ЛЮБИМЫЙ ГОРОД N45
СЮЖЕТЫ
Вместилище мух и жучков
Ранним утром пляжи Светлогорска
заполняются довольно странными курортниками.
Они не загорают, не купаются и не едят шашлык. Эти
люди ползают по берегу и всматриваются
в песок. Они ищут янтарь.
Изделия из янтаря конечно же можно купить с
комфортом и совсем недорого – днем променад
уставлен столиками с этим знаменитым
светлогорским сувениром. Но гораздо интереснее
самостоятельно найти янтарик. Если повезет – с
застывшим в нем жучком или же мушкой.
“На море-окияне, на острове Буяне лежит
алатырь-камень, а в том камне сила великая, сила
могутная, всяку беду отгоняющая, всяку хворь
исцеляющая, всяку печаль утоляющая”.
Что это за алатырь-камень такой? Ну конечно,
янтарь. Действительно, столетия назад считалось,
что янтарь не только помогает от заболеваний
щитовидной железы, но и исцеляет вообще от всех
болезней, а также придает физическую, умственную,
нравственную силу и приносит удачу в делах.
Алатырь-море –
всем морям отец,
Алатырь-камень –
всем камням отец.
Лежит он среди моря,
среди моря синего,
идут по морю много
корабельщиков,
у того моря
останавливаются,
они берут много
с него снадобья,
посылают по всему
свету белому...
Алатырь-море, – разумеется, Балтийское.
Именно здесь, на территории Калининградской
области, по сей день производится девять десятых
мирового объема янтаря. Другие регионы не
выдерживают конкуренции.
* * *
Янтарь издревле интересовал людей, не
только проживавших на Балтийском море, но и
обретавшихся в разных частях земного шара. На
заре нашей эры Нерон, император римский, посылает
специальную экспедицию на Балтику. А Плиний
Старший пишет о той экспедиции отчет:
“Установлено, что происходит с островов
Северного моря и у германцев носит название glaesum,
ввиду этого и наши соотечественники,
участвовавшие в военных операциях флота цезаря
Германика, назвали один из этих островов Glaesaria –
у варваров он назывался раньше Аустеравия...
Недавно было точно установлено, что от
Карнунтума в Паннонии 600 тысяч римских шагов до
того берега Германии, откуда ввозится к нам
янтарь. И поныне жив еще римский всадник,
посланный туда для приобретения янтаря Юлианом,
ведавшим устройством гладиаторских игр при
принцепсе Нероне. Он обошел некоторые торговые
пункты и берега и привез такое огромное
количество янтаря, что сетки, защищавшие балкон
от диких зверей, скреплены были янтарем, а вся
арена и носилки для убитых гладиаторов и все
прочее снаряжение, необходимое для игр, были
сделаны из янтаря, чтобы создать разнообразие в
самой пышности каждого отдельного дня этих игр”.
Отдавал должное этим исследованиям и Корнелий
Тацит: “Эстии... также обыскивают и море и одни из
всех на его отмелях и даже на самом берегу
собирают янтарь, который сами называют
“глэзум”. Но вопросом о природе его и как он
возникает, они, будучи варварами, не задавались и
ничего об этом не знают: ведь он долгое время
лежал вместе со всем, что выбрасывает море, пока
наша страсть к роскоши не создала ему славы. У них
самих он никак не используется; собирают они его
в естественном виде, доставляют нашим купцам
таким же необработанным и, к своему изумлению,
получают за него цену”.
Кстати, тот же Тацит описал самих “варваров
эстиев”: “Итак, правым берегом Свевского моря
омывается земля племен эстиев, у которых обычаи и
внешний вид, как у свевов, а язык похож на бри-
танский. Они поклоняются матери богов и носят как
символ своих верований изображение кабана. Это у
них заменяющая оружие защита от всего,
гарантирующая почитателю богини безопасность
даже среди врагов. Они редко пользуются железным
оружием, часто же дубинами. Над хлебом и другими
плодами земли они трудятся с большим терпением,
чем нежели это соответствует обычной лености
германцев”.
Да уж, можно посочувствовать горю Корнелия
Тацита – потрясающей красоты “глэзум”
обретается не в Средиземном море, а на Балтике,
среди каких-то недостойных “варваров”, которые
пусть и трудяги, но молятся матери, защищаются
кабаном и не интересуются происхождением этого
“глэзума”.
С тех пор прошли почти что два десятилетия, и по
большому счету ничего не изменилось. И сам
янтарь, и его неустанные добытчики все так же
вызывали любопытство иностранцев. Артемий
Выводцев, российский консул в Кенигсберге, шлет в
1898 году в Санкт-Петербург такое донесение:
“Янтарь залегает на Земландском побережье на
пространстве длиною в пять миль. Ежегодная
добыча составляет около 480 тонн при средней цене
за один фунт 12 золотых марок. Янтарь добывается
из моря сетями и сачками, длинными шестами с
лопатами на конце, с помощью особых аппаратов или
“водолазным путем” (последний из-за большой
дороговизны практиковался меньше всего). Самым
эффективным считается рудокопный способ добычи.
В Пальмникене (ныне поселок Янтарный. – А.М.)
трудилась целая армия рудокопов, в числе которых
были приезжавшие в Восточную Пруссию на
заработки русские подданные”.
Даже интонация примерно та же, что у Плиния с
Тацитом.
* * *
Янтарь сподвигал к романтическому
сочинительству.
Поздно, прощай!..
И кора покрывает последнее слово.
Слезы оттуда текут,
источась на молоденьких ветках.
Стынет под солнцем янтарь,
который прозрачной рекою
принят и катится вдаль...
(Овидий Назон, “Метаморфозы”)
А Михайло Ломоносов философствовал:
В тополевой тени гуляя, муравей
В прилипчивой смоле увяз ногой своей.
Хотя он у людей был в жизнь свою презренный,
По смерти в янтаре у них стал драгоценный.
Он же писал (от лица тех самых муравьев и
мушек) о происхождении янтаря: “Пользуясь летней
теплотою и сиянием солнечным, гуляли мы по
роскошествующим влажностью растениям, искали и
собирали все, что служит к нашему пропитанию;
услаждались между собою приятностью
благорастворенного времени и, последуя разным
благовонным духам, ползали и летали по травам,
листам и деревьям, не опасаясь от них никакой
напасти, и так садились мы на истекавшую из дерев
смолу, которая, нас привязав к себе липкостью,
пленила и, беспрестанно изливаясь, покрыла и
заключила отовсюду.
Потом от землетрясения опустившееся вниз лесное
наше место вылившимся морем покрылось: деревья
опроверглись, илом и песком покрылись, купно со
смолою и с нами, где долготою времени минеральные
соки в смолу проникли, дали ей большую твердость
и, словом, в янтарь претворили, в котором мы
получили гробницы великолепнее, нежели знатные и
богатые люди на свете иметь могут. В рудные жилы
пришли мы не иначе и не в другое время, как
находящееся с нами окаменевшее и мозглое
дерево”.
Вряд ли насекомые и впрямь так были рады своим
пусть и великолепным, но гробницам. Но с основной
своей задачей Ломоносов справился достойно –
описал доподлинный процесс происхождения янтаря
с помощью сказочной и романтической истории.
* * *
Янтари служили службу,
Укрепляя прочность уз,
Приносили мир и дружбу,
А порою и союз.
И в Москву царям нередко
По российской той земле
Шли светильники и вазы,
Что поныне есть в Кремле.
– писал поэт Рудольф Жакмьен.
Действительно, янтарь в России был довольно
популярен, и притом весьма престижен. Взять хотя
бы такой документ: “1674 апреля 17, от царя Алексея
Михайловича выдал стольник И.Д.Голохвастов
шкатулку янтарную сделана подголовашком,
оболочно кожею красною, у подголовашка изнутри
на кровле зеркало оправлено янтарем, а в нем
сделано три ящичка янтарных же выдвижных, да в
нем же всякие мелочи янтарные же, в том числе две
чарочки, четыре четвертинки, бараночек
маленький, обезьянка на стуле, три чашечки
маленькие. Под янтарем писаны травки. И то все
отдано великому государю в казну”.
А чего стоит детективная история с Янтарной
комнатой.
Тем удивительнее, что простой русский народ не
знал о янтаре ну ровным счетом ничего. Одна из
первых жительниц, переселившихся сюда после
войны, об этом вспоминала: “Понятия не имели, что
такое янтарь. Когда с мамой мы жили в подсобном
хозяйстве, там были такие огромные куски. Мы их,
чтобы поджарить хлеб, бросали в печь. Он сгорает
быстро, жар дает. И называли его “канифолью”.
Канифоль и канифоль – горит хорошо. На пляже
много янтаря валялось – и крупный, и мелкий. Его
никто не собирал. Это ведь только в последние
годы ажиотаж начался. А тогда на него и внимания
не обращали”.
В действительности все же обращали. И в 1946 году
даже приказ издали: “Ввиду того, что янтарный
завод, находящийся в частичной эксплуатации
военторга, не может быть эффективно использован
как промышленное предприятие, требующее
специфического руководства, приказываю:
Передать янтарный завод со смежными цехами и
карьером по добыче янтаря, расположенный на
станции Пальмникен Земландского района, из
системы военторга в ведение Министерства
местной промышленности РСФСР”.
Прошло чуть более десяти лет, и туристический
путеводитель, посвященный
достопримечательностям Светлогорска, сообщил:
“По кромке берега бродят, всматриваясь в воду,
искатели янтаря. Сбором янтаря увлекаются очень
многие, независимо от возраста. Можно сказать,
что почти все отдыхающие отдают дань этому
своеобразному виду развлечения. Наиболее
удачливым попадается и крупный янтарь, тогда
вокруг счастливца собираются окружающие и долго
рассматривают прозрачный, налитый солнцем
кусочек, стараясь найти в нем доисторическую
мушку”.
Янтарь сделался достоянием народа, как ни
пафосно звучат подобные слова.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|