ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Хорошо, что в стране демографический
спад. Иначе бы денег на всех не хватило.
Итоги заседания РОСРО комментирует
директор Центра экономики непрерывного
образования
Академии народного хозяйства Татьяна КЛЯЧКО
– Когда на РОСРО обсуждали ФЦПРО на
2006–2010 годы, речь шла главным образом о высшем
профессиональном образовании. Будет ли в ФЦПРО
вообще уделено внимание школе?
– К сожалению, я не сказала об этом в своем
докладе. Одно из самых важных направлений ФЦПРО в
области школьного образования – выравнивание
стартовых возможностей детей в получении
качественного общего образования. Для этого
нужно вводить предшкольное образование, обучая
детей с пяти-шести лет, прежде всего из
малообеспеченных семей.
– Но где взять для этого средства?
– Это субсидии из регионального бюджета и
муниципальных бюджетов. В стране идет
демографический спад, и мы просчитали, что такие
субсидии помогут достаточно безболезненно
увеличить финансирование. Затраты на
образование серьезно не повысятся, но ситуация в
регионах сможет принципиально измениться в
лучшую сторону. Сегодня дети из малообеспеченных
семей приходят в школу неподготовленными и
быстро становятся неуспешными. Поэтому, когда
нам говорят: зачем вы собираетесь мучить детей с
пяти-шести лет, мы говорим: мучить их не надо, им
надо дать шанс получить качественное
образование. Еще одно направление – ПТУ.
Социологические исследования показывают, что
дети там чувствуют себя неуспешными, поэтому
агрессивны, не готовы брать на себя
ответственность. Но раньше все мы предпочитали
закрывать на это глаза.
– Но ведь средства на ПТУ должны выделяться
из региональных бюджетов! При чем здесь ФЦПРО?
– Да, средства должны идти из региональных
бюджетов. Цель ФЦПРО – не платить за образование
того или иного ученика, а помочь учителям и
преподавателям эффективно заниматься своим
делом. Для этого нужна апробация новых программ,
нужна разработка учебно-методических материалов
и пособий, которые позволят научить педагогов
работать по новым программам и стандартам.
Второе – это переподготовка учителей и
воспитателей. Третье – разработка
законодательства, стимулирующего
предпринимателей вкладывать средства в
образование, в том числе начальное
профессиональное и – в развитие попечительского
движения.
– ФЦПРО в области школьного образования
предусматривает финансирование
научно-исследовательских работ? Их будет
выполнять РАО?
– Я думаю, заказывать эти работы следует тем, кто
умеет работать с детьми. Кто и как – это уже
вопрос конкурса. Это должны быть очень серьезные
и важные интересные разработки, особенно когда
они касаются детей 5–6 лет.
– Но разве всего перечисленного будет
достаточно для решения главных проблем
школьного образования до 2010 года?
– Конечно, нет. На мой взгляд, одной из самых
главных задач является создание системы оценки
качества образования. Если подсчитать все
затраты, то создание этой системы потянуло бы
приблизительно на 16 миллиардов рублей.
Необходимо создать в каждом регионе независимые
экспертные центры, где любой ребенок начиная со 2
класса мог бы протестировать свои знания, а потом
сравнить их со школьной оценкой или баллами ЕГЭ.
Тогда мы получим очень интересные результаты. В
этой области потребуется серьезная экспертная
работа с нестандартными подходами. Но мы также
столкнемся с большими сложностями: сегодня
многие считают, что нельзя измерить качество
образования.
Светлана КИРИЛЛОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|