ШКОЛА КРУПНЫМ ПЛАНОМ
Мы решили сделать паузу...
Часто неразрешимой проблема только
кажется.
На самом деле нужно постараться услышать
другого или же просто сделать первый шаг
навстречу
Мальчик учился в третьем классе. Плохо
учился, на 2 и 3. Несмотря на то что с ним
проводилась всевозможная коррекционная работа
– и со стороны психолога, и логопеда, и
дополнительные занятия с педагогами, – толку
было чуть.
Конец года. Что делать? Оставлять ребенка на
второй год? Или все-таки переводить в следующий
класс? Мнение учителя – еще год тянуть больше
невозможно: нет ни времени, ни сил, ни смысла с ним
заниматься. У меня же другое мнение: для мальчика
может быть сильным потрясением остаться в той же
школе на второй год. Бывают, конечно, ситуации,
когда действительно целесообразнее
продублировать программу, в том числе когда
причинами неуспеваемости являются
педагогические пробелы. Но в данном случае речь
шла об индивидуальном темпе развития ребенка,
сниженной самооценке, необходимости
обеспечивать мальчику поддерживающую терапию и
щадящий режим. Пытаюсь объяснить все это учителю.
Диалог не получается. Учитель – с явным
“наездом”:
– Значит, вы считаете, что оставлять ребенка не
надо? На чем основывается ваше мнение?
Я пытаюсь снова объяснить:
– На результатах диагностики, особенностях и
переживаниях ребенка...
В глазах учителя явное недоверие. Естественно,
кто я для нее? В первую очередь непрофессионал,
точнее, «непрактик». Что этому психологу: не ей же
с ним потом мучиться. Практически каждое мое
предложение отрицается или не дослушивается до
конца.
Трудно шел этот разговор. Я тоже чувствовала
раздражение и усталость, и прийти к единому
мнению нам не удалось. Утро вечера мудренее. Мы
решили сделать паузу.
Через какое-то время я снова подошла к учителю.
Поделилась своими переживаниями за дальнейшую
судьбу мальчика, не забыла сказать о своей
симпатии к учителю, его работе в целом,
трудностях принятия окончательного решения.
Оказалось, что преподавателю тоже не все равно,
что будет дальше. Он предложил поспрашивать
других учителей, кто мог бы согласиться на
обучение мальчика, переведя его в следующий
класс.
В конечном итоге закончилось все хорошо. Мы
сохранили уважение друг к другу, которое так
легко было потерять, а для мальчика был найден
учитель для дополнительных занятий.
А еще через месяц я провела семинар для
педагогического состава, где мы вместе с
учителями разговаривали о том, какие сложности
возникают в работе с детьми, как и чем можно им
помочь. Что-то лучше знала я (какие и откуда
возникают проблемы в обучении), что-то лучше –
учителя (практика преподавания). На этом семинаре
нам удалось главное – развести зоны
профессиональной ответственности и установить
доверие друг к другу.
Лилия ЛУКАШ,
психолог
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|