Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №39/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА КРУПНЫМ ПЛАНОМ

Мы решили сделать паузу...
Часто неразрешимой проблема только кажется.
На самом деле нужно постараться услышать другого или же просто сделать первый шаг навстречу

Мальчик учился в третьем классе. Плохо учился, на 2 и 3. Несмотря на то что с ним проводилась всевозможная коррекционная работа – и со стороны психолога, и логопеда, и дополнительные занятия с педагогами, – толку было чуть.
Конец года. Что делать? Оставлять ребенка на второй год? Или все-таки переводить в следующий класс? Мнение учителя – еще год тянуть больше невозможно: нет ни времени, ни сил, ни смысла с ним заниматься. У меня же другое мнение: для мальчика может быть сильным потрясением остаться в той же школе на второй год. Бывают, конечно, ситуации, когда действительно целесообразнее продублировать программу, в том числе когда причинами неуспеваемости являются педагогические пробелы. Но в данном случае речь шла об индивидуальном темпе развития ребенка, сниженной самооценке, необходимости обеспечивать мальчику поддерживающую терапию и щадящий режим. Пытаюсь объяснить все это учителю. Диалог не получается. Учитель – с явным “наездом”:
– Значит, вы считаете, что оставлять ребенка не надо? На чем основывается ваше мнение?
Я пытаюсь снова объяснить:
– На результатах диагностики, особенностях и переживаниях ребенка...
В глазах учителя явное недоверие. Естественно, кто я для нее? В первую очередь непрофессионал, точнее, «непрактик». Что этому психологу: не ей же с ним потом мучиться. Практически каждое мое предложение отрицается или не дослушивается до конца.
Трудно шел этот разговор. Я тоже чувствовала раздражение и усталость, и прийти к единому мнению нам не удалось. Утро вечера мудренее. Мы решили сделать паузу.
Через какое-то время я снова подошла к учителю. Поделилась своими переживаниями за дальнейшую судьбу мальчика, не забыла сказать о своей симпатии к учителю, его работе в целом, трудностях принятия окончательного решения. Оказалось, что преподавателю тоже не все равно, что будет дальше. Он предложил поспрашивать других учителей, кто мог бы согласиться на обучение мальчика, переведя его в следующий класс.
В конечном итоге закончилось все хорошо. Мы сохранили уважение друг к другу, которое так легко было потерять, а для мальчика был найден учитель для дополнительных занятий.
А еще через месяц я провела семинар для педагогического состава, где мы вместе с учителями разговаривали о том, какие сложности возникают в работе с детьми, как и чем можно им помочь. Что-то лучше знала я (какие и откуда возникают проблемы в обучении), что-то лучше – учителя (практика преподавания). На этом семинаре нам удалось главное – развести зоны профессиональной ответственности и установить доверие друг к другу.

Лилия ЛУКАШ,
психолог


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru