БЕЗОПАСНОСТЬ
ОБРАЗОВАНИЯ
Озлобленность, безучастность,
угнетенность...
Сухомлинский был убежден:
несправедливость учителя не оставляет ребенку
шанса на спасение
В одной школе произошел такой случай.
Ученик никак не мог понять, как питается и дышит
растение, как из почки развивается листок, а из
цветка плод и т. д. Учитель часто вызывал мальчика
и каждый раз повторял: “Неужели ты не можешь
понять этих простых вещей, что ты вообще можешь
понять?” На одном уроке он сказал: “Через
несколько дней начнут распускаться почки на
каштанах, мы пойдем всем классом к нашей
каштановой аллее, и если уж там Алеша не
расскажет о том, что понятно каждому, тогда дело
безнадежное”. Учитель очень любил свое детище –
аллею маленьких каштанов, выращенных из плодов.
Накануне урока он пошел с несколькими учениками
к аллее еще раз полюбоваться почками,
украшавшими верхушку каждого деревца. А на
следующий день, когда класс пришел на урок к
каштановой аллее, учитель был поражен: все почки
на деревьях сломлены. Дети стояли опечаленные.
Учитель увидел: в глазах Алеши загорелся огонек
злорадства. За этим поступком взрыв, бурная
вспышка духовных сил ребенка, глубокая сердечная
боль. Мальчик выразил протест против неверия в
его силы.
Одна из важнейших задач педагога состоит в том,
чтобы в процессе овладения знаниями каждый
ребенок переживал человеческое достоинство,
чувство гордости. Учитель открывает мир перед
учеником и утверждает ребенка в окружающем мире.
* * *
Сердце охватывает гнев и возмущение,
когда видишь равнодушного, безропотного ребенка,
готового терпеливо слушать хоть целый час
назидания учителя, абсолютно безразличного к
словам товарищей: ты отстающий, ты останешься на
второй год... Что может быть безнравственнее, чем
подавить в человеке его чувство собственного
достоинства! От того, как ученик относится в годы
детства и отрочества к самому себе, каким он
видит себя, в огромной мере зависит его моральный
облик.
* * *
Учение – не механическая передача
знаний от учителя к ребенку, а прежде всего
человеческие отношения. Отношение ребенка к
знаниям в огромной мере зависит от того, как он
относится к учителю. Если ученик почувствовал
несправедливость, он потрясен… Если же дитя
переживает несправедливость и сегодня, и завтра,
и так в течение всего года, его нервная система
вначале возбуждается, затем наступает
торможение – угнетенность, ослабленность,
апатия. Резкие скачки – возбуждение и торможение
– приводят к тому, что ребенок заболевает.
* * *
Странные с первого взгляда заболевания
– школьные неврозы, или дидактогении.
Парадоксальность дидактогений заключается в
том, что они бывают только в школе – в том
священном месте, где гуманность должна стать
важнейшей чертой, определяющей взаимоотношения
между детьми и учителем. Дидактогении – детище
несправедливости. Несправедливое отношение
родителей или учителя к ребенку имеет множество
оттенков. Это прежде всего равнодушие. Нет ничего
опаснее для становления нравственных и волевых
сил ребенка, чем безразличие учителя. Затем
окрик, угроза, раздраженность, а у людей, не
обладающих педагогической культурой, даже
злорадство: вот ты не знаешь – давай сюда
дневник, я тебе поставлю двойку, пусть родители
полюбуются, какой у них сын...
* * *
В течение нескольких лет изучаю
школьные неврозы. Болезненная реакция нервной
системы на несправедливость учителя у одних
детей приобретает характер взвинченности, у
других – это мания несправедливых обид и
преследований, у третьих – озлобленность, у
четвертых – напускная (деланая) беззаботность, у
пятых – безучастность, крайняя угнетенность, у
шестых – страх перед наказанием, перед учителем,
перед школой, у седьмых – кривлянье и
паясничанье, у восьмых – ожесточенность,
принимающая иногда (очень редко, но этого нельзя
игнорировать) патологические проявления.
* * *
Предупреждение дидактогений зависит от
педагогической культуры родителя и учителя.
Самой главной чертой педагогической культуры
должно быть чувствование духовного мира каждого
ребенка, способность уделить каждому столько
внимания и духовных сил, сколько необходимо для
того, чтобы ребенок почувствовал, что о нем не
забывают, его горе, его обиды и страдания
разделяют.
Из книги В.Сухомлинского “Сердце
отдаю детям”
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|