ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
“Защищать УВК невозможно и
нецелесообразно”
Так считают в Думе. Вопрос только в том,
что будет с людьми, проработавшими
в учебно-воспитательных комплексах все
эти годы
27 мая Госдума рассмотрела в первом
чтении несколько образовательных
законопроектов, внесенных региональными
парламентами. Все они получили отрицательные
отзывы правительства и профильного комитета.
Представителям регионов не удалось убедить
депутатов в важности своих законодательных
инициатив и на пленарном заседании.
Два обсуждавшихся на пленарном заседании
законопроекта недавно рассматривал Комитет по
образованию и науке (см. “ПС” № 34 от 17 мая 2005
года). Вкратце напомним их содержание: Московская
городская дума предлагает внести в типовой
перечень образовательных учреждений кадетские
школы и интернаты, а Воронежская областная дума
– учебно-воспитательные комплексы (УВК).
Комитет признал эти законодательные инициативы
избыточными, поскольку, по мнению большинства
его членов, действующей нормативно-правовой базы
вполне достаточно для того, чтобы у кадетских
корпусов и УВК не возникало юридических и
экономических проблем. Однако авторы
законопроектов считают иначе. И попытались
доказать свою правоту парламентариям.
– Придание кадетским школам особого статуса
послужит стимулом для их успешного развития.
Работающие там специалисты получат материальное
поощрение и от органов управления образованием,
и от Министерства обороны, – заявил докладчик по
первому законопроекту, депутат Мосгордумы
Евгений Балашов.
– Поступают сигналы о том, что местные власти
распродают имущество и земли УВК, которые за годы
своей деятельности “приросли территориями и
зданиями”, поскольку в их структуре детские
сады, изостудии, спортшколы, – сообщил
представитель Воронежской областной думы
Николай Куралесин.
Надо заметить, что УВК утратили юридический
статус в 1996 году, после выхода в свет второй
редакции Закона “Об образовании”. С тех пор
руководители УВК обращались ко всем министрам
образования с просьбой устранить существующий
юридический пробел, но за все эти годы ситуация
так и не изменилась.
– Последним министром, давшим обещание решить
проблему, был Андрей Фурсенко, но он своего слова
не сдержал, – заявил Куралесин.
Председатель Комитета Думы по образованию и
науке Николай Булаев призвал депутатов
отклонить оба законопроекта.
– Кадетские школы и УВК находятся в
муниципальном и региональном ведении, –
объяснил Булаев. – Поэтому принять какие-то меры
по их защите на федеральном уровне невозможно, да
и нецелесообразно. Решение проблемы зависит от
того, насколько власть в регионе понимает
проблемы системы образования, заинтересована в
том, чтобы лучшие из этих учреждений не только
сохранить, но и развить, в том числе за счет
укрепления их материальной базы, введения
различного рода доплат. И такие полномочия у
региональной власти есть.
– Но типология общеобразовательных учреждений
устанавливается федеральным законом, на
региональном уровне такие вопросы не решаются! –
возразил заместитель председателя комитета Олег
Смолин.
Однако большинство депутатов проголосовали за
отклонение этих двух законопроектов.
Еще один законопроект, который постигла та же
участь, был внесен Законодательным собранием
Краснодарского края: “О внесении изменения в ст.
29 Закона РФ “Об образовании” (в части расширения
перечня вопросов, относящихся к компетенции
субъектов РФ в области образования)”.
– Цель документа состоит в том, чтобы
предоставить субъектам РФ право регулировать
обязательные требования к содержанию
дополнительных образовательных программ с
учетом региональных, социально-экономических,
культурных особенностей, – объяснил докладчик,
член Совета Федерации Алексей Шишков.
Дело в том, что в действующем Законе “Об
образовании” эта норма распространяется лишь на
программы общего и профессионального
образования (где действуют стандарты или
базисные учебные планы) и устранить существующий
юридический пробел в отношении дополнительного
образования, по мнению А.Шишкова, необходимо,
чтобы упорядочить ситуацию в этой сфере.
По его словам, программы дополнительного
образования реализуют не только школы, но и
общественные, коммерческие организации,
отдельные граждане, деятельность которых не
регламентируется никакими нормативными актами.
Особое беспокойство вызывают миссионерские
учреждения, которые обучают оккультным наукам,
целительству и т.д.
Попытка принять краевой закон вызвала
возражения местного управления юстиции,
посчитавшего, что данный вопрос регулируется
федеральным законом.
Однако, по мнению Николая Булаева, при
необходимости обязательный минимум
дополнительных образовательных программ и
требования к ним могут быть установлены органами
власти регионального или муниципального уровня.
В поддержку законопроекта высказался только
депутат от Краснодарского края Борис Кибирев, в
остальном судьба документа была предрешена.
Тем более что в этот день по горячим следам
энергетического кризиса, произошедшего накануне
в Москве и близлежащих регионах, бурно
обсуждалось постановление о РАО ЕЭС и отставке
А.Чубайса. Жаркие дебаты вызвало заявление,
принятое сеймом Литовской Республики, о
последствиях Второй мировой войны в Европе.
Кроме того, большое внимание народные избранники
уделили проекту постановления ГД о создании
комиссии “по изучению практики обеспечения прав
человека и основных свобод… в иностранных
государствах”.
О том, чтобы обеспечить права педагогов,
работающих в УВК и кадетских школах на
территории России, депутаты не позаботились.
Ольга ДАШКОВСКАЯ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|