Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №39/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Хорошо, что в стране демографический спад. Иначе бы денег на всех не хватило.
Итоги заседания РОСРО комментирует
директор Центра экономики непрерывного образования
Академии народного хозяйства Татьяна КЛЯЧКО

– Когда на РОСРО обсуждали ФЦПРО на 2006–2010 годы, речь шла главным образом о высшем профессиональном образовании. Будет ли в ФЦПРО вообще уделено внимание школе?

– К сожалению, я не сказала об этом в своем докладе. Одно из самых важных направлений ФЦПРО в области школьного образования – выравнивание стартовых возможностей детей в получении качественного общего образования. Для этого нужно вводить предшкольное образование, обучая детей с пяти-шести лет, прежде всего из малообеспеченных семей.

– Но где взять для этого средства?

– Это субсидии из регионального бюджета и муниципальных бюджетов. В стране идет демографический спад, и мы просчитали, что такие субсидии помогут достаточно безболезненно увеличить финансирование. Затраты на образование серьезно не повысятся, но ситуация в регионах сможет принципиально измениться в лучшую сторону. Сегодня дети из малообеспеченных семей приходят в школу неподготовленными и быстро становятся неуспешными. Поэтому, когда нам говорят: зачем вы собираетесь мучить детей с пяти-шести лет, мы говорим: мучить их не надо, им надо дать шанс получить качественное образование. Еще одно направление – ПТУ. Социологические исследования показывают, что дети там чувствуют себя неуспешными, поэтому агрессивны, не готовы брать на себя ответственность. Но раньше все мы предпочитали закрывать на это глаза.

– Но ведь средства на ПТУ должны выделяться из региональных бюджетов! При чем здесь ФЦПРО?

– Да, средства должны идти из региональных бюджетов. Цель ФЦПРО – не платить за образование того или иного ученика, а помочь учителям и преподавателям эффективно заниматься своим делом. Для этого нужна апробация новых программ, нужна разработка учебно-методических материалов и пособий, которые позволят научить педагогов работать по новым программам и стандартам. Второе – это переподготовка учителей и воспитателей. Третье – разработка законодательства, стимулирующего предпринимателей вкладывать средства в образование, в том числе начальное профессиональное и – в развитие попечительского движения.

– ФЦПРО в области школьного образования предусматривает финансирование научно-исследовательских работ? Их будет выполнять РАО?

– Я думаю, заказывать эти работы следует тем, кто умеет работать с детьми. Кто и как – это уже вопрос конкурса. Это должны быть очень серьезные и важные интересные разработки, особенно когда они касаются детей 5–6 лет.

– Но разве всего перечисленного будет достаточно для решения главных проблем школьного образования до 2010 года?

– Конечно, нет. На мой взгляд, одной из самых главных задач является создание системы оценки качества образования. Если подсчитать все затраты, то создание этой системы потянуло бы приблизительно на 16 миллиардов рублей. Необходимо создать в каждом регионе независимые экспертные центры, где любой ребенок начиная со 2 класса мог бы протестировать свои знания, а потом сравнить их со школьной оценкой или баллами ЕГЭ. Тогда мы получим очень интересные результаты. В этой области потребуется серьезная экспертная работа с нестандартными подходами. Но мы также столкнемся с большими сложностями: сегодня многие считают, что нельзя измерить качество образования.

Светлана КИРИЛЛОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru