выбодал.
Обрадовался, что выиграл спор.
Но вдруг оказалось, что мы уже забыли, о чем
спорили. Вот до сих пор шишки и ушибы помню, а о
чем спор был – вспомнить не могу!
Рассказы и рисунки Виталия КИРИЧЕНКО
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|