Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №39/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Все лучшее – вузам!
Школы подождут. Российский общественный совет развития
образования предложил новые приоритеты образовательной политики

Суммы, которые могут быть заложены в Федеральную целевую программу развития образования (ФЦПРО) на 2006–2010 годы, до сих пор неизвестны. Те, кто стремится нарезать этот пирог на свой вкус и в свою пользу, стараются забыть о том, что, по последним данным Госкомстата, половина работающих в образовании получают зарплату ниже 3 тысяч рублей, а три четверти работников образования – ниже 5 тысяч рублей. И что повысить зарплату учителя до 15 тысяч рублей министр образования Владимир Филиппов обещал еще в начале эпохи модернизации. Но если повысить зарплаты из ФЦПРО нельзя, надо помочь учителю чем-то другим. Ведь для этого и существует Федеральная целевая программа развития образования.

Но про нужды школы на заседании Российского общественного совета развития образования (РОСРО), посвященном содержанию Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы, вряд ли можно было что-то узнать.
Постороннему наблюдателю могло показаться, что в школе россияне не учатся: покинув роддом, они сразу же отправляются сдавать документы в приемную комиссию вуза.
Ректорское сообщество стремится отыграться за те четыре года, когда модернизация проходила под знаком школьных реформ. Потому в предложениях, которые выдвинул РОСРО, наблюдался явный перекос в сторону высшего образования.
Как говорится, найдите несколько отличий.
На развитие профильной старшей школы РОСРО запросил три миллиарда рублей, а на «выделение группы ведущих вузов» и «концентрацию в них магистратуры и аспирантуры» – девять миллиардов.
Само по себе требование неожиданное, потому что «выделение группы ведущих вузов» (которое без особого успеха проводится со времен Владимира Филиппова) – мероприятие административное и сугубо бесплатное. А мощные магистратуры и аспирантуры в ведущих вузах и без того имеются, иначе они не были бы ведущими.
На «разработку новых стандартов общего образования (в нескольких вариантах)» члены РОСРО хотели бы получить четыре миллиарда, на введение в действие ЕГЭ и федеральных предметных олимпиад – пять.
А вот на «формирование на федеральном уровне программы развития высших учебных заведений» – шестьдесят миллиардов.
На поддержку авторских общеобразовательных школ в течение 5 лет предлагается заложить 600 миллионов рублей, на систему распространения и информационного обеспечения образовательных инноваций – 900 миллионов.
А на самую потрясающую статью – «обеспечение использования общежитий по назначению» – три миллиарда!
Уточним: просимые РОСРО три миллиарда рублей явно не предназначены на ремонт студенческих общаг, почти 90 процентов которых находится в аварийном состоянии. Ремонт – это вообще-то особая статья. Видимо, ректорам вузов захотелось за счет ФЦПРО разогнать навеки прописавшихся у них (благодаря предприимчивым проректорам по хозчасти) лиц нестуденческого возраста, непонятного гражданства и рода занятий. Судя по всему, в три миллиарда рублей оцениваются услуги спецназа и вооруженных вахтеров.
Таким образом, ректорское лобби в грядущие пять лет было бы не прочь даже нелегалов из общежитий гонять за государственный счет.
– Я очень обеспокоен, потому что ничего не услышал на заседании РОСРО про проблемы общего образования, – заявил в своем выступлении бывший министр образования Эдуард Днепров.
– Можно высказать обеспокоенность, но это не рабочая конструкция, – заметил замминистра образования и науки РФ Андрей Свинаренко.
Этому гостю РОСРО предназначалась нелегкая роль: обрисовать перед членами РОСРО перспективу на финансовое будущее.
– Принцип «сначала деньги, потом стулья» в образовании больше работать не будет, – дал понять Свинаренко.
Сначала – стулья. То есть работающие образовательные проекты, да еще представленные не поштучно, а в комплекте.
А если не соберется комплекта? Тогда, пояснил замминистра образования и науки, не будет ни стульев, ни денег.
– Либо что-то происходит, мероприятие имеет успех – и появляется финансирование, – предупредил он, – либо ничего не происходит, комплексных мероприятий нет – и финансирования не будет. Но размазывание средств отныне недопустимо…
Еще не все успели понять, что образование перестало быть приоритетом для правительства и с мечтой о больших деньгах придется расстаться.
Напрасно ректор ВШЭ и сопредседатель РОСРО Ярослав Кузьминов во вступительном слове убеждал собравшихся: «Политика – это искусство возможного. Надо отказаться от разнообразных целей. Мы должны понимать, на какие цели надо направить усилия. А ключевым вопросом является ресурсное обеспечение образования».
В этом представители общего и высшего образования могли бы объединиться. Но увы, вузы (которые свыше 60% своих средств зарабатывают сами) значительно богаче, чем школы и учреждения НПО. И свободы – в том числе зарабатывать деньги – у них несравненно больше, чем у школ.
Было отмечено, что в реальности государство может увеличить свой вклад в национальную систему образования с 3,5 до 5% ВВП. И это – все. Хотя 1,5%, по мнению докладчиков РОСРО, – это более или менее реально.
– Но, – прибавила директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства Татьяна Клячко, – накачать больше денег из бюджета невозможно: много конкурентов, в том числе здравоохранение. Надо повысить эффективность использования средств.
Но как? В предложениях РОСРО говорится, что повышение государственного вклада должно быть связано с усилением эффективности использования средств самой системой образования, с «ликвидацией нецелевого использования значительных средств населения, поступающих в образование» (до 2 % ВВП).
Иными словами, разговор о том, чтобы, потребовав как можно больше средств от правительства по Федеральной целевой программе поддержки образования, заставить систему образования саму зарабатывать деньги.
Можно предложить региональным бюджетам выплачивать малоимущим семьям компенсацию за платные факультативы в школе. На это региональным бюджетам предлагается выделить с 2006 до 2010 года до 60 млрд рублей. «Проведение реформы без этого элемента, – напоминает РОСРО в своих предложениях, – приведет к накоплению социальной напряженности, ускорит социальное расслоение общества».
Последний вопрос: откуда возьмут эти деньги региональные бюджеты?

Светлана КИРИЛЛОВА

 


В 2001–2005 годах Федеральная целевая программа развития образования (ФЦПРО) и связанная с нею Федеральная целевая программа РЕОИС позволили провести эксперименты по введению ЕГЭ, по реструктуризации сети сельских школ, по совершенствованию структуры и содержания образования, по отработке нового механизма финансирования вузов, по введению профильного обучения. За счет средств из ФЦПРО и РЕОИС в школы были поставлены компьютеры, созданы ресурсные центры, начали функционировать образовательные порталы.


В предложениях РОСРО Министерству образования и науки говорится, что при доработке проекта ФЦПРО следует уделить первоочередное внимание проектам, относящимся к школе:
– формированию новой системы оплаты труда работников сферы образования;
– внедрению новых государственных стандартов на основе компетентностного подхода;
– внедрению новой модели финансирования образования;
– профильного обучения в старшей школе;
– созданию ОСОКО;
– развитию инфраструктуры единого информационного образовательного пространства;
– внедрению моделей государственно-общественного управления в образовательных учреждениях.

На ФЦПРО должно быть затрачено не менее 100 млрд руб.: на формирование в системе высшего образования общенациональных университетов и системообразующих вузов – не менее 40 млрд руб., на информатизацию системы образования – не менее 25 млрд руб.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru